Главная » 2014 » Март » 12 » Благодарение
13:32
Благодарение

Благодарение

Будет слов немного и немало, только те слова, что на сердце легли.

Школа дорогая, хотим, чтоб услыхала ты еще одно  признание в любви.

Сегодня, возвращаясь памятью в тот      50-летней давности Чернышевск, воображением своим вновь и вновь воссоздаю образы их наших замечательных учителей, открывших нам глаза на окружающий мир,  сумевших направить «души прекрасные порывы» на созидание. На протяжении всей   самостоятельной жизни мы интуитивно и сознательно пользуемся знаниями, которые щедро отдавали нам учителя на каждом уроке и которые помогли нам выбрать свой жизненный путь, определить свою судьбу.

В тот далекий 1964-й год мы пришли в школу девятиклассниками. Это был год открытия новой школы в микрорайоне «Забайкалье». А до этого мы после занятий в школе № 63 шли, прихватив рабочую одежду, на помощь строителям. Убирали строительный мусор, отмывали от цемента окна, лестничные проемы, двери… И никто не жаловался на неизбежную при этом пыль, грязь, покрытые "цыпками” руки. Наоборот, настроение было возвышенное, ведь мы были движимы чувством значимости своей помощи… Как радостно, окрылено мы шли на открытие школы, ведь мы принимали участие в ее рождении. Чувство ни с чем не сравнимое, неизмеримое! С волнением ходили мы по её коридорам и классам, вдыхая необыкновенный запах только что вымытых полов, свежей извести, смешанный с краской… Школа нам казалась большой, пронзительно светлой, было много места.

Смею от лица своих одноклассников сказать, что наша 78-я школа с первых дней её рождения была нестандартная. Такая школа отличается часто не качеством преподавания, а атмосферой. Я имею в виду взаимоотношения учителей с учениками: доверительные, искренние, заинтересованные. Может быть, поэтому школа для нас была не местом, где убивают время, а где хорошо, где сознаешь, что такое гармония души. То есть, понятно, случаются всякие накладки, недоразумения, обиды и даже скандалы. Это нормально, это жизнь. Но главное не это, а именно ощущение тепла внутри, желание идти в школу. Моя одноклассница Валя Бехтемирова (сейчас Вологдина, проживает в Хабаровске) призналась на днях в том, что нередко видит один и тот же сон, как опаздывает на первый рейс "алеурского” автобуса, а потом через весь Чернышевск (мы с ней жили на окраине ул.Партизанской) пешком чуть ли не бегом добирается до школы. Услышав это, я поразилась: такой сон меня донимает до сих пор. Даже в сегодняшней нашей жизни, пусть даже во сне, школа нас не отпускает: так мы боялись пропустить хоть один день занятий.

                           

Светлана Павловна Лащенко

 

Нестандартными, необыкновенными были и учителя, которые нас не только обучали школьным дисциплинам, но «лепили» из нас личностей, нередко становясь близкими друзьями. Рая Лапшина (Гецевичене, проживает в Новосибирске) очень благодарна Светлане Павловне Лащенко, молодой учительнице, приехавшей в наш поселок, видимо, после пединститута. Она очень любила литературу и русский язык и всем своим видом, всеми знаниями «влюбляла» нас во все, что связано с этими предметами. Вдохновенная, красивая, современно одетая, она сразу же покорила сердца моих одноклассниц. Заходит, бывало, в класс зимним утром, и  чуть ли не с порога: «Мороз и солнце! День чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный!...» И у нас замирало и куда-то улетало сердце: так проникновенно звучали эти всем известные пушкинские слова. А потом шел рассказ о его творчестве, о трагической судьбе  светоча русской литературы. Светлана Павловна уехала из Чернышевска на родину и со многими учениками еще долго переписывалась.

 

Анна Тихоновна Викулова

 

В сегодняшней нашей жизни все четче обозначаются грани человечности,  профессионализма учителей, которые старались вложить прочные знания в наши бесшабашные головы, (как бывает нередко в молодости). У них была нелегкая задача - сформировать у нас гражданскую позицию  в предстоящей многогранной и ещё не познанной нами жизни. Только прекрасным знанием своего предмета, способностью не только видеть и сопоставлять сухие цифры и запоминать формулы, но и умением претворять их в дела можно объяснить отношение  Анны Тихоновны Викуловой к ученикам. При этом она была строгой, требовательной, даже суровой.

