14:34 Моя профессия - дорога | |
Моя профессия - дорога
«Да что
там рассказывать-то, все как у всех, за десять минут можно уложиться!» - с
таких слов начала наш разговор Зинаида Анатольевна Терентьева. В этих десяти
минутах отразилась вся её долгая, трудная, но кажется, по-женски счастливая
жизнь. - А началось всё с того,
как я, 16-летняя девчонка, окончив восьмилетку в селе Акатово Псковской области
поехала поступать в Ленинград в текстильное училище при фабрике, где работала
моя тётя. Но, видимо, текстильная промышленность не была моим призванием, и я
вернулась в родное село. Так как лет было мало и на работу было трудно
устроиться, я помогала маме, которая работала почтальоном. Вскоре познакомилась
со своим будущим мужем. Он был родом из Порховского района, а его мама и отец
были железнодорожниками и работали в Путевой машинной станции №11, которая на
тот момент находилась в Подмосковье. Муж вырос в вагонах, постоянно кочуя с родителями
по стране, он тоже работал в ПМС-11. Когда мы поженились,
ПМС-11 уже базировался в Чернышевске. Вопрос с трудоустройством отпал сам по
себе, так как все близкие уже работали на дороге. И я тоже устроилась в Путевую
машинную станцию № 11 в 1970 году в апреле, я была принята монтёром пути 1-го
разряда. Для меня всё было
интересно, романтично, так как я выросла в селе, вдали от железной дороги. В то
время я даже представить себе не могла, что всю свою жизнь проживу в
Забайкалье. Помню, меня поразила красота природы: цветущий багульник на сопках,
буйные холодные речки, жаркое лето и нестерпимо холодные зимы... Меня приняли в большую
бригаду, где работали одни женщины. Мастером у нас был Детушев Иван Васильевич
- строгий, опытный, всегда помогал справляться с трудными заданиями. Я в
бригаде была самая молодая, остальные женщины были уже гораздо опытнее, научили
меня всему, что умели сами. Первый год был самым трудным: тяжёлый ручной труд и
холод зимой казалось возьмут верх, но, глядя на других, я не могла жаловаться и
старалась, как могла. Хорошие люди окружали меня, заботливые, приветливые,
всегда готовые помочь. Наверное, поэтому справилась со всеми трудностями. До рождения первого
ребёнка работала на станциях Ерофей Павлович, Амазар. После рождения дочки перешла
работать на базу ПМС-11, которая находилась в Чернышевске. Работала в бригаде
по монтажу рельсошпальной решётки. В этой бригаде работали 32 человека - все
женщины. Труд был, в основном, ручной, запах креазота, тяжёлые шпалы... В то время женщины не
сидели в декретном отпуске по 3 года как сейчас, и я вышла на работу, когда
дочке исполнилось 7 месяцев. В обеденный перерыв молодые мамы бегали в ясли-сад
покормить деток, добавочного времени не давали, приходилось успевать за час.
Все женщины работали в одинаковых условия, никто не жаловался. Мастером у нас
была молодая, энергичная женщина Демченко Марина Тихоновна, очень задорная и
весёлая. Работали на «зашивке» новой решётки «воздушными» молотками, а когда
приходила с перегона старая решётка, приходилось расшивать путевыми лапами
вручную. В те далекие года не было теплых раздевалок, переодевались в рабочую
одежду тут же, на улице. Здесь же проходили и утренние планерки. Со временем
стали улучшаться условия труда, построили новую базу, начальник ПМС-11 Осадчий
Е. получил козловые краны, поставили первую машину ППЗЛ. Работали по два дня,
ручного труда стало меньше. С помощью кранов перевозили шпалы и рельсы.
Организации труда и отдыха стали уделять больше внимания, построили бытовые
комнаты-раздевалки, механический цех, открылась столовая и магазин. На базу
поступила другая новая машина 3ЛХ, ручной труд значительно облегчился. Вся моя трудовая
деятельность с первого дня до пенсии связана с ПМС-11, где я работала в цехе
номер 8 с 1974 по 2006 год. Я мать двоих детей, сейчас помогаю растить внуков и
правнуков, их у меня уже двое. На одном предприятии я отработала 36 лет, ПМС-11
стал для меня родным. Я и сейчас продолжаю трудиться, правда, уже по договору.
Не хочется пока сидеть дома, с людьми интереснее, - такими словами закончила
свой рассказ моя собеседница. За время
работы в ПМС-11 Зинаида Анатольевна была несколько раз отмечена руководством предприятия
как победитель соц.соревнований, поощрялась денежными премиями и памятными
подарками, о которых скромно умолчала. Её имя занесено в Книгу Почёта
Забайкальской железной дороги, она была награждена часами от Управления дороги
к одному из праздников, имеет звания "Ветеран труда” и "Лучший по профессии по
Забайкальской дороге”. Это
история одной из женщин, посвятивших свою жизнь дороге, а таких немало - тех,
кто отдал свои силы, здоровье и лучшие годы жизни родному предприятию. Спасибо
этим людям за преданность и терпение! С.А.Вологдина,
профком ПМС-11 На фото:
З.П.Терентьева в центре
с вымпелом | |
|
Всего комментариев: 0 | |