14:18 Исследовательская деятельность учащихся как механизм социализации личности | |
Исследовательская деятельность учащихся как механизм социализации личности Весь мир – это одна огромная загадка, которую мы пытаемся разгадать в течение своей жизни. Иногда кое-что удается, и тогда всего одна блестящая и терпко пахнущая иголка с этой многовековой величественной ели оказывается у нас на ладони, а на её месте вскоре отрастает новая… Что стоит за любой из этих загадок? Нечто, о чем можно поведать словами. Но само слово - тоже тайна. Как у всякой тайны, здесь под внешними качествами сокрыты глубины не всегда постигаемого смысла или такое разнообразие его оттенков, что понимаешь: ты пока не дорос до их осмысления. Я не случайно отвела важную роль именно
слову, потому что все наши исследования, связанные с письмами, мемуарами,
книгами - это открытие тайны слова, постижение истины через слово. Конечно же,
здесь важно увидеть, почувствовать все его оттенки, «запахи», «цвета»… Важным инструментом в любом исследовании
является слово. Оно имеет вес и значение, начиная с названия исследовательской
работы. Хочу обратить внимание на
некоторые исследовательские и творческие работы для того, чтобы слушатели
могли спрогнозировать развитие темы, в то же самое время название любой работы
дает возможность представить личность и исследователя, и научного руководителя
данного исследования. «Где ты, душа?» (Проблема души в современном мире), «Что
в душе, то и свято» (История семьи в истории малой Родины). Данные проблемы
очень актуальны в современном мире, решение же этих вопросов каждый
исследователь выстраивает сам. Ребята, поднимая ту или иную проблему,
очень часто делают поистине удивительные открытия и для себя, и для окружающих. Таким
потрясением была работа «Век нынешний и
век минувший» (Родословие), занявшая 1 место в крае на научно-практической
конференции «Юные исследователи Забайкалья», её автор был отмечен путевкой в
ВЦД «Океан». Творческая работа «Музей - хранитель
времени и памяти» (О музее декабристов в Чите) начиналась со стихотворной
строчки и экскурсии по музею декабристов. В результате поиска, кропотливой
работы получилось интересное творческое исследование, включающее в выступление
авторов видео, рассказывалась работа при свечах. Это, конечно же, работы
опытных исследователей, которые пришли в НОУ в пятом-шестом классах и выстроили
свою траекторию успеха. Большую роль в моей работе играют
творческие мастерские, они являются мощным толчком к исследованию любого плана.
Вспоминаю путь моих шестиклассников, которые начинали свою исследовательскую
«карьеру» с работы «Не бойся сказки - бойся лжи». Исследование было выполнено
по мотивам сказки М.Е.Вишнякова «Дятел
Спятил и Татака Свистака». Работа была групповой, в том же составе, только уже
с индивидуальными исследованиями, ребята прошли до окончания школы, добились
хороших и отличных результатов. Особое место в моей практике занимают исследовательские
и творческие работы, «участницы» краевых
Декабристских чтений. За последние годы были представлены самые разнообразные
по «жанру» исследования, которые отмечены Грамотами: «Путь следования декабристов в Забайкалье»,
«Памятник женам декабристов», Письмо-послание женам декабристов «Милостивые
сударыни…», «Пушкин и его друзья-декабристы: Вольховский, Кюхельбекер…», «Музей
-хранитель памяти и времени» (О музее
Декабристов в Чите), «М.Лунин - «узник Акатуя и Читы» (По поэме М.Вишнякова
«Последняя вольность»), «Художники и поэты Забайкалья о декабристах»,
творческий проект «И в дворянских покоях, и в крестьянской избе вы сохранили
преданность судьбе». Думаю, что успешному становлению
исследователей послужили такие формы работы, как открытые заседания НОУ «Легко ли быть исследователем?»,
«Сохраните свидетельства эти…» (По письмам выпускников школы); заседания кружка
«Дыхание слова» «Я - человек творческий!», система работы группы «Поиск» при
школьном музее, многообразие творческих мастерских на уроках и во внеурочной
деятельности, факультатив «Фольклорные традиции», системная работа по программе духовно-нравственного воспитания
«Нам бы про душу не забыть…», участвующей в
краевом и окружном конкурсе «За нравственный подвиг учителя». Считаю,
именно на таких занятиях были заложены «кирпичики» успешной исследовательской
деятельности. Главным смыслом исследования в сфере
образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной
целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата,
как в «большой» науке. Это инновация, и самое решающее звено в этой новации -
учитель. Роль учителя изменилась. Из носителя знаний и информации он
превратился в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению
проблемы. Работа над учебным проектом или
исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми
вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный
процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую
работу. В моей
педагогической системе исследовательская деятельность занимает важное место. Тематика таких занятий самая
разнообразная, но самое главное заключается в том, что у учащегося всегда есть право выбора, право на ошибку, право на открытие. Поиск
истины своим собственным путем, при
таких отношениях возникает эффект сотворчества и соразвития: с одной стороны, творческое
развитие учителя определяется свободным отношением к нему детей, с другой - их
свобода и естественное развитие оказываются опосредованным творчеством учителя.
