Вера Панченко

Ткань времени

(воспоминания)

Часть первая        

Из родительских  рассказов

Мамин отец Григорий Егорович Окороков уроженец  деревни Васильевка Чистопольского уезда Казанской губернии. Из истории  края:  русское население здесь появилось в 17 столетии: беглые крестьяне (узаконила их Екатерина Вторая), служивый народ, охранявший укрепления, переселенцы, раскольники… От кого-то из них тянется  ниточка нашей родословной.


Семья Григория Егоровича Окорокова. Во втором ряду слева Любовь Григорьевна.

 Уруша  1927 год.

Дедушка  Григорий родился в 1886 году. Происходил из довольно бедной семьи, но обут был в сапоги с калошами – признак деревенской состоятельности. Однажды на какой-то праздник молодежь разгулялась, подвыпивший Григорий Егорович стал на голову и давай стучать ногой об ногу. Вдруг голенища сапог покатились вниз и на ступнях остались одни калоши. Вся деревня увидела, что это не сапоги, а всего лишь голенища с союзками, заправленными в калоши. Ну, Гринька! Пускал пыль в глаза, - хохотала деревня…  Ростом Гринька не вышел, красотой – тоже, волосы, правда, были кудрявые.

Мамина мама Анастасия жила в этой же деревне. Чем Гринька привлек   к своей особе внимание высокой,  красивой девушки, осталось неясным, но она дала согласие на сватовство. Пришел он с другом, превосходившим его по внешним данным. Начались сватовские разговоры. Бабушка, улучив минуту, вызвала Настю в другую половину избы и спрашивает: который жених, этот? Имея в виду друга. Настя отвечает, нет, - другой, кудрявый. И тут же получает оплеуху за свой выбор. Но свадьба состоялась. Перед венчанием Гринька подложил  в обувь, под пятки, деревяшки, чтоб не быть  ниже невесты…

В семье мужа, где были старшие братья, за стол садились тринадцать человек. Перед хозяйкой дома стоял ведёрный самовар, домочадцы протягивали к ней стакан за стаканом (каждый выпивал с добрый десяток) – она успевала только наливать. Когда все, насытившись, расходились, свекровь бралась за свой стакан.  Один свекор  не уходил. Он сидел напротив и, плюнув ей в лицо, говорил: старая дура, никак напиться не можешь…  Она, обтираясь передником, спокойно отвечала: плюй, плюй, старый дурак, на том свете всё слижешь…

У свёкра был деревянный ящичек с хитроумным замочком, в котором  он хранил чай и сахар для воскресных и праздничных чаепитий. А когда глава семьи уезжал по делам на несколько дней, семья оставалась без чаю и сахара. Но воскресного чаю очень хотелось! В один из отъездов  отца старший сын сумел отодвинуть дощечку на дне ящичка и получил доступ к желанным ценностям. Почаевали раз, другой… Однажды свекор обнаружил, что ящичек стал подозрительно лёгким. Всем досталось, как следует.

Как-то Настя сажала в русскую печь листы с пирогами. Один лист повернулся косо – пироги на нем сдвинулись. Настя в сердцах сказала: А-а, косые, кривые – все свёкру…  А тот сидел на печи, услышал Настины слова, слез, взял кочергу и все пироги перекосил.

В доме висел глиняный рукомойник. Настя его нечаянно чем-то стукнула – на нем появилась трещина. В гости пришел Настин отец, спокойный, рассудительный человек: как живешь, кум? Тот стал жаловаться: Настя, такая-сякая, рукомойник сломала. Отец подает ему пятак: купи себе новый и успокойся…

Когда появились старшие дочери, Пана и Люба, похоже, семья Григория уже  жила отдельно от свёкра. Наверное, в 1911 году Григорий, наслушавшись разговоров о богатых и свободных территориях на Востоке, собрался туда в числе других односельчан. Чистопольские земли были плодородными – хлебопашество, пчеловодство, но население больно многочисленно… Устроившись в селе Игнашино, на Амуре, через год Григорий приехал повидаться с семьей и родиной. Затем прошел еще год. От Григория – ни писем, ни денег. Родился сын Вася. Настя зарабатывает, как может. Жнет хлеб на чужих полях, шьет соседям обновки на швейной машине (по тем временам,  в деревне такая машинка – редкость). Как-то на Масленицу народ гуляет, а Настя сидит у окна за машинкой и строчит. Пришел знакомый, говорит: увидел тебя в окне – почему работаешь в праздник? Настя стала рассказывать, что от Григория – ни денег, ни писем. Знакомый говорит: приду к тебе после праздника, напишем ему письмо, а сейчас одевайся – пойдем гулять. Действительно, пришел и написал, немного сгустив краски, и добавил от себя какие-то внушительные слова. Письмо сработало: Настя получает ответ  и денежный перевод на дорожные расходы до Игнашино.

