Не быть, а жить!
Александр Константинович Атякшев – потомственный железнодорожник. Он родился 7 января 1941 года в селе Дунаево Сретенского района Читинской области в многодетной семье железнодорожника, в которой с детства воспитывалось особое отношение к труду на железной дороге. Глава семьи трудился путевым обходчиком. Деятельность станции с необычным названием Куэнга составляла тогда смысл жизни всех жителей села. Детство и юность пришлись на тяжёлые военные и послевоенные годы. Саша, как и другие дети в семье, воспитывались в глубоком уважении к родителям, учению и почитании народных традиций. Успешно закончив Дунаевскую среднюю школу, он хотел поступить в Читинский железнодорожный техникум. Но одному отцу нелегко было достойно содержать большую семью, и Александр принимает решение получить профессию газоэлектросварщика в Кокуйском ремесленном училище и пойти работать по специальности на Сретенский судостроительный завод. Но от мечты своей не отказался – всё время представлял, как станет машинистом и будет водить пассажирские и грузовые поезда. А полученная им тогда профессия сварщика не раз выручала в жизни.
Недаром говорится: «Кто
хочет, тот добьётся; кто ищет, тот всегда найдёт!» Однажды на глаза Александру
попался один номер местной газеты, где было помещено объявление администрации
Шилкинского технического училища о приёме юношей для получения специальности
помощника машиниста тепловоза. Не раздумывая, он сдаёт необходимые документы в
приёмную комиссию училища. Учился хорошо и легко – вот что значит, когда мечта
сбывается и сердце переполняется большим светлым романтическим чувством к
красивой девушке по имени Алла! Она любит музыку и живопись, учится в Читинском
музыкальном училище. Он тоже парень хоть куда! И, конечно, они поженились. В
1964 году по окончании училища Александр направляется на работу в
локомотивное депо станции Борзя помощником машиниста.
Молодожёны
вынуждены жить порознь, так как начальство, говоря канцелярским языком,
выделило ему лишь койко-место в общежитии. Алла, окончив музыкальное
училище, получает направление в п.Чернышевск и начинает работать преподавателем
музыки в средней школе № 63. И только через год семья воссоединяется. Александр
переводится в Чернышевское локомотивное депо, а осенью у них рождается первенец
– дочь Рита.
В
то время в Чернышевске тепловозной тяги не было, но ремонт тепловозов уже
начали осваивать, и он идёт работать слесарем по ремонту вспомогательного
оборудования тепловозов. Полноценный ремонт осуществлять было
нелегко, всё приходилось делать вручную. Сами изготавливали стеллажи,
обкаточные стенды, экспериментировали, набирались опыта и делились им с новичками.
Работали с «огоньком»!
10
лет шёл он к своей мечте слесарем, мастером, старшим мастером и всё писал и
писал заявления на имя начальника депо о переводе его в цех эксплуатации, а ему
отвечали: « Ты ещё нужен нам на своём месте. Не время». В 1975 году
наконец – то получает «добро». В ноябре этого же года едет учиться на курсы
машинистов тепловоза в город Читу, по окончании которых сначала водит грузовые,
а затем пассажирские поезда.
Годы,
как километры железнодорожного полотна, быстро летят. Александр Константинович
не успел оглянуться, как ещё 10 лет промелькнуло, и он уже год исполняет
обязанности машиниста – инструктора локомотивных бригад. А это значит, что
должен знать и уметь больше и лучше других машинистов! И снова упорная
кропотливая учёба, теперь уже заочно в Иркутском институте инженеров
железнодорожного транспорта по специальности электрификация железнодорожного
транспорта. В 1987 году получил диплом инженера – электромеханика путей
сообщения. Радости в семье, казалось, не было предела. Ещё бы – взят такой
грандиозный рубеж без отрыва от производства! Это сказать легко, а умело
совместить семью, работу и учёбу, да ещё какую! – под силу лишь человеку
целеустремлённому, волевому, сильному, организованному, по – настоящему
любящему жизнь, своё дело и семью! Александр
Константинович был именно таким человеком. Поэтому в этом
же году он становится заместителем начальника локомотивного депо по
эксплуатации, а через четыре года уже возглавляет его до ухода на заслуженный
отдых, до 22 января 1996 года. За пять лет начальствования сумел
сделать немало хорошего и доброго для депо, хотя уже
наступили в нашей стране тяжёлые времена. Главное – по–человечески и
справедливо относился ко всем работникам депо, поэтому и оставил о себе добрую
память. Перестройка не столько двинула нас вперёд, сколько
разрушила достигнутые общим самоотверженным трудом успехи и
свершения. Народу стало жить очень трудно как в материальном, так и
в моральном плане. Но депо, несмотря ни на что, продолжало работать – «остался
ещё порох в пороховницах». Как оказалось, не так – то легко нас вышибить из
седла.
За
всю свою трудовую жизнь Александр Константинович Атякшев был награждён 87
различными поощрениями и наградами, которыми он может только гордиться,
например, медалью «Ветеран труда» или значком «Отличник железнодорожного
транспорта». С 2005 года до настоящего времени он бессменно возглавляет совет
ветеранов железнодорожного узла станции Чернышевск – Забайкальский.
И на этом посту старается так исполнять возложенные на него обязанности, чтобы
ни перед кем не было стыдно.
Н.Шайдурова,
фото из архива семьи Атякшевых