Главная » 2012 » Июнь » 6 » Некоторые штрихи к портрету «модернизации образования»
14:09
Некоторые штрихи к портрету «модернизации образования»

Прошло первое десятилетие образовательных реформ, которые    завершатся к 2020 году. Половина пути еще впереди

Эффекты модернизации очевидны: ЕГЭ и ГИА в новой форме, похоже, прочно стали безальтернативными «независимыми» механизмами государственной (итоговой) аттестации, процедура проведения которых напоминает стратегическую программу жесткого отбора будущих студентов, под стать законам военного времени, с атрибутами «конвоирования».

Многие остаются за бортом фортуны. Однако, эти многие, выплачивая из родительского кошелька солидные деньги, поступают на вполне законных основаниях в коммерческие ВУЗы, заканчивают их. Но тут есть вопрос к качеству. Троечник-специалист с высшим профессиональным образованием – это не ожидание общества. Он в большей части не может найти себя. Причина тому - завышенный уровень притязаний.

От первого «эффекта» многие ВУЗы, используя огромный научный потенциал своих сотрудников, обеспечивают занятость и денежное содержание последних, а в масштабах общества работают «на корзину».

Из всех получивших высшее педагогическое образование забайкальцев по своей специальности работают всего 16%, тогда как повсюду не хватает квалифицированных кадров.

Ежегодно растет в школах района число вакансий. В настоящее время острым является дефицит учителей русского языка, математики, физики, биологии, иностранного языка, обществознания, физической культуры – всего необходимо 27 специалистов.

Тема эта избитая. Она не решалась и не решается. Ежегодно 80% из молодых, вновь поступивших в наши школы кадров, возвращается назад. Главная причина – отсутствие жилья, даже в районном центре.

В некоторых поселках учителя вынужденно проживают прямо в школах.

Нельзя не сказать о современных ИКТ-технологиях, благодаря которым образование для детей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья становится доступным. Но вот беда в том, что дистанционное обучение – это вещь универсальная: и передающая, и принимающая стороны к этому должны быть готовы. Скорость приема-передачи должна соответствовать, нужны подготовленные специалисты, обеспечивающие прием-передачу, скорость, наконец.

Рычагов прямого воздействия на провайдеров Internet у учреждений нет, т.к. на обеспечение трафика государственные контракты подписываются Министерством образования края. Очень плохого качества услуга, предоставляемая компаниями «Мегафон», «Ростелеком». Практически никогда скорость не соответствует заявленным параметрам, а деньги-то идут. Это продолжается уже второй год. И если проблема не будет решена, заявленная нами экспериментальная работа по дистанционному обучению рискует провалиться едва начавшись.

Под современные реалии приходится подстраивать и разнообразие муниципальной образовательной сети.

Продолжается спад численности населения на селе. Это больно ударяет по школе, которая в большинстве поселений единственно организованное место работы людей. Отток населения, большая смертность, уничтожение аграрного производства приводят к следующему «эффекту» - оптимизации сети.

На очереди реорганизация основной школы в селе Курлыч в начальную. Что делать, если нет учителей физики, химии, биологии, истории, географии, обществознания, иностранного языка, детей, наконец?

Население села за последние три года сократилось на 59 человек.

Что делать, если нагрузка на учителей низкая и нет жилья? Что делать если в школе не выдерживаются аккредитационные требования?

Вопросы можно продолжить, но легче не станет. Вот и принято решение летом 2012 года реорганизовать эту школу. Желающие из 5 – 9 классов будут устроены бесплатно в муниципальный пришкольный интернат МОУ СОШ с. Укурей.

За период с 2008 года на ремонт школ из федерального, краевого и районного бюджетов выделено и освоено около 15 млн. рублей.

Проведен капитальный ремонт МОУ СОШ с. Мильгидун, восстановлен корпус спортивного зала МОУ СОШ №78, частично заменены окна МОУ СОШ №70.

Однако принципиально эти работы облик школ не модернизировали.

Остаются аварийными или требуют капитального ремонта здания МОУ СОШ №2, №63, ООШ с.Новоильинск, НОШ с.Кадая, д/с «Огонек» с.Гаур, д/с «Черемушки» с.Мильгидун, МОУ СОШ №78, №70, д/с «Полянка»; электроосвещение МОУ СОШ с.Комсомольское, №78; ремонт кровли МОУ СОШ с.Алеур.

Сегодня очень опасно находиться в некоторых помещениях детских садов «Полянка» и «Теремок». Отсутствие ресурсов не позволяет выполнить мероприятия по созданию в них безопасных условий. Исписано много бумаги в адрес различных властных инстанций, однако отовсюду мы получаем отказ. С одной стороны, родители требуют проведения срочного ремонта, некоторые даже высказывают прямые обвинения в мой адрес о якобы нецелевом расходовании выделяемых на ремонт финансовых ресурсов из районного бюджета.