Совместная исследовательская
деятельность создает атмосферу творчества, психологический комфорт,
способствует росту личности. Научное общество учащихся «Интеллект» - это, можно
сказать, гордость школы, это наши мыслители, философы, открыватели. Это
добровольное общество интеллектуально развитых личнос-тей, способных взяться за
любое исследование и довести его до конца, применяя не только имеющиеся знания,
но и большое желание, вкладывая всю душу в свою работу. Ребята выбирают темы, созвучные своему сердцу
- связанные с малой Родиной, традициями, семейными реликвиями, Великой Отечественной
войной, очень много за эти годы мы
поработали над рукописными книгами-исследованиями, посвященными учителям нашей
школы, выпускникам, населенным пунктам Чернышевского района, семейным
реликвиям… Исследовательская работа «Я из династии учителей, словесников земли
моей…» в этом плане очень ценная, она
была представлена на научно-практической конференции «Музей и дети» (сейчас это
«Юные исследователи Забайкалья»), районной и краевой, получила высокую оценку. Считаю, что «мышление
всегда начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения, с
противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в
мыслительный процесс» (С.Рубинштейн).
Именно с этих позиций строится работа исследователей под моим
руководством. Научное общество учащихся
«Интеллект» является самостоятельным формированием, которое объединяет
учащихся, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего
интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний по
русскому языку, литературе, литературному краеведению. Члены НОУ результативно
участвуют в школьных, муниципальных, краевых конкурсах, выходят на
Всероссийские конкурсы: «Шаг в науку»,
«Моя малая Родина», Декабристские чтения, «Музей и дети» и «Юные исследователи
Забайкалья», имеется призер 9-ой (Диплом 1 степени) Всероссийской олимпиады по
школьному краеведению, а также краевой конкурс «Человек в истории: 20 век»,
одна из работ отмечена грамотой
Всероссийского конкурса «Человек в истории: 20 век», краевой конкурс портфолио
школьников «Будущее Забайкалья». Совместное творчество уводит в сторону от монолога, учитель выступает в
качестве посредника, облегчающего доступ
к разноплановым ситуациям познания мира
и самого себя. Идеалом должен стать учитель, не просто дающий задание детям,
транслирующий формулы и законы, правила и понятия. Он должен наравне с детьми
выполнять исследовательское задание и предоставлять свой образовательный
продукт на всеобщее обозрение. «Только вкладывая сердце в то, что мы
делаем, мы можем достичь чувства полного удовлетворения и самореализации»,-
говорил известный психотерапевт А.Лоуэн. Педагоги-психологи предлагают
совершенно очевидные, простые и прошедшие десятилетнюю апробацию методы,
позволяющие учителям и учащимся не
отбывать свой срок от звонка до звонка, а каждый свой день проживать с новым
смыслом, открытием и радостным взаимопониманием. Глобальные изменения,
происходящие в современном обществе, расставляют новые приоритеты в жизни и
образовании, задают жесткую модель
«человека третьего тысячелетия», ответственного, инициативного, способного к
множественным выборам и легко адаптирующегося к быстро меняющимся условиям. И.В.Слепцова, учитель МОУ СОШ №63 | |
|
Всего комментариев: 0 | |