В  дальнейшей жизни многие из нас осознали, что фундамент знаний создавали учителя, а большую часть этого фундамента заложила Анна Тихоновна.  Свою любовь и понимание математики она смогла привить многим своим ученикам. Эта интереснейшая, образованная женщина, добрейшей души человек как бы незаметно влекла нас в пугающий мир формул и уравнений. Меня он пугал постоянно, потому в математике я не преодолела оценочного рубежа выше тройки.

Анна Тихоновна одно время работала директором нашей школы, но уроки математики не отдала никому. Понимала, что в этой «царице всех наук» очень важна преемственность, потому разрывалась от нехватки времени, но учеников довела до конца учебного года.

 

Валентина Николаевна Чиркова

 

О сущности человека, его характере нередко вещи говорят больше, чем поступки. В Валентине Николаевне Чирковой поражало все: скромность, ничего вычурного, а как войдет в класс -  в почтении затихают даже отъявленные нарушители порядка. О Валентине Николаевне можно говорить бесконечно долго: она была моей любимой учительницей.

Благодаря ей и моему отцу, я стала журналистом, и профессия эта, любимая, благодатная, подарила мне столько радостного в жизни.  Она заставляла нас много читать, думать, анализировать... Мы вели тетрадки - кто и что прочел. Потом писали о своем восприятии, о том, что запомнилось. Она всегда в моей тетрадке писала: молодец. Хвалила меня отцу, а он очень уважал Валентину Николаевну и говорил о ней только в возвышенных тонах. Это были учителя, о которых нужно говорить только восторженно.  Они думали о нашем ДУХОВНОМ становлении. А оценки были не так уж важны. 

Профессия журналиста помогла мне увидеть необычное в том, что некоторые вообще не замечают. Возможно, поэтому всякий раз, когда на страничке «Чернышевцы!!!» в соцсетях или на сайте Чернышевского краеведческого музея я вижу снимки или видеоролики с различных празднеств в родном поселке,  делаю для себя подлинные открытия. И радуюсь бесконечно тому, как интересна музыкальная и словесная культура нашего народа. Об этом нам постоянно говорила В.Н. Чиркова на уроках русского языка, разбирая наши диктанты. Она научила меня слышать музыку слов, замечать красоту и величие русского языка. «Вот вслушайтесь, - из далекого 1965-го слышу ее голос. - Вся комната янтарным блеском озарена, веселым треском трещит затопленная печь… Ведь можно сказать желтым светом озарена, а Пушкин говорит янтарным. И сразу предстает перед глазами эта комната в янтарном отблеске. Чувствуете? И печка трещит радостно, создавая настроение!», - говорит учительница, и я вместе с нею слышу этот веселый треск, восторгаюсь богатством, многокрасочной палитрой языка, создающего не только картины, но и настроение.

Валентина Николаевна перешла в 78-ую школу из 63-ей вместе с другими учителями и ребятами. Красивые седые волосы украшали ее, а поджатые губы делали лицо суровым в минуты наибольшего неудовольствия. Она не любила, когда на ее вопрос не было ответа, и всячески поощряла думающих, переживающих, сострадающих. При этом, ни одного окрика, ни грубого слова, ни обидных комментариев. Потому что у самой была такая же душа – распахнутая, вдумчивая, заботливая.

Я радуюсь,  хотя и скромным, но не совсем забытым выставкам на праздниках народных ремесел, выставкам самобытных  художников, услышав стихи и частушки молодых «доморощенных» поэтов. Это говорит о пробуждении  у моих земляков  чувств добрых и высоких, что значительно полезнее, нежели  предаваться лежке на диване и плыть на телеволнах...   Пишу об этом потому, что от такого состояния души нас остерегали наши учителя, не жалея при этом ни себя, ни свое время и здоровье. Валентина Николаевна не случайно заставляла нас читать разнообразную литературу. Никогда не забуду ее слова: «Книги расширяют границы мира, спасают от бездуховности и черствости». Многие из нас стали достойными людьми, которыми можно гордиться.

