Весенний месяц март
Любовь Иннокентьевна Чуродаева
Из приказа начальника станции №214 от 25 октября
1938 года:
«….принять Любовь
Иннокентьевну Меньших на должность ситуатора станции имени Кагановича железной
дороги имени Молотова».
Из приказа начальника
станции №24 от 08.03.1940 года:
«За хорошую работу
премировать туфлями».
Из приказа начальника
станции от 06.10.1941 года: «С работы уволена ввиду поступления в техникум
коммунального строительства».
«… с 27 февраля
1942 по 1 июля 1943 года работала в
органах милиции и уволена по служебному несоответствию».
Начальник УНКВД по
Амурской области майор госбезопасности К….
Из приказа начальника
станции №211 от 01.12.1949 года:
«Вновь принятая назначена учеником оператора станции имени
Кагановича 3-его отделения Забайкальской железной дороги».
На землю ложится последний мартовский
снег. Крыши домов, скамейки во дворе, деревья – все белым – бело, словно на
улице не первый месяц весны, а последний осени – непредсказуемый холодный ноябрь, так пасмурно, серо вокруг.
Миновав школьную спортивную площадку, я
очутилась в микрорайоне двухэтажных домов. Вот и дом, в котором когда-то жила Любовь Иннокентьевна Чуродаева. Теперь в
квартире живет ее старшая дочь Наталья, с которой когда-то училась в одном
классе.
Я давно собиралась побывать у Чуродаевых,
написать о Любови Иннокентьевне, но возникали неотложные дела и встреча
отодвигалась на неопределенный срок, а потом оказалось поздно – я не успела.
Любовь Иннокентьевна умерла. А она в поселке была человеком известным и заслуживала
того, чтобы о ней узнали читатели нашей газеты. Долгое время Любовь
Иннокентьевна работала на станции Чернышевск – Забайкальский, вела большую
общественную работу. Избиралась
депутатом поселкового совета, являлась членом народного контроля при райкоме
партии, была членом добровольной народной дружины по сохранности общественного
порядка, бессменно, пока ее дочери учились в школе, входила в состав
родительского комитета, выполняла обязанности инспектора по безопасности
движения….
…Я прошу Наташу рассказать о матери,
дополнить рассказ тех, кто знал, работал вместе с ней на протяжении многих лет.
…Теперь мало кто помнит, как и почему
семья Иннокентия Ксенофонтовича Мень-шиха оказалась на маленькой таежной станции
Сбега, получившей свое название от слияния рек Черного и Белого Урюма. Известно
лишь одно, что Иннокентий Ксенофонтович в конце тридцатых годов переселился со
сво-ими домочадцами из Сбегов на станцию Каганович, где и работал в должности
кассира.
Одну из его дочек звали Любой. Глядя на
неё, каждый мог с уверенностью сказать, что предки ее, дальние и ближние,
уроженцы не здешних мест, а тех, где «чуден Днепр при тихой погоде», где черное бархатное небо низко нависает над соломенными крышами беленьких хат и где
парубки и девчата назначают свидания в саду, в котором буйно цветут яблони и
вишни…. Сероглазая, пышноволосая, смуглая – пригожая лицом выдалась Люба.
Нашелся и суженный. Выходила замуж по
любви. Сменила девичью фамилию Меньших
на Чуродаеву, да недолгим было ее женское счастье. Не вровень ей оказался
избранник. Осталась она один на один со своими горестями – печалями да с
маленькими дочками на руках. Неужто права народная мудрость: «Когда счастье
делили спала, а красоту начали делить - проснулась»? Дочек Любовь Иннокентьевна
вырастила одна. Как судить ее за то, что
когда-то сказала их отцу нет? Кто скажет, что лучше в жизни: одиночество одной
или одиночество вдвоем?