Наша мама родилась в 1910 году. Когда бабушка Настя собралась ехать на Восток, маме было четыре года, старшей сестре семь, а маленький Вася был на руках. Как ехали на поезде до Сретенска, мама не помнит. В Сретенске сели на пароход. Поместились на палубе. Рядом артель плотников с топорами за поясом. Видя женщину с тремя детьми, сочувствовали и помогали, как могли. Приехала Настя на новое место жительства перед самой войной.

Короткая справка о селе Игнашино: первый раз образовано в 17 столетии при  появлении на Амуре отряда Хабарова,  вторично - в1857 году Забайкальским казачьим конным полком в числе  первых  пятнадцати  сёл  и станиц на Амуре. Название получило от имени первопоселенца.

В Игнашино дед Григорий работал помощником на почте. Начальница почты овдовела, и Григорий помогал ей не только в почтовых делах, но и  домашних. Начальница была не бедной, жилось ему, как коту в масле, - немудрено, что  своя семья отодвинулась куда-то, но – письмо знакомого подействовало…

Из своего детства мама рассказывала  много,  помнится  (хоть и  отрывочно) благодаря тому, что она умела рассказывать живо, красочно.    В Игнашино снабжение было не ахти – ездили за покупками через Амур, на китайскую сторону, в Мохо. На выходе с переправы  шла проверка: нельзя  провозить более установленной нормы. Бабушка хитрила: брала с собой маленькую Любу и обматывала вокруг нее отрез ткани. С какой-нибудь конфеткой в руках, та мчалась по сходням мимо таможни, крича: Панка, смотри, что у меня есть!  На ребенка не обращали внимания.

Обжились, купили свой дом. Дед  работал на лесозаготовке. В молодости был он скуп и сварлив. Очень не любил что-либо покупать детям. Бабушка во время его отъездов выкручивалась, обшивала дочерей. А когда в праздник они надевали новые платья, он тщеславился: вот, какие у меня девчонки нарядные – не хуже других. Когда приходил домой обедать и видел, что  стол не  накрыт, поднимал крик: я работаю, а обо мне никто не заботится. Случалось, что он заезжал с лошадью во двор, а суп еще не сварился. Тогда бабушка торопила дочерей: ставьте скорей на стол хлеб, тарелки. Увидит, что стол накрыт – будет ждать молча.

Бабушка была ангелом семьи, терпеливо сносила вздорный характер мужа, умела скрывать  конфликты. Однажды отец при детях  ударил её  ремнем, металлическая пряжка попала в бровь,  кровь потекла по лицу. Бабушка зажала рукой рану, чем-то закрыла ее, быстро овладела  собой и спокойно стала говорить: ничего, ничего, это случайно – всё хорошо…  С людьми дед тоже ладил не всегда, и там бабушке приходилось исправлять отношения. Бабушка была общительной и приветливой, ее приглашали в компании, где она перенимала всё интересное. Побывала на пикнике – очень ей понравилось, и своей семье стала устраивать «завтрак на траве».

Однажды  случилось большое наводнение – вода шла высоким валом. Настя успела детей поднять на крышу дома – там и отсиделись. Вода быстро пришла – так же быстро и ушла. Но страх, испытанный ими, был велик. Еще раз мама испытала сильный страх, когда шла по лесу – надо было отцу что-то отнести. Густой, высокий, черный лес наводил на ребенка ужас – мама почувствовала, как под платком волосы зашевелились и приподнялись.