 

Мария Петровна Епифанцева

 

Мария Петровна Епифанцева у нас преподавала немецкий язык. И что удивительно: немецкий язык мы не любили, а учительницу любили. Как это бывает, понимаешь лишь с годами. А в школьные годы мы нагло пользовались всепрощающим характером учительницы, считали, что иностранный язык нам не пригодится. А пригодился! Еще как пригодился! При поступлении в университет мне пришлось сдавать экзамен по немецкому языку. Как я его сдала – сама до сих пор не понимаю. Потом все шесть лет учебы в университете мучилась. Вот тогда и пришло понимание,                              что иностранный нужен, что Мария Петровна была права. Надежно спрятав свою гордость, я шла к ней с повинной, а она, ни разу не упрекнув, безотказно, даже с какой-то радостью помогала мне переводить тексты, заданные на семестр. Вот так с помощью Марии Петровны многие мои друзья окончили высшие учебные заведения.

Какой-то период она была у нас классным руководителем. В походы она с нами не ходила, на экскурсии – тоже, но мы все очень любили ее той детской, неоглядной любовью, которая прощает все. У Марии Петровны был серьезный физический недостаток, но классным руководителем от этого она хуже не стала. Узнав, что половина класса написала контрольную работу на двойки, шла к преподавателю и убеждала: надо еще объяснить тему, ребята ее просто не поняли. Ее недуг, как бы все время вступал в противоречие с душевным настроем. Она любила весь мир, была очень благожелательной, человечной, с веселым характером. Мне очень жаль, что пишу о ней в прошедшем времени. 

На классных часах мы придумывали полезные дела, ставили спектакли, организовывали балы и диспуты. Но это было лишь начало дела. Самым интересным был совместный разбор общей работы и анализ проведенного дела. Этот разбор требует от педагога большого мастерства. Вначале мы рубили с плеча, не умели выносить оценки, не обижая друг друга. Проходили месяцы, и может больше, прежде чем мы научились дружелюбному обсуждению своих товарищей. Поскольку я сама прошла всё это, знаю, что хороший анализ провести тяжелей, чем самый трудный урок или лекцию. Для детей, а особенно для подростков, самоанализ – самая захватывающая, самая интересная часть деятельности. И Мария Петровна умело пользовалась этим методом. Секрет здесь, видимо, в том, что при анализе главная человеческая потребность – самоутверждение – удовлетворяется, и подросток возвышается в своем росте.  В этот момент наступает переворот в понимании возрастных особенностей детей: оказывается, главное для ребят не развлечение, не праздники, не танцы и вечера, не телевизор, а   раскованность в творчестве, позволяющая самоутвердиться как гражданину.  Даже один такой совместно проведенный день сплачивал нас в коллектив. Школа притягивала нас не тем, что в ней есть спортзал, кружки, дискотека (это тоже важно), а духом, отношениями. Замечательно, когда  кабинет классного руководителя украшают  фотография прошлого выпуска, какая-то игрушка - талисман, самовар, сушки… Здесь уютно, тепло, здесь лучше думается, сюда хочется прийти. Этот удивительный арсенал педагогики Марии Петровны Епифанцевой, я думаю, и сегодня помог бы учителям сплотить классы. Только так можно завоевать ребят, увести их с улицы, подвалов, наполнив их жизнь гордой романтикой, творческими делами и человечностью. 

 

Лидия Константиновна Наделяева

 

Когда я возвращаюсь к своим школьным годам, предо мной предстает  образ  замечательного учителя старой закалки, патриота и подвижника, строгого и требовательного, умного и доброго Человека. Лидия Константиновна нам так и запомнилась: в очень скромной, без особых изысков, но в аккуратной одежде, гладко зачесанные волосы собраны в узелок. Казалось, что именно эта гладкая прическа с узелком должны и обязаны подчеркивать её особенность: обволакивающие добротой глаза, мягкий, особенного тембра голос, задорный вздернутый  нос на круглом русском лице.

