Главная » 2014 » Март » 6 » «...А я всё жду»
14:36
«...А я всё жду»

«...А  я  всё жду»

Их имена должны носить

самые красивые улицы городов

Работая над очерком о спецназовце Викторе Широких, который после тяжелого ранения скончался в госпитале г.Ташкента, была потрясена до глубины души не только его мужеством, борьбой за жизнь, но и величием духа его матери Тамары Анатольевны. Страницу за страницей я читала, перечитывала           4-ый том Книги памяти – военно-исторического издания, который называется «В часть не вернулся…». Невозможно без боли и слез, внутреннего содрогания читать бесхитростные строки родных тех, кто погиб в Афганистане.

По крупицам собирали авторы – полковник С.В.Баленко, доктор технических наук, кандидат военных наук, доцент, профессор Академии военных наук (руководитель группы), полковник А.А.Устинов – член Союза писателей России, кандидат филологических наук материал о погибших спецназовцах.

На протяжении нескольких лет авторский коллектив и редакционная коллегия вели огромную подготовительную работу. В этом им помогали родители погибших в Афгане, родственники, друзья, соседи, учителя и просто неравнодушные люди. Это благодаря им многотомное военно-историческое издание «В часть не вернулся…» увидело свет, и мы имеем возможность узнать многое о войне в Афганистане, о наших ребятах, выполнявших свой человеческий и интернациональный долг.

Это предыстория к рассказу о Тамаре Анатольевне Широких, принимавшей самое активное участие в создании 4-го тома, о нашей землячке, считавшей, что о ее сыне должны знать не только в родном Укурее, но и за его пределами, ведь он, как и тысячи его ровесников, ценой своей жизни выполнили воинский долг.

В одной из глав Книги памяти комбат Г.Быков пишет: «…Я считаю, что такие люди достойны того, чтобы их имена носили самые красивые улицы городов». Прав «батяня - комбат»! В Чернышевском районе впервые за 25 лет со дня вывода советских войск из Афганистана состоялось открытие мемориальной доски памяти чернышевца Владимира Забродина, который погиб в 1984-ом году.

 

Нельзя предавать память

 

Письма с просьбой рассказать о своих сыновьях, внуках, друзьях руководитель авторского коллектива Книги памяти Сергей Викторович Баленко разослал по всем республикам бывшего Советского Союза. Многие, но, увы, не все, к сожалению, откликнулись. Тягостное впечатление оставила глава 4-ого тома Книги памяти «Ни мечты, ни Родины…». Речь в ней идет о ефрейторе Александре Яковлевиче Миллере, погибшем в Афганистане при выполнении боевого задания. В главе приведены скупые строки из официальных характеристик да строчки из сохранившейся записной книжки. Никто из родных не откликнулся. «Всё. Точка. Ни семьи. Ни Родины. Ни мечты». По сведениям заместителя директора по научной работе Таймырского окружного краеведческого музея Ольги Павловны Корнеевой родители Александра Миллера уехали в Германию.

Но ещё страшней, когда родственники погибших предают их память, утонув в хмельной реке. Им вряд ли понять, почему рождались такие поэтические строки: «Прости, что я не добежал до вражеского дзота, за сто шагов в прицел попал чужого пулемета». Груз огромной ответственности лежит на родителях погибших ребят. Они не могут жить так, как жили раньше. Пример тому мать погибшего в Чечне Евгения Родионова. После гибели сына она свою жизнь посвятила служению людям.

Печаль светла

 

Тамара Анатольевна Широких последние годы жизни отдала сохранению памяти о своём сыне. Я уже сказала, что она активно сотрудничала с авторами Книги памяти. Откуда в простой женщине столько воли, твердости, душевных сил? Из какого родника брала живительную влагу Тамара Анатольевна? Что помогало ей до последнего часа сохранять свое достоинство и гордость за сына? Тамаре Анатольевне была известна народная мудрость: «Ни один ребёнок не может опозорить родителей так, как родители - ребёнка». Своими делами, чистыми помыслами она соответствовала светлой памяти сына. В этом и проявилась ее настоящая материнская любовь, сила духа.

…Вот что когда-то писала в своем сочинении о Тамаре Анатольевне Широких ее внучка Людмила.

- Бабушка родилась 14 октября 1937 года на станции Каганович (ныне Чернышевск – Забайкальский). У нее была сестра Галина. Отец их – Анатолий Александрович Пушкин до войны работал в локомотивном депо машинистом паровоза, мать – Екатерина Александровна Максименко - официанткой в деповской столовой. В 1942 году отца Тамары и Гали призвали на фронт, откуда он не вернулся.

Семья моей бабушки Тамары Анатольевны жила по улице Чернышевской. Она мне рассказывала, что в первый класс она пошла в школу №43 (ныне - 63-ю). «Помню, как с нетерпением ждала большой перемены: нам давали поесть. Военное детство не было сытым. После отмены карточек хлеба давали побольше, но очередь за ним занимали с вечера.

Как и все, я сначала стала октябрёнком, потом меня приняли в пионеры”, - вспоминала бабушка.

Когда Екатерина Александровна, мама моей бабушки, вышла второй раз замуж, их семья переселилась на улицу Пушкина, а Тамара пошла учиться в школу №2. Вскоре отчима девочки перевели работать в Укурей, где она окончила семилетку. В девятом и десятом классах Тамара училась в родной 43-ей школе. Времена были тяжелые, и девушка на летних каникулах работала в дистанции  пути. Ребята и девчонки чистили кюветы, разгружали балласт с платформ.