Была она сильная духом и всегда считала,
что может справиться с жизненными невзгодами сама, без посторонней помощи. Первое
потрясение ей пришлось испытать в 21 год, когда девушка поняла, что на дороге
жизни шипы встречаются гораздо чаще нежели розы. Работала она в паспортном
отделе милиции города Благовещенска. При заполнении бланка паспорта допустила
незначительную оплошность. Женщина, которой выдали документ вернулась в
паспортный стол, обнаружив ошибку, которую Люба тотчас и исправила, но о случае
стало известно начальнику, и вскоре насмерть перепуганная девушка стояла в его
кабинете, тогда и появилась в ее трудовой книжке запись: «….уволена по
служебному несоответствию», близкие ей сказали: «Родилась ты в сорочке. Могла и
срок схлопотать».
На работу после этого не сразу, но устроилась.
Взяли, учитывая ее семилетку и годы учебы в техникуме коммунального
строительства, в заведующие отдела кадров мельзаводоуправления.
Спустя десять лет после отъезда из
Кагановича в Благовещенск Люба решила вернуться назад и устроиться на прежнее место, где начинала
работать в 1938 году – на станцию.
Тогда-то и появилась в ее трудовой книжке еще одна запись: «….назначена
учеником оператора станции имени Кагановича».
Вот что писал на страницах районной
газеты «Путь Ленина» о Любови Иннокентьевне Чуродаевой секретарь
парторганизации станции Иван Елизарович Ермолин в своей заметке «Упорство»: "…на станцию Каганович, она вновь вернулась
на прежнюю работу. Пришлось вспоминать частично забытое, изучать новое. С присущим
ей упорством Любовь Иннокентьевна в короткий срок преодолела трудности. Когда
на железных дорогах возникло движение за овладение смежными профессиями, Чуродаева
поставила перед собой задачу освоить специальности технического конторщика и
ситуатора станции. Сперва изучила натурный листок и перевозочные документы,
затем план формирования поездов.
Освоив работу технической конторы, она
все свои усилия направила на овладение
профессией ситуатора. И вот сейчас, как только рассеется утренний туман, на
путях станции появляется женщина с блокнотом и карандашом в руках. Она медленно
обходит станционные пути, тупики. Останавливается у вагонов, записывает их
номера. Это Л.И.Чуродаева производит ситуацию станции.
- Давайте, девчата сверим наличие вагонов
по документам, - просит она работников канторы. И ещё не отогревшимися руками
делает пометки в блокноте. Надо спешить, ведь к 12 часам московского времени
должен быть готов полный анализ работы коллектива за сутки. Тут и простой
вагонов, и погрузка, и выгрузка, графитовая работа и скоростная обработка поездов, простой локомотивов и выход «больных»
вагонов. Обо всем этом надо своевременно доложить начальнику станции и в
отделение дороги.
Хозяйкой своей жизни была Любовь
Иннокентьевна. Мы смотрели с Наташей их семейный альбом. Много фотографий было сделано в Риге,
Пятигорске, Ленинграде, Тбилиси, Бресте, Минске, Сочи… Заметив мое удивление,
Наташа пояснила:
- Мама любила путешествовать. Когда мы с
сестрой были школьницами, она нас часто
возила в Барнаул, к родственникам, ну, а когда стали постарше, мама расширила
географию поездок. Ездила, как правило, не одна, с нами или с кем-нибудь из
работающих на станции.
- Вот смотри, - Наташа показывает мне
одну из фотографий. Надпись, сделанная на ней, гласит: «Батумский ботанический
сад. 1973 год». на фотографии знакомые все лица – работники станции. Эта же
группа путешественников запечатлена на берегу озера Рица.
- Мама всегда была среди людей, - говорит
Наташа. – Много времени отдавала общественной работе: то у нее заседание женсовета,
то депутатские дела, то рейды народного контроля. Она уже болела, но интересовалась
делами на станции. Коллектив для нее многое значил.
- Прошло много лет с того дня, как мамы
не стало, а я все думаю, когда мне бывает трудно, слякотно на душе, а как бы
поступила мама, что сказала бы мне в подобной ситуации. Она была для нас с
сестрой Ольгой поддержкой и опорой.
…Был уже поздний вечер, когда закончился
наш разговор. Я возвращалась домой. Дул холодный пронизывающий ветер, поднимая
с земли пушистую снежную пыль.
- Ох, и капризный нынче весенний месяц
март, - подумала я.
На снимке: На перроне
станции. Вторая слева: Л.И.Чуродаева
Любовь Шемелина