Семья оторвалась от своей родины навсегда. Никому не удалось съездить в Васильевку, навестить родных. Однажды, рассказывает  мама, родители вдруг заговорили на непонятном языке. Мы удивленно закрутили головами – что такое? Почему мы не поняли ничего? Но старшие замолчали, ничего не объясняя, и больше ни разу это не повторилось. Скорее всего, они знали язык аборигенов Чистополья – чувашей или татар. А какая у них личная связь с этим языком – об этом ни слова.

Отношения с игнашинской школой у мамы не сложились. В первом классе отучилась благополучно, а во втором произошла какая-то неприятность из-за бутылки молока, которую она принесла с собой на обед. Учительница велела  привести в школу мать - мама совсем перестала ходить на уроки, на этом обучение закончилось. Но человеком  была одаренным: позже, в молодости, любила сочинять частушки. И всю жизнь она самозабвенно вязала крючком, сама конструировала крупные изделия, - это было подлинное мастерство.

К началу революции у семьи уже хорошее хозяйство: в крытом дворе стояли дом, амбар, сарай, конюшня, хлев. Кроме картошки и овощей, сеяли пшеницу, гречиху, овес. Николай Григорьевич Окороков,  мамин  младший брат, пишет в своих воспоминаниях: в хозяйстве были два коня, три коровы, чушки, гуси, куры, утки. Со старшей маминой сестрой Паной еще в Васильевке, в раннем детстве, случилось несчастье – упала с полатей и сломала позвоночник. Ходила она, согнувшись в пояснице, по дому делала всё, но в поле не работала. Мама была за старшую и работать ей приходилось за двоих. Запрячь лошадь и ехать в поле или на покос – это для нее в порядке вещей. К слову, вспомнился  случай из нашего детства. В Ульякане – Володе было лет пятнадцать -  мама послала его запрячь станционного коня. Что-то Володя долго копается. Вышла посмотреть – какой-то ремень он прилаживает не к месту. Мама долго изумлялась: в таком возрасте не уметь коня запрячь – это что такое? Выросшая на коне, она не представляла, что может быть иначе… Была у них добрая и смирная лошадь  Голубуха. Как-то  отец подковывал ее в станке. Почему-то лошадь беспокоилась и переминалась с ноги на ногу. Вместо того, чтоб поговорить с ней ласково и успокоить, отец ругался и сильно тыкал молотком в ее толстое брюхо – лошадь была жеребой. Мама подкралась и перерубила уздечку, за которую лошадь  привязана. Голубуха  взвилась и ускакала.  Отец в ярости кинулся за дочерью, а та заскочила в дом и накинула крючок на дверь…

Как-то остановился в их доме наезжий человек, прибывший в деревню по делу, пожил  несколько дней, посмотрел, как мама умело управляется с хозяйством, и сказал: счастлив будет тот, кому эта девочка достанется. Уезжая, подарил ей отрез на платье.

В годы гражданской войны семья потеряла всё. Как-то, поздно вечером, наведался давний знакомый и потихоньку предупредил: наступают красные, очень скоро будут здесь, они жгут все более-менее зажиточные дома. Настя спрятала в подпол амбара  тулупы,  теплую одежду и обувь, швейную машинку  и еще что-то. Отступали на пароходе по Амуру, жители положили на палубе детей и закидали одеялами. Настя, несмотря на свист пуль, приподнималась, смотрела  на дымы над деревней. Поняла: родной дом горит… Вернулись на пепелище. В подполе дома лежала картошка – сверху была запеченной. Вещи, спрятанные в другом подполе, сохранились. Они облегчили жизнь – Настя стала зарабатывать на машинке, обшивая погорельцев.

Запомнился мамин рассказ, относящийся, судя по всему, к этому времени. Где-то они жили, все в одной комнате, вечером дети уже спали (их четверо), горела лампа, Настя сидела за машинкой. Окна не зашторены – видно, что мужчины в доме нет. Вдруг сильный стук. Часты были грабежи и убийства, но Настя пошла и открыла дверь. Из сеней быстро  вернулась в комнату и оттуда сказала: проходите, дорогие гости. Это были местные бандиты. Они рассчитывали, что когда хозяйка откроет дверь, они тут же, в темноте, её пристукнут. А когда вошли за ней в комнату – на свету, при виде спящих детей, вся бандитская решительность испарилась. Стали спрашивать, где хозяин, почему она не побоялась открыть дверь, – в общем, завели светские разговоры. Посидели и пошли...

