Время стирает названия станций

Нина Федотовна  Макарова



- Я сильная была, крепкая, - рассказывает  о себе Нина  Макарова. – Бывало, мне ребята рессору на спину положат – и вперёд. Никогда ни в чем себе скидку не делала, на работе у каждого свои обязанности, некогда  и некого звать на помощь.
 
На самом деле Нина Федотовна  вовсе не велика – мне едва до плеча достает. «В землю, что ли расту теперь», - сама удивляется. За все время беседы  о трудной судьбе  осмотрщика вагонов ни разу не вспомнила об усталости или своих болячках.  Наверное потому, что работу свою  любила, ну, может, не очень подходит  это слово  к профессии  вагонника, особенно  если учесть, что трудилась  она не только  в мирное время, но и в войну, однако  сама  ветеран труда и войны – именно так определила  отношение к своей специальности.
В вагонное депо на станцию имени Кагановича (сейчас Чернышевск - Забайкальский) поступила учеником   осмотрщика  вагонов   в 1938 году. Сначала окончила  на месте  трехмесячные курсы, в группе  было немало девушек.
Однако на практику  вышли  всего три, среди них  была и Нина. А работать из группы  по специальности  стала только она – других  не устраивал тяжелый труд, посильный не всякому мужчине.
Время было трудное. Паровозы дымят, подъемки  много, детали у двухосного вагона тяжеленные, норму обработки поезда  требовали выполнять неукоснительно. Чуть что – к ответу. Так что  никто себя не щадил:
- Я сама все делала – и вагон поднимала на тумбочках, и колесные пары меняла, и автосцепки. А куда денешься-то, раз работа такая.
Однажды предложили  старательной девушке  перейти в сборочный цех  депо – отказалась, хоть там и теплей  было зимой.
О начале войны узнала во время  массового гуляния в саду. И без того  строгую дисциплину  на железнодорожном транспорте  ужесточили. Нечетные поезда, что шли на запад с техникой и людьми, требовалось  обрабатывать быстро и качественно. Мастера осудили на несколько лет  за  задержку поездов на фронт, уроком это было для всех. В отдельные смены некогда было  присесть, чтобы перекусить – паровозы тащили  поезда медленно, но было их много.
- А в 42-ом году меня командировали в Читу, на учебу – стала поездным вагонным  мастером. Это ничуть не легче, чем работа  осмотрщика. Всегда с тобой  «шарманка» с инструментами, в руках масленка, в открытом тамбуре  стоишь в тулупе, а морозы  стояли  ужасные, за пятьдесят, часами едешь до Зилова, то до Шилки, что случится – за все  отвечаешь. На остановках надо было отдохнуть, согреться, а тебе приказ: нет осмотрщика, выручай, подшипники менять надо. Дома только глаза  закроешь, как  в дверь стучит вызывальщица: "Хватит дрыхнуть, пора  в поездку”.
Работали на износ, но и государство ценило труд железнодорожников, голодать Нине Федотовне не пришлось: кроме 800 граммов хлеба по карточке, в поездку ещё 400 граммов выдавали.
- Я, конечно, все хотела перейти на свое рабочее место – осмотрщиком вагонов, да по документам-то видели, что выучена на поездного мастера. В 1943 году сказали, чтобы в Читу  собиралась, там спецсостав формировался. Поплакала я, но кто тогда на бабьи слёзы реагировал, - поехала. Стали подъезжать к Гомелю, - бомбежка. «Бегите, - кричат, - подальше от дороги». Бегу, мужики на землю падают, я тоже к ней жмусь, глаза закрываю. Улетели самолеты. «По ваго-о-нам!» - команда. На станции Гомель развалины, наш состав поставили  среди развесистых  тополей, ну, думаю, теперь уж бомбежки не будет, не рассмотрят  фрицы наши вагоны. День, другой живем в вагонах, никто не хочет идти в город, а руководство настаивает. Как-то утром приходит Куценко – он старшим был у нас: «Становись на зарядку!» Руки от  работы  не поднять, а он - на  зарядку! А потом пошел по вагонам, увидел наши вещи и все выбросил: уходите в город, если хотите в живых остаться. Поворчали, пообижались, но пошли по домам, местные неохотно пускали на постой. Мы с подружкой к пожилой семейной паре  перебрались. В ту же ночь состав наш был полностью уничтожен авиацией. До сих пор удивляюсь, как Куценко догадался о приближающейся беде, видно, сердце подсказало.
