село 

Укурей   


    


Укурей — (эвенк. укури — «сопка округлой формы») село и железнодорожная станция на юге Чернышевского района, административный центр сельского поселения, в Забайкальском крае, России. Расположено на правом берегу реки Куэнга, в 23 км к югу от Чернышевска. Железнодорожная станция на Транссибирской магистрали.С 1912 года по 1922 год село носило название Новониколаевск. После установления Советской власти в 1922 году село было переименовано в Николаевск. Сельский Совет на территории села Укурей был организован в 1922 году. В состав Совета вошли села Николаевск (с. Укурей) и Соктуй (с. Комсомольское). В 1955 году в Николаевский сельсовет вошел в состав Шивиинского сельсовета. В этом же году Николаевский сельский Совет был переименован в Укурейский сельский Совет. В 1960 году произошло объединение Укурейского сельсовета с Курлыченским сельоветом. Присоединилось село Каменный карьер. Комсомольский сельсовет стал самостоятельным. С 1 января 2006 года из состава Укурейского сельсовета вышло село Курлыча, образовав самостоятельную администрацию.



Водонапорная башня


Здесь было построены оборотное депо (остов которого стоит до сих пор), железнодорожные учреждения с жилыми домами, шесть домов подрядчиков (по ул. Транспортная), лавка купца Титешена и небольшая вино полка, которую содержал Колоновский. Одновременно был застолблен участок под строительство поселка. Это подтверждается и архивными государственными документами (по материалам статистико-экономического обследования части Восточного Забайкалья, тяготеющей к Амурской железной дороге). В 1910 году станция Укурей была сдана во временную эксплуатацию, и в это время в Укурее насчитывалось 14 хозяйств, проживало 55 человек, из них 34 мужчины. Грамотных было 19 мужчин и 2 женщины. Из шести домов три — под железной крышей, была одна землянка, а вообще 4 семьи не имели жилья.





оборотное депо


В 1912 году станцию Укурей посетили первые ходоки для осмотpa местности из села Тасеево Новотроицкой станицы Балейского района. В январе 1911 года закончились все подготовительные работы построены бетонные трубы для стока и началась укладка рельсов. Регулярное движение поездов открылось в 1913 году. При строительстве Амурской железной дороги, на западном ее участке на станции Куэнга первой была построена станция Укурей. Здесь же было построено паровозное депо, где паровозы проходили обслуживание, заправлялись водой, которая подавалась водокачкой с реки Куэнга, грузились углем.
Рядом с депо находился поворотный круг, с помощью которого паровоз разворачивался в нужном направлении. Построены были и другие железнодорожные учреждения, в том числе водонапорная башня, которая сохранилась до наших дней. Так же рядом с депо была построена электростанция. На железной дороге труд в основном был ручной. Дежурные по станции и сигналисты блокпостов переводили стрелочные переводы вручную с помощью рычагов аппарата и проволочных сообщений. Так же открывались и семафоры. В 1936 году оборотное депо было закрыто, так как в сентябре 1936 года на станции Чернышевск было открыто локомотивное депо. Здание депо было отдано воинской части по обслуживанию бронепоезда. В этом же году закончилось строительство железнодорожной ветки на поселок Ареда для нужд народного комиссариата обороны. В 2004 году ветка была разобрана. В 1984—1988 годах проведена электрификация железной дороги.


 автор фото : freeandy


Братская могила комсомольцев-участников перехода(по другим данным велопробега) по маршруту Ленинград-Хабаровск-памятник истории. 


В братской могиле похоронены три участника перехода,трагически погибшие 18 сентября 1935 года надалеко от станции Укурей ЗабЖД. 

Участниками перехода были шесть рабочих Ленинградского телефонного завода "Красная Заря"-они были допризывниками и должны были ехать служить на Дальний Восток.Свой пробег они решили провести в ответ на лыжный переход Дальний Восток-Москва ,который предприняли молодые пограничники-командиры таким образом пройдя путь до места своей службы(сейчас для нас это дикость,а в то время ,не исключено,что они действительно сами захотели это осуществить).Протяжённость всего маршрута должна была составить около девяти тыс.км.Погибшие попали под поезд во время очень сильного тумана. 

Могила сооружена в конце 30-х годов на средства комсомольцев Читы,Хабаровска,и Ленинграда.На плите надпись - "Отважным участникам перехода Ленинград-Хабаровск ,комсомольцам завода "Красная Заря": П.Бречанинову, В.Васильеву . А.Носову ,трагически погибшим 18.9.1935 от комсомольских и физкультурных организаций Ленинграда."




