Главная » 2013 » Декабрь » 4 » Исследовательская деятельность учащихся как механизм социализации личности
14:18
Исследовательская деятельность учащихся как механизм социализации личности

Исследовательская деятельность  учащихся как механизм социализации личности

Весь мир – это одна огромная загадка, которую мы пытаемся разгадать в течение своей жизни. Иногда кое-что удается, и тогда всего одна блестящая и терпко пахнущая иголка с этой многовековой величественной ели оказывается у нас на ладони, а на её месте вскоре отрастает новая… Что стоит за любой  из этих загадок? Нечто, о чем можно поведать словами. Но само слово - тоже тайна. Как у всякой тайны, здесь под внешними качествами сокрыты глубины не всегда постигаемого смысла или такое разнообразие его оттенков, что понимаешь: ты пока не дорос до их осмысления.

Я не случайно отвела важную роль именно слову, потому что все наши исследования, связанные с письмами, мемуарами, книгами - это открытие тайны слова, постижение истины через слово. Конечно же, здесь важно увидеть, почувствовать все его оттенки, «запахи», «цвета»…

Важным инструментом в любом исследовании является слово. Оно имеет вес и значение, начиная с названия исследовательской работы. Хочу обратить внимание на  некоторые исследовательские и творческие работы для того, чтобы слушатели могли спрогнозировать развитие темы, в то же самое время название любой работы дает возможность представить личность и исследователя, и научного руководителя данного исследования. «Где ты, душа?» (Проблема души в современном мире), «Что в душе, то и свято» (История семьи в истории малой Родины). Данные проблемы очень актуальны в современном мире, решение же этих вопросов каждый исследователь выстраивает сам.

Ребята, поднимая ту или иную проблему, очень часто делают поистине удивительные открытия  и для себя, и для окружающих. Таким потрясением была работа  «Век нынешний и век минувший» (Родословие), занявшая 1 место в крае на научно-практической конференции «Юные исследователи Забайкалья», её автор был отмечен путевкой в ВЦД «Океан».

Творческая работа «Музей - хранитель времени и памяти» (О музее декабристов в Чите) начиналась со стихотворной строчки и экскурсии по музею декабристов. В результате поиска, кропотливой работы получилось интересное творческое исследование, включающее в выступление авторов видео, рассказывалась работа при свечах. Это, конечно же, работы опытных исследователей, которые пришли в НОУ в пятом-шестом классах и выстроили свою траекторию успеха.

Большую роль в моей работе играют творческие мастерские, они являются мощным толчком к исследованию любого плана. Вспоминаю путь моих шестиклассников, которые начинали свою исследовательскую «карьеру» с работы «Не бойся сказки - бойся лжи». Исследование было выполнено по мотивам сказки  М.Е.Вишнякова «Дятел Спятил и Татака Свистака». Работа была групповой, в том же составе, только уже с индивидуальными исследованиями, ребята прошли до окончания школы, добились хороших и отличных результатов.

Особое место в моей практике занимают исследовательские и творческие работы, «участницы»  краевых Декабристских чтений. За последние годы были представлены самые разнообразные по «жанру» исследования, которые отмечены Грамотами: «Путь  следования декабристов в Забайкалье», «Памятник женам декабристов», Письмо-послание женам декабристов «Милостивые сударыни…», «Пушкин и его друзья-декабристы: Вольховский, Кюхельбекер…», «Музей -хранитель памяти и времени» (О  музее Декабристов в Чите), «М.Лунин - «узник Акатуя и Читы» (По поэме М.Вишнякова «Последняя вольность»), «Художники и поэты Забайкалья о декабристах», творческий проект «И в дворянских покоях, и в крестьянской избе вы сохранили преданность судьбе».