Это о таких учителях говорят: вся жизнь её отдана детям. «Глядя в альбом, - делится воспоминаниями моя землячка Валентина Дюкова (Дмитриева, Чернышевск), -  мы вспоминаем свои лучшие школьные годы, с теплотой и любовью говорим о тех, кто стал первым наставником и другом. И продолжает: «Лида Наделяева родилась 16 ноября 1926 года в Шивие. После школы она поступила в Сретенское педагогическое училище, а по его окончанию была направлена в Укурейскую школу. В 1957 году  мы были ее учениками в школе № 43, затем – в 63-ей школе. У нее, еще совсем девчонки, была огромная семья - класс из 45 малышей, и мы ее звали мамой. Экскурсии, походы на природу расширяли наш детский мир, а учительница помогала нам видеть красоту осеннего леса, яркую зелень резных березовых листьев. «Посмотрите, вот настоящий труженик!» - восторгалась она, показывая на дятла, атакующего сосну.

На уроках труда она учила шить, вязать, смешно сейчас вспоминать, но и штопать научила нас экономная хозяйка Лидия Константиновна. Мы удивлялись, как это все она умеет? В 78-ю школу мы перешли с 7 класса,- продолжает рассказ Валентина Дюкова, -  а наша любимая «мама» стала преподавать у нас биологию, математику – Сергей Никанорович Малярчук, немецкий язык – Яков Андреевич Шемелин».

Наш выпуск она не учила, но все мы её отлично знали и обожали. Помимо уроков,  она днями возилась с учениками в зоологическом кабинете, знакомя с флорой и фауной Чернышевского района, организовала посадки тополей, берез, кустарников  на школьном участке, препарировала лягушек, при этом подчеркивая, как тесно все связано в мире природы. Тополя посажены нашими руками под ее неустанным оком. В трепете тополиной листвы, если прислушаться, можно услышать ее благодарность моим одноклассникам.

Мы все тянулись к Лидии Константиновне, и хоть ни один из нас не стал учителем-биологом, но ее внимание к ученикам, ее самоотдача в работе, ее глубокие познания и умение увлечь ребят не прошли  бесследно. До сих пор память хранит светлые и добрые картины о пришкольном участке, который был создан стараниями Лидии Константиновны. А содержался он энтузиазмом и трудом привлекаемых для работ учеников нашей школы. Это был не просто участок. Это была лаборатория, это был полигон для выращивания и изучения различных, в том числе и экзотических культур.

Нас поражала прямизна дорожек и строгость обозначенных указателями участков и участочков, чистота и многообразие высаженных на них культур. Здесь были все зерновые, многообразие трав, овощей, ягод… Моя одноклассница Наталья Урбанович делится: «В школе был живой уголок, в котором делили соседство лисенок, два зайчика, черепашки, ежи, хомячки… птички какие-то и попугай. Мы чистили клетки, кормили животных вместе с Лидий Константиновной»…Остается только сожалеть, что с уходом Лидии Константиновны Наделяевой все это великолепие  исчезло.

 

Владимир Александрович Сироткин

 

У нас было два учителя физкультуры: Юрий Сергеевич Орлов и Владимир Александрович Сироткин. И оба оставили неизгладимый след в нашей памяти. Когда я задумала писать о школе, Галя Кузнецова (Ларченко, проживает в Чернышевске) мне первая сказала: «А ты помнишь, как мы на лыжах ходили, а Владимир Александрович нас учил этому?» Конечно же, помню, тем более, что лентяев Владимир Александрович не любил, и на лыжне мы ходили до черного пота. Излюбленное место занятий на лыжах  было поле у реки Куэнги.       Владимир Александрович добился своего: вскоре мы все до одного научились ходить на лыжах и даже участвовали в районных соревнованиях. А он, как мальчишка, радовался нашим успехам. Вообще, Владимир Александрович был открытый, искренний человек, был увлечен своим предметом. Сегодня я так понимаю его старания: на уроках он добивался главного – нашей общефизической подготовки. И мы росли здоровыми, крепкими, выносливыми.       

Помнится, мы самоотверженно прыгали через «коня», снарядов в спортзале было много. И это благодаря заботам учителя физкультуры. Уважать Владимира Александровича у нас был еще один повод: он был участником Великой Отечественной войны. Само слово «фронтовик» действовало на нас безотказно, разве можно было не выполнить его команды на уроках, разве можно было ослушаться такого мужественного Человека?!