фото с.Укурей


детский дом


администрация с Укурей


СОШ с Укурей


До 1915 года в селе Укурей не было ни одной школы. Дети ходили в школу в соседнее село которое находилось за рекой Куэнгой в шести километрах от села Укурей. В 1915 году в селе была организована небольшая приходская школа в доме арендатора.

В 1935 году была построена «нижняя» школа, «верхняя» школа объединилась с вновь построенной и образовалась семилетняя школа № 42. В 1925 году вышел Декрет о введении всеобщего начального образования. В 1930 году было объявлено о бесплатном начальном образовании. В «верхней» школе обучались ученики с 1 по 4 классы, а в «нижней» шло обучение старших классов с 5 по 7 классы. Учеников было очень много, образовывались по 2−3 параллельных классов. В некоторых классах доходило до сорока и более учеников. Учеба шла в две смены. Первым директором школы № 42 был Брагин. В этом же году декабре 1935 года учителем истории и старших классов назначен Максименко Иван Назарович, а уже 1939 году он стал завучем школы № 42. В 1939 году он становится директором этой школы. Школа носила имя Молотова. Иван Назарович проработал в школе 41 год, в том числе директором школы почти 30 лет. В 1956 году отменили плату за обучение в старших классах средней школы. В 1959 году семилетняя школа № 42 переименована в восьмилетнюю школу № 61. При школе существовало два интерната, где в первом железнодорожном проживали ученики с железнодорожных станций Шивия, Тамка, Каменный карьер, Известковая.



ФАП с Укурей


В селе с 1930 годов существовало два фельдшерско-акушерских пункта. Один обслуживал только работников железной дороги, другой — остальное население села. В железнодорожном медпункте было родильное отделение на 5-7 коек, аптека, где делали мази и порошки. В связи с реформами, железнодорожный медпункт ликвидировали. 


ФАП с Укурей открылся в 1930 году, фельдшером работал Сурков И., с 1933 года

в бывшем доме кулака Золотарева, фельдшером работал Ушаков Григорий Васильевич. С 1969 фельдшерами работали Логиновская Римма Михайловна,Наделяева Зинаида Георгиевна,

медсестрами Иванюхина Т.П,Пырева Е.В. Много лет отработала санитарка Широких Елизовета Павловна. С 1988 было построено типовое здание из 7 кабинетов. В 1998 здание ФАПа было развалено переведено в бывшую железнодорожную амбулаторию. В настоящее время фельдшерами с Укурей работают Логиновская Зоя Николаевна и Сахневич Вера Николаевна.Обслуживают два села Укурей и Шивия.



В настоящее время медицинский пункт остался один и располагается он также в старом железнодорожном здании постройки 1930-х годов, которое и было построено для этих целей. Пункт обслуживает все население Укурея, независимо от места работы.


пришкольный интернат


Во втором интернате, построенном в 1960 годах, жили дети из Шивии и Курлыча. В 1947 году в селе была построена новая типовая средняя школа на 150 учеников. Учебный процесс проходит по кабинетной системе. В 1990 годах на территории школы шло строительство типового интерната, были уже построены стены потолок и крыша. Но для завершения строительства денег не хватало и оно было остановлено. Сейчас на этом месте груды разбитого кирпича и мусора.

Сегодня в школе есть спортивный зал, где проводятся уроки физкультуры, спортивные секции по баскетболу, волейболу, минифутболу. Большая часть учителей имеет высшее образование. В школе изучаются все предметы которые предусмотрены школьной программой.


памятники с Укурей


вокзал

Станция Укурей

Датой отсчета возникновения станции Укурей считается начало строительства Амурской железной дороги — с 1907 года, от станции Куэнга. Расстояние по железной дороге от станции до станции Укурей — 36 километров. В 1908 году здесь прошла железная дорога и была образована станция Укурей.





Расстояние до районного центра п. Чернышевск 27 километров. Расстояние до федеральной автомобильной трассы Чита — Хабаровск — 20 километров. Расстояние до областного центра г. Читы по железной дороге — 365 километров. Вид транспортного сообщения с районным центром — автомобильный, железнодорожный. 



с Укурей



железнодорожная ветка на поселок Ареда 


В 2004 году ветка была разобрана. 

Для подготовки страницы использованы материалы 

wikipedia ,

omp.ucoz.com, freeandy

фото : Alex Fedorov , В.Шевченко      

 

с.Укурей



станция Укурей  фото 1905 г.



Укурей 1980 г наводнение 























детский сад "Колосок"



депо















 




НАЗАД В РАЗДЕЛ  НАЗАД НА ГЛАВНУЮ