Думаю, что успешному становлению исследователей послужили такие формы работы, как открытые заседания  НОУ «Легко ли быть исследователем?», «Сохраните свидетельства эти…» (По письмам выпускников школы); заседания кружка «Дыхание слова» «Я - человек творческий!», система работы группы «Поиск» при школьном музее, многообразие творческих мастерских на уроках и во внеурочной деятельности, факультатив «Фольклорные традиции», системная работа по  программе духовно-нравственного воспитания «Нам бы про душу не забыть…», участвующей в  краевом и окружном конкурсе «За нравственный подвиг учителя». Считаю, именно на таких занятиях были заложены «кирпичики» успешной исследовательской деятельности.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Это инновация, и самое решающее звено в этой новации - учитель. Роль учителя изменилась. Из носителя знаний и информации он превратился в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы.

Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

В моей педагогической системе исследовательская деятельность  занимает важное  место. Тематика таких занятий самая разнообразная, но самое главное заключается в том, что у  учащегося всегда есть право выбора,  право на ошибку, право на открытие. Поиск истины своим собственным путем,  при таких отношениях возникает эффект сотворчества и  соразвития: с одной стороны, творческое развитие учителя определяется свободным отношением к нему детей, с другой - их свобода и естественное развитие оказываются опосредованным творчеством учителя. Совместная исследовательская  деятельность создает атмосферу творчества, психологический комфорт, способствует росту личности. Научное общество учащихся «Интеллект» - это, можно сказать, гордость школы, это наши мыслители, философы, открыватели. Это добровольное общество интеллектуально развитых личнос-тей, способных взяться за любое исследование и довести его до конца, применяя не только имеющиеся знания, но и большое желание, вкладывая всю душу в свою работу.  Ребята выбирают темы, созвучные своему сердцу - связанные с малой Родиной, традициями, семейными реликвиями, Великой Отечественной войной, очень много за эти   годы мы поработали над рукописными книгами-исследованиями, посвященными учителям нашей школы, выпускникам, населенным пунктам Чернышевского района, семейным реликвиям… Исследовательская работа «Я из династии учителей, словесников земли моей…»  в этом плане очень ценная, она была представлена на научно-практической конференции «Музей и дети» (сейчас это «Юные исследователи Забайкалья»), районной и краевой, получила высокую оценку. Считаю, что «мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс» (С.Рубинштейн).  Именно с этих позиций строится работа исследователей под моим руководством. Научное общество учащихся  «Интеллект» является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний по русскому языку, литературе, литературному краеведению. Члены НОУ результативно участвуют в школьных, муниципальных, краевых конкурсах, выходят на Всероссийские конкурсы:  «Шаг в науку», «Моя малая Родина», Декабристские чтения, «Музей и дети» и «Юные исследователи Забайкалья», имеется призер 9-ой (Диплом 1 степени) Всероссийской олимпиады по школьному краеведению, а также краевой конкурс «Человек в истории: 20 век», одна из работ  отмечена грамотой Всероссийского конкурса «Человек в истории: 20 век», краевой конкурс портфолио школьников «Будущее Забайкалья».

Совместное творчество уводит в  сторону от монолога, учитель выступает в качестве посредника, облегчающего  доступ к разноплановым  ситуациям познания мира и самого себя. Идеалом должен стать учитель, не просто дающий задание детям, транслирующий формулы и законы, правила и понятия. Он должен наравне с детьми выполнять исследовательское задание и предоставлять свой образовательный продукт на всеобщее обозрение.

«Только вкладывая сердце в то, что мы делаем, мы можем достичь чувства полного удовлетворения и самореализации»,- говорил известный психотерапевт А.Лоуэн. Педагоги-психологи предлагают совершенно очевидные, простые и прошедшие десятилетнюю апробацию методы, позволяющие учителям и учащимся  не отбывать свой срок от звонка до звонка, а каждый свой день проживать с новым смыслом, открытием и радостным взаимопониманием. Глобальные изменения, происходящие в современном обществе, расставляют новые приоритеты в жизни и образовании, задают жесткую  модель «человека третьего тысячелетия», ответственного, инициативного, способного к множественным выборам и легко адаптирующегося к быстро меняющимся условиям.

И.В.Слепцова, учитель МОУ СОШ №63

Категория: Вести из школ | Просмотров: 1019 | Добавил: Vladimir | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]