ИСТОРИЯ  СЕЛА УРЮМ
Село Урюм при железнодорожной станции на северо-востоке Чернышевского района. Центр сельского самоуправления . Расположен на Забайкальской железной дороге  на правом берегу реки  Белый Урюм в 132 км (по ж.д.)  от пгт Чернышевск. Основан в 1908 при строительстве железной дороги. Станция являлась стыковым пунктом головного участка Амурской (Куэнга – Урюм) и Зап.-Амурской ж.д. В 1960-е образован Урюмский леспромхоз. В 1989 население – 572 чел., в 2002 – 575. Имеются: средняя  школа, детский сад, клуб, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, отделение связи.  

На самом востоке Читинской области раскинулось небольшое село с мудрёным названием Урюм . Окружено оно со всех сторон невысокими сопками , густо покрытыми высокими соснами и стройными берёзами . Весной сопки становятся малиновыми от расцветшего багульника , а в палисадниках пышно раскрывает свои бутоны черёмуха.
Как и всякое село , Урюм имеет свою историю , богатую событиями. По воспоминаниям очевидцев , её начало относится к 1908 году. Вместе с Урюмом тогда образовались и Ундурга , Ушумун , Куруля , Озёрная. Ундурга тогда была еще довольно крупным селом , а Урюм лишь участком Ундургинского ЛПХ. В 1952 году леспромхоз ликвидировали , и все жители стали уезжать в Урюм .
Из воспоминаний Бянкина Никандра Яковлевича : « Я приехал в Урюм в семилетнем возрасте на подводах , помню, как перебирались через речку . Это было в 1937 году , начались репрессии , моего дядьку арестовали только за то , что он имел мельницу . Так говорила моя мать . Домов было мало. Нам поначалу пришлось жить в землянке у подножия сопки в березняке. Землянок было много , а теперь одни ямы остались .» 
Небольшая речка Урюм , плавно несущая свои воды разделила деревню на две стороны . Вторая сторона находилась на возвышенности , где можно найти « призраки» цивилизации : клуб, магазины , станцию, вокзал , школу . Выражение « идти на ту сторону» до сих пор существует в обиходе жителей. С открытием леспромхоза Урюм заметно расстроился , до этого дома можно было пересчесть.
Ещё одним « призраком» цивилизации стало строительство конторы ЛПХ . Это было в середине 60-х годов. Удобно было теперь ходить «на ту сторону» - построили висячий мост , до этого переплавлялись на лодке .
Из воспоминаний Бессонова : « Когда стали строить железную дорогу , Урюма ещё не было , была царская дорога .Образовалось село тогда , когда провели вторую линию . По той стояло избушек пять . Клуба не было , потом привезли из Ушумуна , школу построили . Сейчас Урюм изменился .» « Урюм был небольшой деревней . Жили здесь в основном железнодорожники , леспромхозники. У каждого свои избушки . Хлеб не сеяли ,работали на железной дороге , в ЛПХ. Сделали там участок – стали строиться . Начальником участка назначен был Ефремов.» - вспоминал Рязанов . Трудились люди поистине самоотверженно . Машин поначалу не было , пилили поперечными пилами , потом появились стахановские лучки .
 

Вениамин Иванович Кириллов- командир отделения разведки артиллерийского дивизиона 402-го гаубичного артиллерийского полка (7-я армия, Северо-Западный фронт), младший командир. Родился 8 декабря 1916 г в поселке Урюм ныне Чернышевского района Читинской области в семье горняка. Русский. Член ВКП(б) с 1941 года. Образование 8 классов. Работал инструктором физкультуры в городе Сретенск Читинской области. В 1937 году призван в ряды Красной Армии. Участник освободительного похода советских войск в Западную Белоруссию в 1939 году. Во время войны с белофиннами командовал отделением разведчиков 402-го гаубичного артполка. В декабре 1939 - январе 1940 года совершил несколько успешных разведывательных рейдов с целью обнаружения огневых точек противника. В ночь на 12 января 1940 года в группе старшего лейтенанта Ватагина участвовал в рейде в тыл врага. В этой вылазке был уничтожен финский дот. При непосредственном участии Кирилова был захвачен "язык" - финский офицер, который дал ценные сведения о линии вражеской обороны. Разведывательный рейд группы старшего лейтенанта Ватагина обеспечил успешное выполнение боевой задачи поставленной перед полком. Всех разведчиков наградили боевыми наградами. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года младшему командиру Вениамину Ивановичу Кириллову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 478). После войны с Финляндией поступил в Ленинградской артиллерийское училище, которое закончил в 1941 году. В Великую Отечественную войну командовал дивизионом реактивной артиллерии, знаменитых "катюш". В июле 1942 года известный военный журналист Александр Кривицкий писал с Воронежского фронта о командире дивизиона Кириллове: "Он отдавал распоряжения быстро и спокойно, успевая посматривать в сторону безостановочно двигающихся немецких цепей. Он видел перед собой цель и оценивал ее опытным взглядом профессионального артиллериста - хороша". В октябре 1942 года назначен командиром 61-го минометного полка. Под командование Кирилова В.И. полк отличился в битве за Днепр и заслужил почетное наименование "Запорожский". Подполковник Кириллов В.И. погиб 5 ноября 1943 года в бою за город Днепропетровск. Похоронен в городе Днепропетровске. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени.
Весь световой день работали на лесозаготовках , вырабатывали 2 – 25 нормы . Грузили всё в ручную . Пока не было машин , лес сплавляли по речке , вывозили на лошадях . Это впоследствии появятся тяжёлые трактора , крепкие лесовозы , пилорамы , огромный гараж . Но не следует забывать , что у истоков всего этого стояли самоотверженные люди . До 1971 года в селе была только начальная школа . К этому времени леспромхоз окреп « поднялся на ноги» и имел достаточно сил на строительство школы . На огромном пустыре появилось деревянное здание , казавшиеся огромным по сравнению с начальной школой . В августе руками родителей она была приведена в порядок , и 1 сентября 1971 года более ста учеников переступили её порог. Отпала надобность возить детей в интернаты. Построили небольшой медицинский пункт . У людей появилась возможность получить первую медицинскую помощь . В 1980 году директор леспромхоза Корчанов Ф. В . перерезал ленту , и открылись двери детского сада . Гостей было много : и пожилые , и молодые мамы с детьми ,и работники дошкольного учреждения . Дети пили чай с печеньем , а взрослые с интересом разглядывали спальню , кухню, игровой зал . Довольных тогда было много : наконец – то можно пристроить детей и спокойно работать . В 90 –х годах началась электрофикация железной дороги , были построены здания ЭЧК , подстанция , здание котельной , два двухэтажных благоустроенных дома . 
ФОТО с УРЮМ