 

Юрий Сергеевич Орлов

 

С Юрием Сергеевичем Орловым у меня связан один курьезный случай, который запомнился на всю жизнь. Это случилось на одном из уроков физкультуры в 11-м классе, когда учитель показывал, как правильно метать диск. Почему-то, когда я стала метать этот снаряд, он полетел прямо в голову Юрию Сергеевичу. Он упал, все ребята кинулись к нему, а я окаменела. Мелькнула мысль, что я его убила. Но, очнувшись, Юрий Сергеевич первым делом позвал меня и сказал успокаивающе: «Видишь, живой? Не переживай, ты не виновата». С моих плеч свалилась гора, а Юрий Сергеевич как ни в чем не бывало, продолжил урок. Я думаю: что бы могло быть, если бы на его месте оказался другой человек? Мог бы разразиться крупный скандал. Этот случай –  свидетельство того, каким великодушным, порядочным человеком был наш преподаватель физкультуры.

Одной из удивительных способностей  было его поразительное умение находить каждому из нас, ребятишек 60-х, с разной, порой сложной судьбой, хотя бы несколько важных слов, которые западали в душу на всю жизнь.

В нём ощущалась какая-то особая сила духа и доброжелательность, располагающая к доверию.  По всей видимости, это происходило от того, что он видел в нас не просто отличного ученика или отпетого хулигана, а прежде всего, личность. И все мы это невольно ощущали на себе, а потому всегда тянулись к нему. Доброжелательность и радушие стали самой главной  чертой его характера. Юрий Сергеевич живёт проблемами своих друзей и близких, постоянно отодвигая свои личные вопросы «на потом».

И уж совсем «присохли» к нему ребята, когда Юрий Сергеевич стал каждое лето, набрав бригаду помощников из старшеклассников, уезжать на археологи-             ческие раскопки. Он, учитель физкультуры, продолжил   работу    по    созданию  краеведческого музея в школе, где представлены  отделы по нумизматике, минералогии, краеведению. Основателем же музея была Лидия Константиновна Наделяева, альбомы, собранные ею, до сих пор хранятся в школе. Только одно то, что музей стал главным делом жизни Ю.С.Орлова, выделяет его как особенного, увлеченного педагога. А школьный музей «перерос себя», на основе его экспонатов родился Чернышевский краеведческий музей, который продолжает притягивать к себе и школе любознательных, ищущих, увлеченных.

 

Мой отец - Учитель

 

Мои родители поженились в военное время. От их необыкновенной любви родились я и мои сёстры и братья. Нас пятеро. Мама, Анна Фёдоровна, от природы была умной и мудрой женщиной. Даже в последние свои годы, когда выхлёстывало у меня через край горе, она находила сердечные слова, писала поддерживающие письма, и такая мудрость исходила от них… Отец, Сергей Никанорович Малярчук, был стержнем нашей многодетной семьи и всей многочисленной родни. Он всегда поддерживал маминых сестёр – моих тёток. Не имея высшего образования, был грамотным, начитанным человеком, всю жизнь отдал школе, был хорошим преподавателем. У меня до сих пор хранится его аттестат об окончании средней школы, где стоят одни пятёрки. Несколько раз отдел образования выдвигал его на получение звания «Заслуженный учитель Российской Федерации», но как только дело доходило до графы «образование», ставили крест. Конечно, благодаря отцу, я состоялась как журналист, личность. В моей природе многое взято из его характера. Он был борцом за справедливость, у него было масштабное понимание происходящего. Ещё тогда в 60-е, 70-е, 80-е годы он понимал, что что-то не то происходит в нашем государстве.  Высказывался, говорил открыто и потому был гоним.