В 1926-м, как пишет Николай Григорьевич,  в семье уже семь человек:  в 18-м родилась Вера, в 21-м  Николай, автор воспоминаний. В хозяйстве  -снова  свой дом, два коня и прочая живность. Скорее всего, к этому времени относится мамин рассказ, как она работала с отцом на лесозаготовке. Мама была подростком. Жили в землянке, целыми днями на морозе валили лес. Отец нагружал на сани по два бревна, садился на переднюю  лошадь, а мама – на задней лошади. Вывозили бревна из лесу к месту складирования. За всю дорогу ни разу отец не обернется. Однажды бревна скатились с саней, лошадь запуталась в постромках, её душит упряжь. Мама сама ничего сделать не в силах, кричит отца, тот не слышит – уже далеко, все-таки еле докричалась…  К вечеру мама пораньше идет  в землянку, чтобы приготовить ужин. В этом лесном жилище половины пола нет - зияет глубокий провал, надо в темноте нашарить спички, зажечь лучину и не свалиться в яму. У мамы разболелись ноги. Приезжает мать – привезла продукты. Посмотрела на мамины ноги и говорит отцу: Любке необходимо домой – без ног может остаться. Отец уперся – а как он будет здесь один? Настя была решительной: сговорившись с дочерью заранее, она стала собираться домой, всё уложила  и, выбрав момент, когда отец куда-то отошел,  посадила на сани дочь, а сама осталась.  Дома – тоже не подарок: хозяйство и дети, но хоть в тепле и ноги можно лечить…

Семья переезжает из Игнашино в Урушу. Опять воспользуюсь подробностью из записок Николая Григорьевича: две лошади запряжены в телеги – жеребят, телят, чушку довезли до Ерофея Павловича. Там погрузили всё хозяйство в вагон и привезли на станцию Уруша…

 Куплен  дом-пятистенок. Во вторую половину дома пришли квартиранты – два молодых человека, работающих на железной дороге. Это были Иосиф Панченко и его двоюродный брат Иван Савченко. Прошло какое-то время,  и наш будущий папа стал сватать нашу будущую маму. Он старше был на десять лет. Маме вот-вот исполнится семнадцать – замуж ей не хотелось. На вечеринки-то только начала ходить. Мать, в конце концов, ей сказала: просидишь ты еще хоть десять лет – такого человека не найдешь… Регистрировать молодую пару отказались: надо ждать восемнадцати лет. Старшая сестра Пана тоже была сосватана за Федора Рымарева. Сыграли одну свадьбу для обеих дочерей. Пана ушла к Федору, а мама с папой поселились во второй половине отцовского дома.

Есть старая фотография, на которой три молодых пары. Подпись сделана папиной рукой: снимались 3 ноября 1927 года в городе Рухлово (ныне Сковородино). И перечислены персонажи: Панченко Иосиф и Люба, Рымаревы Федя и Пана, Савченко Иван и Шура. Значит, регистрировались позже. Началась своя семейная жизнь. Мама рассказывает: как-то поставила тесто и, чтоб оно быстро не поднималось, собралась его вынести на холод, а тут заходит папа. Мама протягивает ему лист со стряпней и говорит: Еся, вынеси в сенцы. Бабушка, услышав это, устроила маме нагоняй: человек с работы, а ты весь день дома - трудно самой сходить? Бабушка была добра к людям и справедлива.

В 1927-м у бабушки Насти родилась поздняя дочь Людочка. Отец Григорий приехал на обед не один, а с мужиками, хозяйка стала их кормить. Поставила всё на стол и ушла. Почувствовав приближение родов, она взяла всё необходимое, пошла в зимовье, родила ребенка, обмыла, запеленала.  Мужики еще сидели за столом и разговаривали, когда она вернулась с ребенком на руках.

В 1929-м, как пишет Николай Григорьевич, у них отняли трех коней, шесть жеребят, две коровы, двух телят. Семье оставили дом, корову, три козы, кур, гусей. Отец купил пчел… Работал он тоже очень много. Вскоре отца арестовали - обвинялся  в подделке почтового перевода (работая на почте), но было  обвинение выдуманным или нет, мама так и не узнала. Вполне возможно, что арест был связан с изъятием половины его хозяйства для колхоза. Позже, той же участи подвергся и сын Василий, будучи совсем еще юношей.

