Главная » 2016 » Апрель » 9 » И в зной, и в стужу
05:13
И в зной, и в стужу

И в зной,  и в стужу

Произошло это в конце 80-х годов. То ли по воле случая, то ли в силу сложившихся обстоятельств судьба привела меня на порог Зиловской дистанции сигнализации централизации блокировки (СЦБ) и связи – ШЧ-4.

Предприятие в ту пору возглавлял Павел Михайлович Дроздов. После короткой беседы Павел Михайлович предложил мне встретиться со своим заместителем Виктором Михайловичем Киселёвым, возглавляющим хозяйство СЦБ и в течение одного рабочего дня посмотреть, чем занимаются работники цеха. На следующей неделе как раз выпал случай осуществить задуманное.

День выдался ясный, время приближалось к полудню. Перед коллективом цеха блочной маршрутно-релейной централизации (БМРЦ) станции Чернышевск - Забайкальский была поставлена задача – переключить старый кабель на новый пост – от поста централизации до здания пункта технического осмотра (ПТО). Руководил работой цеха исполняющий обязанности старшего электромеханика Валерий Семенов. Общее руководство и взаимодействие осуществлял В.М.Киселёв.

Несмотря на ограниченное время самого переключения работникам нужно было основательно подготовиться. Работа проводилась в свободное от движения поездов время. Мне, как наблюдателю, показалось, что время течёт бесконечно долго, прибавить сюда еще парное летнее солнце и приступы стеснённого состояния, вызванные тем, что все вокруг работают, делают свое дело, а я нахожусь в роли праздного зрителя. Жизнь предоставила очередной экзамен, выбор был сделан, я услышал в свой адрес короткое слово «берём», сказанное Виктором Михайловичем. Вот так я оказался в ШЧ-4, проработав на предприятии половину жизни.

Если руководство ШЧ-4 отнеслось ко мне настороженно, то коллектив принял доброжелательно и радушно. Со стороны старших я ощутил отеческую заботу. Хотелось бы рассказать о людях. Каждый из них делал своё дело, а все вместе творили историю своего предприятия. Жизнь каждого человека неразрывно связана с историей предприятия. Развитие Зиловской дистанции СЦБ и связи и её становление шло параллельно с развитием Транссибирской магистрали.  Границы дистанции находились от станции Чернышевск-Забайкальский до станции Ксеньевская. Предприятие состояло из двух подразделений – СЦБ и связь. В настоящее время связь выделена в самостоятельное предприятие – региональный центр связи (РЦС).

Развитие системы централизованного управления   стрелками и сигналами станции постоянно совершенствуется. Первой системой  была механическая централизация, в которой стрелки и семафоры управлялись с помощью рычагов и гибких стальных тросов. Мой первый наставник Василий Андреевич Хлуднев ещё помнит эту систему.

В семидесятые годы прошлого века появилась блочная маршрутно-релейная централизация (БМРЦ) и к концу 1975 года этой системой была оборудована станция Чернышевск-Забайкальский. Когда я пришёл в ШЧ-4, заканчивалась реконструкция станции по удлинению приемоотправочных путей, связанных с электрификацией. В это время были введены в строй новые рельсовые цепи, произведено их дооснащение. В коллективе цеха БМРЦ станции Чернышевск-Забайкальский работали 16 человек. В то время широко использовался околоточный метод обслуживания, то есть в каждой горловине станции устройства обслуживали три электромеханика, на посту ЭЦ работали три сменных электромеханика. Большинство специалистов окончили Читинский железнодорожный техникум. После окончания техникума в цех пришёл Владимир Войтухов. Постовыми электромеханиками трудились Семён Прокопьевич Щигорев, Валерий Семёнов, Анатолий Валиков. Семён Прокопьевич в основном выполнял текущий график работ (проверка на плотность прижатия остряков к рамным рельсам, регулировка разных параметров).

Электромеханики Валерий Семёнов и Анатолий Валиков производили пайку кабельных жил, замену приборов, настройку параметров. От них требовались хорошие знания по работе различных схем, умение быстро и безошибочно читать монтажные и принципиальные схемы, устранять неисправность на посту электрической централизации. Анатолий Валиков неоднократно поощрялся руководством предприятия за рационализаторскую деятельность. Например, спаял принципиальную схему и собрал прибор для измерения напряжения рельсовых цепей, частотой 25 герц, опередив время на полтора года, пока не появились типовые  приборы. Под руководством Анатолия Валикова внедрялись десятки  рацпредложений.

В коллективе всегда найдутся люди, с которыми легко работать. Как не вспомнить Андрея Выходцева? Балагур, добряк, душа компании, на все случаи жизни у него поговорки, прибаутки. А какой замечательный работник! Ему особенно удавалась быстрая регулировка рельсовых цепей. Мало найдётся  станций, больших и маленьких, на Забайкальской железной дороге, где бы он ни побывал в командировке. Талантливый был человек и работу свою любил. Жизнь его трагически оборвалась в самом расцвете сил – ему было только 33 года.