Семья наша жила на небольшой станции Нанагры Чернышеского района Читинской области, где отец был директором школы. Преподавал физику, математику, историю. Частенько люди шли к отцу за советом, помощью - это отложилось в детской памяти. Шли к нему, как к советской власти, в глазах жителей он был её олицетворением.   У отца было сильно развито логическое мышление. Хорошо играл в шахматы, постоянно был судьёй шахматных соревнований. В Чернышевске шахматисты района до сих пор ежегодно проводят турниры  5 мая – в день рождения отца. Так они увековечили память о своем наставнике. И учителем он был необыкновенным. Не буду сама хвалить, лучше пусть об этом скажут другие. Оксана Корякина (Зарубицкая): «Я знаю, что Вашего отца Сергея Никаноровича Малярчука давно нет в живых. Но он жив в наших сердцах, как бы банально это ни звучало. Он был очень справедливым, его уроки отличала высокая плотность, на них не было равнодушных лиц. Я сама учитель, и думаю, что многим «премудростям» педагогики я научилась у него. У него не было плохих и хороших учеников, он был одинаково требовательным ко всем». Екатерина Шипицына: «Я родом из Бушулея, несколько лет работала в пионерском лагере «Салют!» и вожатой, и воспитателем под руководством такого замечательного начальника, как Ваш папа. Я его часто вспоминала все эти годы.  В настоящее время я живу в Хакасии, в поселке Черемушки и работаю учителем русского языка и литературы». Наталья Епифанцева (Урбанович, проживает в п.Зеленая Роща Курской обл.): « Я помню твоего  папу, помню. Помимо своей основной работы в школе, он был бессменным  директором  пионерского  лагеря на летний период  в Бушулее.  И мы  с тобою ездили по субботам  в лагерь на  тематические  вечера... Это было так  интересно и  романтично! Сергей  Никанорович был  строгий и очень справедливый. Светлая ему память...»

Я же могу добавить, что папу мы видели очень редко. Зарплата у педагогов в те годы была небольшая, и, что-бы содержать многодетную семью, ему приходилось брать небывалую нагрузку, более 40 часов. Учителя знают, что это такое. Родители держали корову, и мама ждала каждое воскресенье, чтобы отец помог ей подправить забор, почистить двор, привезти сено… А он каждое воскресенье рвался в шахматный клуб. Тогда мама ставила ультиматум, и тут у нас появлялись папины друзья: Владимир Кириллович Ваулин, Николай Григорьевич Павлов, Филарет Павлович Донин, Николай Сергеевич Тарапыгин, Александр Иванович Корнилов... Они быстро помогали отцу справиться с домашними заботами, и мама разрешала отцу ехать с ними играть в шахматы. Отработав весь учебный год с такой небывалой нагрузкой, каждое лето он  проводил в Бушулейском пионерском лагере. И даже после завершения лагерного сезона папа не отдыхал: писал отчеты в Могочинское отделение Забайкальской железной дороги, заботился о сохранности имущества пионерского лагеря. Как-то раз за такой ударный труд ему выделили бесплатную путевку в круиз по Волге на теплоходе. Путёвка была на одного и, конечно же, он не поехал: без мамы не захотел, да и наступал очередной учебный год. Умер он от инфаркта как раз вскоре после 60-летнего юбилея, который так и не довелось отметить.

Помимо этих учителей в моем  сознании до сих пор остались светлые   воспоминания о других наших учителях, оказавших огромное влияние на наше духовное развитие: Галине Андреевне Муратовой, учителе географии, Марии Семеновне Диденко, преподавателе русского языка и литературы, Анне Сидоровне Бобровой, Зинаиде Георгиевне Елистарховой – учителе химии, была она у нас классным руководителем в 10-м классе…  Ставлю многоточие, потому что плеяда прекрасных Учителей нашей 78-й школы на этом не заканчивается.

 

Мои школьные друзья

 