А работы было невпроворот, поезда в любой момент  могли потащить на перегон, если в небе появлялись бомбардировщики, так что об отдыхе  никто и не заикался….
Нормировали участников спецформирований  Наркомата Путей Сообщения, по тем временам хорошо, как  фронтовиков. Девчата даже подкармливали своих хозяев, и скоро те подобрели к Нине и Дусе из неведомого Забайкалья, но вскоре случилась беда: заболели супруги брюшным тифом, подходить к ним запретили.
- Да как это мимо голодных проходить! – возмутилась Нина. И обеды готовила, и ухаживала за ними, пока не свезли их в госпиталь.
Фронт уходил дальше на запад, реже стали бомбить  Гомель, хотя каждый  налет  фашистской  авиации  наводил  ужас на девчат. Бежали  тогда  под откос, натягивали  фуфайки  на голову - а, будь что будет, только б  не видеть никого….. Однажды вернулись  хозяева, обрадовались девчатам, друзья пришли с гармошкой – на радости и отдохнуть не грех. Однако вскоре завыли сирены, и город вновь бомбили всю ночь, земля вздрагивала от боли, как живая. Девчонки плачут, маму зовут, да все бесполезно, страх душу замораживает.
И снова спецпоезд  двинулся на запад  восстанавливать разрушенное немцами  железнодорожное хозяйство.
Прибыли в Слуцк (или Луцк, память теперь названия  стирает). Приезжие чувствовали себя неуютно в городе.
- Мы коммунистов на постой  не пускаем!
Как-то по улице Нина шла, собака откуда ни возьмись, молча сзади подбежала и укусила за ногу. Кровь – в разные стороны. Добрались до медсанчасти – надо срочно в Москву, вдруг собака бешеная. Поехали с медсестрой-сопровождающей.
Кому в больших городах нужны чужие, а у медсестры дом родной рядом, в Калуге.
- Можно ли уехать в Калугу? – спросили девчата.
Разрешили, только велели обязательно 30 уколов от бешенства поставить. Да нам – то торопиться было некуда, жили у матери, она кашей тыквенной нас кормила -  вкусно.
...Работа и бомбежки отнимала все свободное от сна время. Как-то Нина пришла утром, смену приняла, а девчонка, родом из Оловянной, не уходит – плачет. «Домой, - говорит, - хочу. К маме». Стала уговаривать её, мол, и смена закончилась,  сейчас отдохнешь, не плачь, войне проклятой скоро конец. Вытерла та слезы и отошла  уже несколько метров, как раздался взрыв, от которого Нину, как  пылинку на землю швырнуло. А вместо девчонки – сменщицы яма, на мину несчастная наступила… Нет, не все живыми вернулись из той командировки, многие ранения тяжелые получили, в госпиталях лечились.
Потом спецпоезд  вернулся в Гомель, знакомые стали уговаривать – оставайтесь, у нас здесь тепло, после войны вам квартиры  в числе первых  дадут. И уж совсем было кое-кто согласился остаться, как тут телеграмма из Москвы, строго  предписывалось всех забайкальцев  отправить домой. Видно, знали, кому следует, о предстоящих боевых действиях на востоке, так никто и не мог  остаться в Белоруссии. А спецпоезд расформировали только в 1945 – 18 ноября, все это  время железнодорожники жили в вагонах, трудились на разных станциях  Забайкальской магистрали.
…Восемь лет после этого Нина Федотовна жила в Новосибирской области, но замужество оказалось неудачным. Вернулась в Чернышевск с дочкой и сыном, мыкались по чужим углам, баракам, работала, конечно, в вагонном депо осмотрщиком  вагонов. Взяли сразу, зная ее старательность и безотказность. Только в 1965году  получила  благоустроенную  квартиру, на пенсию  ушла  с родного предприятия, где не забывают ветерана.
- Неужели не хотите посмотреть места, где тряслись от страха во время бомбежек да гибли подружки? – не выдержала я.
- С удовольствием, но кому я там нужна, где  остановиться-то? – живо отреагировала собеседница. – Я ездить не боюсь, хотя лет мне немало. (В январе 2012года Нине Федотовне  Макаровой  исполнилось 96 лет. – прим. автора) Вот был бы напарник – обязательно хоть одним глазком посмотрела бы, каким стал Гомель…                             

Галина Пушкина