Не  быть,  а  жить!

 

 Александр Константинович Атякшев – потомственный железнодорожник. Он родился 7 января 1941 года в селе Дунаево Сретенского района Читинской области в многодетной семье железнодорожника, в которой с детства воспитывалось особое отношение к труду на железной дороге.  Глава семьи трудился путевым обходчиком.  Деятельность станции с необычным названием Куэнга составляла тогда смысл жизни всех жителей села. Детство и юность пришлись на тяжёлые военные и послевоенные годы. Саша, как и другие дети в семье, воспитывались в глубоком уважении к родителям, учению и почитании народных традиций. Успешно закончив  Дунаевскую среднюю школу, он хотел поступить в Читинский железнодорожный техникум. Но одному отцу нелегко было достойно содержать большую семью, и Александр принимает решение получить профессию газоэлектросварщика в Кокуйском ремесленном училище и пойти работать по специальности на Сретенский судостроительный завод. Но от мечты своей не отказался – всё время представлял, как станет машинистом и будет водить пассажирские и грузовые поезда. А полученная им тогда профессия сварщика не раз выручала в жизни.



Недаром говорится: «Кто хочет, тот добьётся; кто ищет, тот всегда найдёт!» Однажды на глаза Александру попался один номер местной газеты, где было помещено объявление администрации Шилкинского технического училища о приёме юношей для получения специальности помощника машиниста тепловоза. Не раздумывая, он сдаёт необходимые документы в приёмную комиссию училища. Учился хорошо и легко – вот что значит, когда мечта сбывается и сердце переполняется большим светлым романтическим чувством к красивой девушке по имени Алла! Она любит музыку и живопись, учится в Читинском музыкальном училище. Он тоже парень хоть куда! И, конечно, они поженились. В 1964 году  по окончании училища Александр направляется на работу в локомотивное депо станции Борзя помощником машиниста.

Молодожёны вынуждены жить порознь, так как начальство, говоря канцелярским языком, выделило ему лишь койко-место в общежитии. Алла, окончив  музыкальное училище, получает направление в п.Чернышевск и начинает работать преподавателем музыки в средней школе № 63. И только через год семья воссоединяется. Александр переводится в Чернышевское локомотивное депо, а осенью у них рождается первенец – дочь Рита.

В то время в Чернышевске тепловозной тяги не было, но ремонт тепловозов уже начали осваивать, и он идёт работать слесарем по ремонту вспомогательного оборудования тепловозов.  Полноценный ремонт осуществлять было нелегко, всё приходилось делать вручную. Сами изготавливали стеллажи, обкаточные стенды, экспериментировали, набирались опыта и делились им с новичками. Работали с «огоньком»!

10 лет шёл он к своей мечте слесарем, мастером, старшим мастером и всё писал и писал заявления на имя начальника депо о переводе его в цех эксплуатации, а ему отвечали: « Ты ещё нужен нам  на своём месте. Не время». В 1975 году наконец – то получает «добро». В ноябре этого же года едет учиться на курсы машинистов тепловоза в город Читу, по окончании которых сначала водит грузовые, а затем пассажирские поезда.

Годы, как километры железнодорожного полотна, быстро летят. Александр Константинович не успел оглянуться, как ещё 10 лет промелькнуло, и он уже год исполняет обязанности машиниста – инструктора локомотивных бригад. А это значит, что должен знать и уметь больше и лучше других машинистов! И снова упорная кропотливая учёба, теперь уже заочно в Иркутском институте инженеров железнодорожного транспорта по специальности электрификация железнодорожного транспорта. В 1987 году получил диплом инженера – электромеханика путей сообщения. Радости в семье, казалось, не было предела. Ещё бы – взят такой грандиозный рубеж без отрыва от производства! Это сказать легко, а умело совместить семью, работу и учёбу, да ещё какую! – под силу лишь человеку целеустремлённому, волевому, сильному, организованному, по – настоящему любящему жизнь, своё дело и семью!  Александр Константинович  был именно таким человеком.  Поэтому в этом же году он становится заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации, а через четыре года уже возглавляет его до ухода на заслуженный отдых, до 22 января 1996 года.  За пять лет начальствования сумел сделать немало хорошего и доброго для  депо, хотя уже наступили  в нашей стране тяжёлые времена. Главное – по–человечески и справедливо относился ко всем работникам депо, поэтому и оставил о себе добрую память.   Перестройка не столько двинула нас вперёд, сколько разрушила достигнутые общим самоотверженным трудом успехи и свершения.  Народу стало жить очень трудно как в материальном, так и в моральном плане. Но депо, несмотря ни на что, продолжало работать – «остался ещё порох в пороховницах». Как оказалось, не так – то легко нас вышибить из седла. 

За всю свою трудовую жизнь Александр Константинович Атякшев был награждён 87 различными поощрениями и наградами, которыми он может только гордиться, например, медалью «Ветеран труда» или значком «Отличник железнодорожного транспорта». С 2005 года до настоящего времени он бессменно возглавляет совет ветеранов железнодорожного узла  станции Чернышевск – Забайкальский. И на этом посту старается так исполнять возложенные на него обязанности, чтобы ни перед кем не было  стыдно.


Н.Шайдурова,

фото из архива семьи Атякшевых

 

НАЗАД В РАЗДЕЛ