Все, что связано с нашей юностью и молодостью, бесценно и памятно. Если у тебя друзья из той поры – нет преданнее и надежнее их. Со многими моими одноклассницами мы дружим всю жизнь, с некоторыми нашли друг друга через социальные сети. И хочу сказать: нет ничего радостнее, волнующего, чем получить приглашение в «одноклассниках» на дружбу с подругой юности. Вот недавно пришло такое приглашение на мою страничку от одноклассницы Валентины Волховой (Кучеренко, проживает в Чернышевске). Получив специальность фельдшера, она всю жизнь работала в Чернышевской железнодорожной больнице по специальности. Ведём постоянную переписку, разговариваем по скайпу с Валентиной  Вологдиной (Бехтемировой). Крепкая дружба связывает меня с Валентиной Фомичевой (Харчевой, г.Чита). Она окончила факультет иностранных языков и всю жизнь преподает студентам английский язык. Годами проверена наша дружба с Любовью Шемелиной (Ивановой), которую,  пожалуй, знает весь Чернышевский район. Работая журналистом в районной газете «Наше время», своими публикациями она поддержала, укрепила авторитет сотен наших земляков. Наша дружба перешла на тот уровень, когда уже дети становятся друзьями. Через все годы пронесла память о других своих одноклассниках: Людмиле Байдиной, Любови Булгариной, Нине Денщик, Алевтине Червяковой, Нине Яковенко, Людмиле Вологдиной, Валентине Вологдиной, Лидии Догаевой и ее и моей подружке Галине Зубовой (Кондратьевой, Чернышевск). Валя Вологдина стала Рыбиной, окончила в Хабаровске мединститут и всю жизнь работает там фармацевтом. Нашу одноклассницу Светлану Карымову (Храмову) недавно вспоминали с Любовью Шемелиной, когда Люба навестила её в Находке. Свет-лана осуществила свою детскую мечту, стала фотографом – настоящим. С Людмилой Кондратьевой нередко шли пешком через весь поселок после занятий. Окончив пединститут, она долгие годы работала в органах соцзащиты Чернышевского района, в районной редакции. К сожалению, ее нет в живых, как и некоторых других моих подруг. Галина Кузнецова (Ларченко) мне помогла в сборе информации для этой публикации, а самое главное – с её помощью появился список выпускника нашего 11-го класса на страничке «Юбилей 78-ой школы». Поначалу его не было! А вот фотография выпуска пока не нашлась. Помню Галину двоюродную сестру, нашу одноклассницу Нину Кузнецову  с милыми кудряшками светлых волос. С Раисой Лапшиной переписываемся в соцсетях, с Людмилой Носовой дружили, когда я работала в Оловяннинской районной газете, а она там работала воспитателем детсада. Потом она уехала в Краснокаменск, и связь потерялась.

Тамара Попова – высокая, стройная с веселым характером умела рассказывать смешные истории, а её однофамилица Любовь Попова (Береснева, Биробиджан) обладала основательным, серьезным характером и…великолепной косой. Впрочем, Любу украшали и нежно-голубые глаза. Она у нас была настоящей русской красавицей. Белокурая, очень живая, Эльвира Кульгаева (Свинаренко), как и многие другие мои подруги, всю жизнь проработала в детском саду. А ведь все мы, обучаясь с 10-11 класс по особой программе, утверждали, что преподаваемые дисциплины производственного обучения нам в жизни не пригодятся. Завучем по производственному обучению был мой отец, и меня терзали муки совести, когда вместе с подругами убегали с этих уроков. Перед ними не хотелось выглядеть «предательницей», а перед отцом – неблагодарной.   

Вместе с аттестатом мы получили удостоверения о присвоении нам квалификации «медсестра-воспитатель детских учреждений», а мальчики – «токарь-слесарь». «Наша школа многим девочкам дала путевку в жизнь. И мы осознанно посвятили свою жизнь детям – трудились, трудимся и учим своих воспитанников любить все, что нас окружает, - пишет Валентина Бехтемирова - у меня почётное звание «Ветеран труда». Счастлива в своей профессии, потому что люблю детей, и они отвечают мне взаимностью! И это всё дала мне школа!»

Мы ходили в походы, изучали природу на уроках естествознания, любили общешкольные праздники, торжественные и тематические вечера, диспуты. По осени организовывали осенние балы. В 11 классе я надела только что сшитое мамой ярко-красное, с жёлтыми листьями,  ситцевое платье и...закружила осень в танце листопада. А на стенах столовой, где проходили наши вечера, мы приклеили настоящие разноцветные листья.

В старших классах я увлекалась актерами советского кино, собирая их фотографии, знала биографии каждого. Теперь уже не вспомню, кто мне предложил выступить с этой темой в своем классе. Я долго готовилась, вечер получился замечательный. Я увлекла своим рассказом многих. А Валентина Николаевна Чиркова подсказала мне «пройтись» с актерами кино и в других старших классах.

С нами выпускались в тот год Александр Касьянов, Вячеслав Андреев, Борис Чернецкий, Анатолий Тябердин, Валерий Смирнов, Борис Николенко и Валерий Судаков. К сожалению, мне неизвестно, как сложилась судьба у нашей «великолепной семерки», но верю: каждый из них стал достойным человеком. Заранее прошу прощения за возможные ошибки, за то, что не назвала многих… Обо всем, что лежит на сердце, можно написать книгу. Людмила Зайцева (Малярчук),

выпускница 1966 года школы №78

Категория: Юбилеи | Просмотров: 752 | Добавил: Vladimir | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]