На посту №2 я работал с электромонтерами Александром Емельяновым, Александром Александровичем Славинским, которого называли не иначе как «Сан Саныч». Немногословный, добрый по натуре, Александр Александрович честно и добросовестно исполнял свои обязанности. Когда требовалась большая физическая сила, всегда приглашали его. Копаем траншею под кабель, видим, что Сан Саныч опережает нас, попробуй угнаться за ним. За долгий и безупречный труд А.А.Славинский удостоен высшей награды отрасли - знака «Почётный железнодорожник». Кроме Славинского околотки поста №2 обслуживали электромеханики С.М.Простакишин, Ю.С.Сверкунов, электромонтёры П.П.Тонких и А.В.Трембач. Алексей Трембач прошёл этап становления от монтёра до старшего электромеханика. Сейчас он работает ревизором в дорожной структуре.

Мне повезло, что моими наставниками стали электромеханики Василий Андре-евич Хлуднев и Анатолий Алексеевич Емельянов. Замечательные специалисты, имеющие богатый жизненный опыт, всегда доводили начатое дело до конца. У одного учился премудрости профессии, у другого жизненному опыту. Это люди старой закалки, они не терпели некомпетентности и разгильдяйства. Рядом с ними трудились электромонтёры Владимир Трембач и Василий Кибалин.

Перед  коллективом предприятия всегда стояла задача по внедрению новых технологий, техники и оборудования. С этим прекрасно справлялся инженер группы надёжности Александр Николаевич Мартышкин. Александр Николаевич вдумчиво и скрупулёзно анализировал техническую документацию. Подготовил и внёс множество рацпредложений для улучшения работы средств автоматики. Вряд ли кто лучше чем он исполнял монтажные работы в релейных помещениях. Благодаря своей скромности, доброте, профессионализму Александр Николаевич пользовался огромным уважением среди коллег. Своими знаниями он всегда делился с молодёжью. Делал это незаметно, не показывая своего превосходства. Вспоминается случай, как нам, молодым специалистам, он рассказывал действие какой-то схемы. После второго повтора остались непонятными некоторые детали. Александр Николаевич принялся объяснять нам в третий раз, не проявив при этом никакого раздражения. Про таких, как Александр Мартышкин, говорят: «Соль земли русской». За добросовестный труд А.Н.Мартышкин награждён знаком «Почётный железнодорожник».

Дистанционное управление стрелками и светофорами в настоящее время невозможно без диспетчерской централизации. Бесспорно, наибольший вклад в это внёс электромеханик контрольно-измерительных приборов Александр Лазарев. С его участием в дистанции внедрена и работает аппаратура удалённой диагностики и мониторинга устройств СЦБ типа АПК-ДК, диспетчерской централизации «Тракт». Рассказывая про Лазарева, стоит добавить, что по характеру он добрый, отзывчивый и скромный человек. Если его попросишь в чём-то помочь, никогда не откажет.

Плечом к плечу с нами работали наши товарищи из цеха автоблокировки, которые обслуживали устройства СЦБ на малых станциях и перегонах – от станции Чернышевск – Забайкальский до станции Арчикой. Это Сергей Шемелин, Сергей Мальцев, Пётр Щигорев, Леонид Неронов. Руководил цехом Александр Яковлев.

И в зной, и в дождь, и в лютую стужу электромеханики цеха выезжали на перегоны, чтобы обеспечить бесперебойное движение поездов и не допустить сбоев. А помогали им в этом наши водители автомобилей Павел Калетин, Александр Старыгин, Николай Кирпичников.

В составе цеха автоблокировки на станции Букачача трудились Владимир Козлов и Владимир Служаев. Владимир Козлов в начале 2000-х  руководил цехом БМРЦ в Чернышевске. В настоящее время живёт и работает по специальности в Кемеровской области.

Рассказывая о людях, особо хочется отметить нашего руководителя Валентина Иннокентьевича Епифанцева. В разные годы Валентин Иннокентьевич работал начальником участка, старшим электромехаником. Под его началом трудились и трудятся молодые специалисты, такие как Алексей Шемелин, Юрий Семёнов, Георгий Рыжаков, Елена Роденкова и другие.

На протяжении последних лет коллективом проделана огромная работа по повышению надёжности устройств железнодорожной автоматики: проведены работы по реконструкции и удлинению приемоотправочных  путей, построены новые рельсовые цепи, светофоры чётной и нечётной горловин станции оборудованы устройствами включения резервных нитей. Для повышения производительности труда и повышения надёжности в стрелочных электроприводах установлены обновлённые редукторы с металлокерамическими дисками. Сделано и многое другое.

Принципиальные схемы, согласно которым работают приборы железнодорожной автоматики, со временем приходят в ветхое состояние, отдельные элементы невозможно прочитать. Елена Роденкова – единственная женщина в цехе, которая занимается их обновлением. Работа кропотливая и ответственная. Елена успешно с ней справляется, выполняя её не только для цеха, но и для всей дистанции.

Подводя итоги последних 25 лет активной трудовой деятельности коллектива, нельзя не сказать о наших руководителях. Это главный инженер дистанции Леонид Гаврилович Блинников, начальники предприятия,  работавшие в разные годы - Виктор Михайлович Антуфьев, Андрей Алексеевич Иванов. В настоящее время коллектив возглавляет Анатолий Иванович Черенцов.

На нашем предприятии умеют не только хорошо работать, но и активно отдыхать. Весело проходят праздники, встречи Нового года, День железнодорожника. Основная заслуга в этом председателя профсоюзного комитета Елены Рыжаковой, электромеханика КИПа СЦБ, а также электромеханика Георгия Рыжакова.

Владимир Курагин, фото автора

Просмотров: 164 | Добавил: chernyshevsk | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]