После школы Тамара устроилась работать счетоводом в Укурейский сельский совет, в этом же году она вышла замуж за Валентина Сергеевича Широких. Через два года родилась моя мама – Светлана, через год Сережа, а в 1962 году родился Виктор. Из-за маленьких детей  моей бабушке пришлось сменить работу, она выучилась на киномеханика, а позже, когда дети подросли, перешла работать в Чернышевский филиал Шилкинского отдела рабочего снабжения заведующей магазином”.

Далее Людмила рассказывает о своей маме – Светлане, о ее братьях Сергее и Викторе. «Виктор попал служить в воздушно-десантные войска в город Чирчик Ташкентской области. После подготовки моего дядю отправили в Афганистан». С этого момента весь уклад жизни семьи Широких  изменился. Каждый день ждали вестей от Виктора. Тамара Анатольевна страх за сына старалась заглушить работой.

«Двадцать шесть лет она проработала в отделе рабочего снабжения, - пишет Людмила. – За добросовестный труд имеет множество наград и поощрений. Бабушке присвоили почетное звание «Отличник советской торговли», она награждена медалью «Ветеран труда».

«Мы любим свою бабушку Тамару. Мы – это ее внуки. Она многому научила нас. Ее заботливые руки пекут пироги и торты. Она учит нас вязать и шить. А сколько цветов выращивает бабушка! А потом щедро одаривает всех яркими георгинами, белоснежными астрами, пышными гладиолусами.

Я смотрю на мою бабушку и знаю, что, находясь рядом с нами, она ни на минуту не может забыть своих дорогих сыновей – ни Витеньку, погибшего от пули душманов, ни трагически погибшего Сереженьку, хоть и улыбается нам, и шутит с нами».

«Вот уже 19 лет прошло, - писала авторам Книги памяти Тамара Анатольевна, - а я все жду, что Витя должен вернуться из армии, хотя прекрасно знаю, что он похоронен. Наверное, это ожидание останется до самой смерти». Так оно и случилось. Никогда материнское сердце не смирится с потерей ребёнка.

Обращаясь к своим читателям, авторы писали: «Выпуская этот том о спецназовцах Российской Федерации (4-ый том - прим.автора) мы обращаемся со словами благодарности ко всем, кто словом, письмом, кто фотографией, кто содействием, кто советом, кто деньгами способствовал его созданию.

Мы преклоняемся перед мужеством и терпением родственников погибших ребят, с любовью и надеждой  они представили материалы о своих сыновьях, братьях, мужьях для увековечивания их имен в нашей Книге. Среди тех, кого авторы благодарят, значится и Тамара Анатольевна Широких. (К великому сожалению, допущена ошибка: вместо Тамары написано Ирина).

Как рождалась Книга памяти

 

Руководитель группы, работавшей над созданием Книги памяти, Сергей Викторович Баленко, в одном из писем Тамаре Анатольевне Широких, написал:

«Здравствуйте, дорогие родные! Тамара Анатольевна!

Вот и закончилась работа по написанию многотомной Книги памяти, посвященной погибшим спецназовцам. Закончены все 12 томов. На это ушло 8 лет поиска, переписки  и переживаний. Удалось издать в открытой (коммерческой) печати только два тома. Все потенциальные спонсоры без выгоды для себя не пожелали помогать.

После долгих хождений по коридорам власти и власть имущих да к тому же обещавших в скорбные минуты помогать и увековечить память павших, смог добиться разрешения начальника Генерального штаба и начальника Главного управления об издании оставшихся десяти томов в типографии Главного управления Генерального штаба.

Реальность оказалась куда более жесткой и правдивой, чем пустые, для красного словца, обещания разных мэров и губернаторов. Видно, память нужна только родителям, и на период траурных мероприятий – руководителям различного ранга. Горько, но – факт.

Но главное сделано. Имена наших боевых друзей и товарищей не останутся сухими строчками приказов и донесений, хранящихся в военных архивах. О подвигах, совершенных ими, о короткой жизни этих в большинстве своем не целованных, не познавших любви мальчишкек, только-только начавших жить, будут читать те, кто их заменил и заменит в строю. Молодые ребята, пришедшие в спецназ, будут учиться на их примерах, как надо жить с гордо поднятой головой, высоко неся честь спецназа военной разведки, помнить и чтить память о своих погибших ровесниках.

Пусть не удалось воплотить в жизнь все планы и задумки, но Книги памяти будут теперь во всех соединениях и воинских частях специального назначения, во всех комнатах и музеях славы, во всех высших учебных заведениях, готовящих офицеров – спецназовцев.

Приношу свои извинения за задержку с изданием книг. Старался, как мог. Высылаю Вам Книгу памяти. Как получилось – судить Вам. Мы не писатели, и что-то будет не так, но мы старались писать сердцем, так, как считали нужным, и с вашей помощью. Вместе с книгой возвращаю подлинные документы.

Берегите себя. С уважением и низким поклоном Сергей Викторович Баленко».

На  страницах 68-74 4-го тома Книги памяти «В часть не вернулся…» есть глава о Викторе Валентиновиче Широких «… Парень что надо». В ее создании принимала участие Тамара  Анатольевна Широких, мама Виктора.

…Сердце ее остановилось 29 августа 2009 года.

Любовь Шемелина

На снимке: Т.А.Широких

Просмотров: 693 | Добавил: Vladimir | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]