Передо мной фотография семьи, примерно, 29-го года, но – явно накануне бедствий. Старшие сестры, возможно, уже уехали из Уруши – на фото их нет. Мать с отцом и четверо детей: Вася, Вера, Коля и Людочка на руках у матери, примерно, двух лет. Семья одета хорошо, мать улыбается, Вера еле сдерживает смех, лица спокойные, открытые. Отец смотрит уверенно, с достоинством. О каком мелком мошенничестве может идти речь?

По окончанию срока, в 36-м, отцу разрешили жить в леспромхозовском поселке Ундурга Чернышевского района. Мать собралась переезжать к нему. Младшая Людочка заканчивала второй класс, Николай не учился. Откладывать переезд нельзя – пропустишь время огородной посадки. Оставив младших детей до окончания учебного года, мать погрузила хозяйство в товарный вагон. В него поместилась еще одна семья, где была молодая женщина в положении на последнем месяце. Вагон прицепили в хвост состава, и поезд двинулся в дорогу. На станции Ксеньевская паровоз брал воду. Другой состав был принят на занятый путь и врезался в последний вагон стоящего поезда. Вагон был раздавлен. Тучей над ним гудели пчелы, которых везла мать. Настю, перелетевшую через весь состав, нашли возле трубы паровоза с глубокой раной на лбу. Беременная женщина как сидела на столе посреди вагона  -  так вместе со столешницей  вылетела в открытую дверь  и приземлилась, не получив ни царапины.

Мама с папой к этому времени жили в Бушулее. Мамина сестра Пана, разведясь с Федором, вышла замуж за Ивана Семеновича Афанасьева и переехала  в Нанагры. По скорбному известию в Ксеньевскую приехали   мама и сестра Пана с  мужем. Их провели  туда, где лежала их мать.  Иван Семенович подсунул свои руки под ее худенькое тело, приподнял  и воскликнул: мама, мама, что с вами сделали? Моя мама Люба упала в обморок.  Иван Семенович очень ценил и любил свою тещу… Мама рассказывала мне о гибели своей матери не единожды, и каждый раз плакала, и слушать ее без слёз тоже было невозможно.

Григорий Егорович в Ундурге вскоре женился на молодой женщине Феодосии, у которой был сын Петр. У них родилась дочь Аня. Я помню, как мы в 39-м, из Ульякана, ездили в гости к деду. Зеленая улица, аккуратный домик, в нем очень чисто и много цветов. Чинно сидели за столом, красивые тарелки, надо было вести себя сдержанно – это было внове. Мама относилась к мачехе уважительно, я называла ее бабушкой. Она к нам относилась тоже хорошо. Кажется, одарила нас теплыми варежками. Во всяком случае, потом она довольно часто присылала  варежки, которые вязала мастерски. И всю жизнь относилась к нам, как родным. Кажется, уже после войны дедушка со своей семьей переехал в Балаганск Иркутской области.

Я нашла у себя в столе письмо от Ани Окороковой, теперь Зелениной, от 28 марта 1977 года, из Балаганска.  Она пишет: дедушка наш умер 17 декабря 1975 года, а через полгода, в мае 76-го, умер мой брат Петр Калмычков. Ты его помнишь, Верочка? Эти утраты, конечно, очень сказались на здоровье мамы. Но все же она еще у нас молодец, на ногах. В июне ей исполняется 80 лет, а отец не дожил до своего 90-летия один год. Последний год очень болел, два раза лежал в больнице с болезнью Боткина. Так и не поправился. Умирать очень не хотел. Только бы сейчас и пожить, говорил, - машина своя, телевизор. Мало мы его покатали.  Дети мои учатся, Нина – в 8 классе, Андрей – в 7-м, Алеша – в 3-м. Учатся хорошо. Я работаю в школе уже двадцать лет.

Собрав мамины рассказы  воедино, я вдруг поняла, с каким упорством семья  деда возрождала свой очаг, с какой силой духа боролась не только за свое выживание, но и за достойную жизнь, – вопреки всем разрухам и бедам. Это и есть дух народа. А воспоминания продолжаются.

ЧИТАЙТЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ

НАЗАД В РАЗДЕЛ