Я готов отчитаться за каждый выделенный рубль. Проблема, однако, в том, что очень много дыр на израненном теле образования.

На ремонт д/с «Полянка» в ценах 2010-2011гг. необходимо 1,9 млн. рублей, школ № 2 и № 63 – 102 млн. рублей, филиала ДДТ п.Чернышевск в п.Аксеново-Зиловское – 6,5 млн. рублей, реконструкцию плавательного бассейна д/с № 63 – 3,5 млн. рублей.

А мы на текущий ремонт денег не можем найти. Несколько лет подряд не выделяется денег на моющие средства, другие хозяйственные расходы.

Вот такая тупиковая безысходность.

Не без подачи некоторых авторитетных и известных в обществе лиц сознательно подбрасывается тема о так называемых поборах в школах и садах. Это делается специально, чтобы «столкнуть лбами» школу и сад с родителями.

Господа хорошие, унизительно, омерзительно, оскорбительно обращаться к помощи родителей или других благотворителей!

Вдвойне омерзительно, когда сверху до низу все ступени власти знают, что денег на общее и дошкольное образование направляется мизер и они же подливают масло в огонь, действуя по принципу «разделяй и властвуй», а не «объединяй и созидай».

За восстановленный после повреждений детский сад № 28 п.Чернышевск (прошло уже полгода) задолженность наша составляет около 370 тысяч рублей.

Скажите, к кому обратиться, чтобы мало-мальски ещё на один учебный год «залатать  дыры» школ и садов, если не к родителям, спонсорам, благотворителям, если помощи ожидать неоткуда? Лето очень корот-кое – и в отпуска надо отправить людей, и отдых детей организовать, и объекты готовить к учебному году и зиме.

До тех пор, пока не будут на высшем уровне руководства страны приняты меры по устранению создавшихся противоречий в сфере финансово-бюджетной политики между центром и регионами, напряженность в обществе родителей и педагогов будет сохранена.

Не думаю, что открыл Америку. Все об этом знают хорошо.

Кому-то очень нужны крайние и они их находят, чтобы отвлечь людей от истинных причин…

Не выделяется средств на обновление котельного оборудования учреждений.

В прошлом году из бюджета муниципалитета на подготовку 44 учреждений (это 67 зданий и сооружений) выделено 1,39 млн. рублей.

На текущий финансовый год не запланировано ни копейки кроме «джентльменского обещания» руководителя района об одном миллионе рублей.

И, надо понимать, это деньги не сверх лимитов на образование, а из бюджета образования. Их пока нет и не факт, что будут.

Старики и дети – вот приоритеты социального государства! Расходы муниципального бюджета на питание детей в интернатах с круглосуточным пребыванием (их всего-то 49!) при норме 103 рубля в день составляет 42 – 48.

В детских садах ежедневно каждый наш воспитанник недополучает в свой рацион питания продуктов на сумму 42 рубля.

Это «дежурные» вопросы, стоящие  перед образованием и органами местного самоуправления района. Решение можно найти в следующем: поднимая и так очень высокую плату за содержание детей в ДОУ, либо целенаправленное выделение из бюджета района необходимых ресурсов.

Следующее «достижение» модернизации.

В 2005 году на организацию летней оздоровительной кампании из бюджета муниципалитета выделялось 1,0 млн. рублей, а за последние три года – совсем мало или почти ничего.

Нынешний год не исключение – утверждено 50 тысяч рублей. А меж тем, отдых и занятость 4 тысяч ребятишек предстоит организовывать летом 2012 года. 2,9 млн. рублей на организацию питания детей ожидается из краевого бюджета.

Получается как всегда: красное лето не обещает быть красочным для наших детей. Средств хватит только на одну смену. Конечно, мы будем организовывать кратковременные ежедневные воспитательные мероприятия, слеты, экскурсии.

Разница в приоритетах финансирования составляет меньше в 20 раз.

Увеличение заработной платы в размере 30% вошло в жизнь учителя с введением новой системы оплаты труда, основанной на ученико-часе и новой «закруткой гаек» - введением Федерального закона №83-ФЗ. Средний размер начисленной заработной платы учителей за одну ставку по-прежнему уступает зарплате по работающей экономике (с/х в зачет не берем).

Разработаны и доводятся муниципальные задания и планы финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Заключены договоры с руководителями бюджетных учреждений, новшеством в которых является то, что учредитель по обязательствам учреждения субсидиарную ответственность больше не несёт, то есть, если тебе положено располагать пятью рублями, то и обязательства твои не должны превышать это значение, в противном случае, работодатель увольняет руководителя школы, сада по своей инициативе. Ни больше, ни меньше.

Каждое учреждение получило «финансовую самостоятельность» на выполнение муниципального задания. Эта самостоятельность не обеспечена средствами.

Муниципальное задание может быть выполнено при условии 100-процентного его финансового обеспечения.

