07:04 Семинар работников ДОУ | |
Семинар
работников ДОУ 29 февраля на базе детского сада «Кораблик» руководители РМО С.В.Гнетьева,Н.М.Белая МДОУ д/с №28 в очередной раз провели семинар на тему «Интеграция образовательных областей как условие со современного педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях». Интеграция образовательных областей на практике была показана на примере занятия в старшей группе МДОУ д/с № 63, воспитатель Т.П.Меньшикова. Интегрированное занятие «Тайна живой природы». На занятии использовались наглядные пособия, иллюстрации птиц, предметы для практической работы, схема участка, аудиозапись голосов пернатых, словесные методы: беседа, рассказ, обсуждение, художественное слово. Применялись дидактические игры и игровые упражнения. Из практических - физкультминутка и проведение опытов. В ходе занятия приводилась словарная работа, обогащение словарного багажа прилагательными и новыми терминами. На примере занятия участники семинара увидели интеграцию всех образовательных областей. С.В.Гнетьева рассказала о «Моделировании образовательной программы на основе ФГТ». Федеральные государственные образовательные требования - это нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями. Образовательная программа будет состоять из двух частей: обязательная (составляет 80%) и вариативная(20%). ФГТ возникли по ряду причин: вариативность дошкольного образования (при поступлении детей в школу нужен единый результат); преобладание занятий как основной формы обучения детей (должна быть совместная деятельность, самостоятельная деятельность); дисбаланс образовательной нагрузки по основным линиям развития ребенка. Содержание по направлениям развития ребенка должно обеспечиваться равном процентном отношении. Образовательные задачи решаются не только в рамках образовательной деятельности, необходима реализация принципа научной обоснованности и практической применяемости. Каждая образовательная область должна интегрировать с другими областями. ФГТ направлены на создание того единого старта у детей дошкольного возраста, который необходим для поступления в школу. Дошкольник должен обладать интегративными качествами личности, которые позволят ему в дальнейшем успешно обучаться в школе. С докладом «Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию общеобразовательной программы дошкольного образования» и «Интегративный подход к организации развивающих центров активности детей» семинар продолжила Н.М.Белая. Существует проект создания ФГТ развивающей среды, которые должны быть в каждом ДОУ. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную без чрезмерного обилия и без недостатка целостную многофункциональную трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Материалы должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности. Предметно-развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Должны учитываться пол, возрастные особенности. Следует тщательно ограждать ребенка от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия; вызывают проявление жестокости, по отношению к персонажам игры-людям и животным; вызывают проявление жестокости по отношению к игрушкам; провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием ; вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам , выходящим за компетенцию детского возраста. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Обстановка в группах создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение каждой группы разделено на несколько центров, в каждом из которых находится достаточное количество материалов для исследования и игры. Тему интегрированных занятий продолжила С.В.Гнетьева. Весь образовательный процесс строится на комплексно-тематическом подходе и учитывается принцип интеграции. Интегрированные занятия отличаются тем, что соединяют знания из разных образовательных областей, взаимодополняющих друг друга. Они способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса детей, способствуют развитию речи, формированию мнения детей, помогают сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку, углубляют представления о закономерности, позволяют расширить кругозор. Интегрированные занятия основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают и углубляют выводы, наблюдения, эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения. Такое занятие составляет единое целое, а этапы занятия - это фрагменты единого целого. Подобное формирование позволяет рассматривать занятие как научно-деловое построение, в котором важен комплекс знаний и умений, изученного и изучаемого. Существуют и трудности к подготовке интегрированного занятия – сложность отбора учебного материала, подробное структурирование занятия, проблема личной совместимости педагогов. Н.С.Коваль, методист д/с «Полян-ка» п.Жирекен, говорила о «Системе работы ДОУ по использованию интегрированных занятий в воспитательно-образовательном процессе». Существует ряд положительных моментов интеграции в образовательно-воспитательном процессе: эффективное усвоение задач воспитательного, развивающего и обучающего направления. Интегрированный подход - один из путей совершенствования личности ребенка, что предполагает развитие разносторонних способностей. Используется образовательное пространство не только группы, но и всего детского сада, прилегающей территории. Формирование личности педагога и ребенка происходит в результате совместной творческой деятельности воспитателя и детей, приобретая коллективный вид творческой деятельности и ее организации. Применяя интегрированные занятия, у детей происходит создание целостной картины мира, повышается качество образовательного процесса, формируются личности ребенка и педагога, повышается профессиональная компетентность педагогов, осваиваются новые технологии интегрированного подхода. Кроме того, большое значение имеет включение в проводимые совместные мероприятия родителей. С докладом по теме «Интегрированный подход к образовательному процессу в ДОУ» выступила О.П.Аладько, воспитатель ДОУ «Черемушки». Психологи утверждают, что дошкольный возраст открывает нереальные возможности в познании окружающего мира, раскрыть которые помогает образовательная деятельность. На занятиях совместной и самостоятельной деятельности успешно развивается самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что способствует процессу активного овладения знаниями. Интегрированный подход развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Форма проведения занятий не стандартна, очень интересна и эффективна. Педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности. В ходе семинара проведен тренинг по отработке навыков проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей. Проведено упражнение «Сходства и различия», тест обмен мнениями. Все педагоги прошли анкетирование. Всем присутствующим предоставлены практические материалы в «Методическую копилку». Участники семинара обсудили возникшие вопросы и подвели итоги мероприятия. И в заключение проведена захватывающая игра «Пожмем друг другу руки». Семинар прошел достаточно плодотворно, каждый из присутствующих взял для себя многое из опыта своих коллег. Ольга
Казакова | |
|
Всего комментариев: 0 | |