Муниципалитету такая ноша не по силам.

Между прочим, уже год мы работаем над созданием нормативно-правовой базы по реализации №83-ФЗ от 08 мая 2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” (с изменениями и дополнениями)».

Главным тормозом для его полномасштабного и не только формального, а эффективного внедрения, остается неудовлетворительное финансирование.

Выполнение муниципального задания обеспечено финансированием по-разному  - на 50 – 60%.

Невыполнение задания, либо недостаточное его выполнение, приведут к уменьшению размеров финансирования в следующем году.

Намек ясен: недостающие средства ищите, где хотите.

Организация образовательного процесса немыслима без участия учителя.

Изменилась государственная политика по аттестации педагогических кадров. С января 2011 года аттестацией занимается краевое министерство образования.

До этого существовало 3 категории и стажевые разряды. Ныне – высшая, первая и соответствие занимаемой должности. Многие учителя занизили свою самооценку, имели категорию, теперь заявляют только на соответствие.

Аттестовываться у краевых структур кажется более авторитетно, однако не учитывается при этом мнение управления образованием, роль и значение педагогического работника не только в своем учреждении, не только в предметных результатах, но и в целом в районе.

Отработанные десятилетиями и хорошо зарекомендовавшие себя механизмы предаттестационного внешнего контроля постепенно уступают место жестко централизуемым.

И в этом смысле принципиально актуально, чтобы образованием занималось государство, а не муниципалитет со своими скудными остаточными ресурсами.

На обучение и повышение квалификации педработников у муниципалитета постоянно ресурсов не хватает. Обязательным условием для аттестации является наличие длительных курсов повышения квалификации.

Из ряда аттестуемых «выпали» директора и их заместители.

Управлением образованием принимаются оперативные меры для разработки нормативной базы организации аттестации руководителей, и уже в этом контексте организована подготовка управленческого резерва и модульное обучение руководителей.

Всего подлежат аттестации около 100 руководителей и их помощников.

Управление образованием компенсирует обучающимся специалистам только заработную плату, а командировочные расходы – нет. Ежегодный прирост просроченной кредиторской задолженности за командировочные расходы составляет 0,5 млн. рублей.

Точно в таких же условиях работаем и мы в управлении.

Одним из главнейших «эффектов» стал отказ муниципалитета от расходов на текущее содержание и ремонт объектов.

Абсолютно не выделяются средства на подписные издания. Управление образованием осуществляет свою деятельность последние 4 года, руководствуясь информационным обменом с Минобразования, используя Интернет-ресурсы, личную подписку. Эта же картина свойственна образовательным учреждениям.

Питание школьников. Ежедневно 2247 учащихся получают по 10 рублей в помощь на удешевление их питания в школе. Для большинства из них – это одновременно и помощь, и вся возможность. Ряд школ осуществляет натуральную прибавку к рациону – картофель, капусту, свеклу, морковь.

С мертвой точки стало двигаться предоставление жилья детям-сиротам и гражданам из их числа. Приобретено 7 жилых помещений на вторичном рынке.

Выделяемых средств недостаточно, имея в виду, что на очереди состоит около 300 человек. В настоящее время необходимо, в первую очередь, выполнить судебные решения по предоставлению жилья.

Поступило 1 млн. рублей. Ищем подходящее жилье,

После принятия Постановления №436 от 31 мая 2011г. Правительством РФ предпринимаются поступательные меры по ресурсному обеспечению и модернизации общего образования страны.

В распоряжение школ Чернышевского района поступило и продолжает поступать новое оборудование и кабинеты – это для начальных классов, компьютеры и мультимедийные комплексы, кабинеты для информатики, физики, химии, биологии, технологии, спортивного зала, автобусы, учебники. Будут выделены ресурсы на капитальный ремонт.

Согласно квоте в 2012 году учебно-материальный парк школ района пополнится на 23 млн. рублей.

Каждая школа что-то да получит либо из этих средств, либо за счет средств субвенций на учебные расходы.

Надеемся поэтапно решить проблему дефицита учебников. Будут централизованные поставки учебников по новому ФГОС для первоклашек, второклассников, экспериментальных классов (5 кл.) по внедрению ФГОС второй ступени. Всего на сумму 2,56 млн. рублей.

Для переоснащения учебно-библиотечного фонда необходимо около 25 млн.рублей.

Программа модернизации общего образования заявлена до конца 2013 года.

Это вселяет оптимизм. Может и вправду, государство на этот раз всерьез намерено не ограничиваться полумерами и российская школа вдохнет полной грудью отпущенный воздух для полноприводной организации своей деятельности?

Может, начнут строить учителям и врачам жилье, вспомнят, что за пределами двух столиц очень далеко влачат жалкое существование территории восточных окраин страны, где начинается наша Родина?

Поживем, увидим…

М.В.Чтчян, начальник МУУО

Просмотров: 433 | Добавил: chernyshevsk | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]