Душою  предана  работе
Пусть награды редко нам вручают,
Не звучат фанфары в нашу честь,
Но дорогу эту выбирает
Только тот, в ком свет особый есть».



Я очень долго не могла начать свое эссе. Мысли, как говорят, роем вертелись в голове.
Наконец, решила выбрать тему «Лицо на обложку». Написать я хочу о директоре нашей школы Макаровой Анне Владимировне. Двадцать лет на педагогическом поприще, в должности директора 6 лет...  Много это или мало? Педагогический опыт богат и как педагог вполне состоялась. Молодым педагогом пришла она к нам в школу после окончания педагогического института, стала работать учителем физики и математики. Была назначена заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Время творческого поиска: становление воспитательной системы школы, формирование общешкольного коллектива, внедрение новых методик и при этом сохранение школьных тради-ций. И, наконец, директор...
Современный директор школы, кто он? Учитель ли, менеджер ли, чиновник ... еще
долго можно продолжать ряд статусных позиций и, на самом деле, сегодня трудно понять, кто же он есть, потому что среди калейдоскопа картинок, сменяющих друг друга даже в течение одного рабочего дня можно ощутить себя и окрыленной, и опустошенной, и отчитывающейся, и созидающей. Это вносит особый колорит в ощущение действительности и делает работу в должности необыкновенно трудной, но чертовски интересной.
Понимая, что «власть - это бремя», как говорил Иван Калита, Анна Владимировна создавала собственное образовательное пространство в рамках школы и реализовала свои собственные представления о воспитании и обучении как уникальных творческих процессах, обеспечивающих условия для самореализации, самообразования, самовоспитания ученика и учителя.
Школа - это некий отрезок жизни для учеников, который должен быть прожит плодотворно, интересно, достойно. А для учителей школа должна стать не просто работой, но и возможностью самореализации, приносящей удовлетворение, ибо тогда в работе есть смысл, когда ты можешь гордиться своими достижениями, а не просто зарабатывать деньги. Самым главным принципом своей работы Анна Владимировна определила свободу выбора, как для учителей, так и для учеников. Помня об основном постулате гуманистической психологии К.Роджерса об адекватном искреннем самовыражении, она разрешила каждому в своем огромном коллективе стать самим собой. Так было легче определить своих единомышленников  и тех, кто им должен был стать.
Свобода выбора давала нам, педагогам школы, возможность развиваться в самостоятельно выбранном нами русле, самосовершенствоваться, изучать новые образовательные технологии, делиться своим опытом, своими педагогическими находками. Я далека от мысли идеализировать свой коллектив: не все хотели делать то, что следовало делать учителю обязательно: учиться, развиваться, вырастать. Но для Анны Владимировны было важно выдержать свой стиль - безоценочное, позитивное принятие другого человека. Она не могла и не хотела навязывать им свое мировосприятие, так как без их внутренней потребности развиваться нет настоящего учителя, а есть просто «ремесленник», урокодатель. Она хотела дать нам понять, что мы можем быть другими: более интересными, успешными, что мы все очень талантливые. Мы росли вместе  - Анна Владимировна и учителя. Итогом ее убеждений, что свобода выбора есть критерий прогресса, стало то, что у некоторых творческих учителей появилось адекватное желание выйти за рамки школы и продемонстрировать себя на районном уровне. Как результат - в течение последних пяти лет на педагогическую общественность района были вынесены: детская студия «Очарование», спортивные команды по волейболу и баскетболу, наши дети занимают призовые места.
Осознавая, что сегодня нужны серьезные перемены в обществе, а значит, нужны серьезные перемены в образовании, коллектив школьных единомышленников начал реализацию проекта «Наша новая школа».
Приоритетным направлением своего образовательного пространства мы все единогласно считаем воспитание, потому что для большинства детей только в школе создана воспитывающая среда, которая по своему качеству уникальна, потому что нам удалось создать в школе атмосферу психологической безопасности, климат взаимного доверия. Мы учились и учимся слушать и слышать ребят, максимально адаптироваться ко всем высказываниям, мнениям и действиям детей; использовали их ошибки как возможность нового, неожиданного взгляда на что-либо привычное. Мы своих учеников просто любим.
Для Анны Владимировны слова, которые я приведу ниже, не просто слова - это ее и наше педагогическое кредо, без которого я не вижу смысла в нашей учительской работе.
«Мне послан ребенок. Это дорогой мой гость. Я благодарна ему за то, что он есть. Он также призван к жизни, как и я. Это нас объединяет, мы есть, мы - живые люди. Он такой же, как и я, он - человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди. Я его принимаю, как всякого другого человека. Я принимаю ребенка.  Я охраняю его детство.                              Я понимаю, терплю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому что я его люблю. Я люблю его и я благодарна ему за то, что он есть».
Одним из парадоксальных  явлений в нашей жизни является тот факт, что дети стремятся побыстрее стать взрослыми, а повзрослев, мечтают вернуться в детство. Нам, учителям, повезло в том плане, что, находясь среди детей, мы всё равно, несмотря на любой возраст, остаемся очень молодыми. А иначе нельзя. Только так можно понять душу ребёнка, только тогда он потянется к тебе, будет доверять тебе, любить тебя, а значит, будет любить и твой предмет.
И Анна Владимировна понимает и любит детей. И дети отвечают ей взаимностью.
В ней как в директоре собралось очень много качеств важных для этой профессии.
И первое из них, мне кажется, самое важное - это доступность для детей и коллектива.
К ней мы можем обратиться с любой
проблемой и в любое время. Она всегда нас выслушает, поддержит и поможет. При этом она всегда внимательна, никогда не выражает нетерпения. Для нее важен каждый человек, будь то ребенок или взрослый. А ведь должность директора сложна.
Директор школы - это организатор образовательной среды, учитель, воспитатель, это стратегический менеджер, тактический менеджер, администратор, коллега, менеджер по качеству, менеджер по персоналу, инновационный менеджер, дидакт, это дипломат, психолог, конфликтолог, толерантолог, правовед, должностное лицо, работодатель, ответчик, истец; он же экономист, бухгалтер, налогоплательщик, ревизор, предприниматель, а ещё хозяйственник, инспектор по технике безопасности, санитарный врач, строитель, дизайнер, прораб, кормилец... Все перечислила? Наверное, не все, потому что директор - это, как говорят в народе, «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Но прежде всего директор - это человек со своими плюсами и минусами.
Что позволило Анне Владимировне стать успешной в этой жизни? Несомненно, это все-таки нравственные человеческие ценности. Знает, что невозможно заставить кого - то любить себя; все, что она может сделать, это - позволить себе быть любимым.
Она умеет прощать, практикуя прощение. Она знает, что простить друг друга недостаточно, надо также простить самого себя. Помнит, что ранить любого человека занимает всего лишь несколько секунд, но залечить эти раны может занять долгие годы. Точно знает, что богат не тот, у кого больше, а тот, кто нуждается в меньшем. Осознала, что два человека могут смотреть на одно и то же, а видеть это по-разному. И твердо уверена, что не ошиблась в выборе свой профессии.
И именно за эти качества Анну Владимировну любят и уважают не только в нашей школе, но и в селе, ее хорошо знают в районе. В октябре этого года Анна Владимировна была избрана в районный Совет депутатов.
У нее любимая семья, дети, получившие хорошее образование и нашедшие свой путь в жизни, любимая работа. Школа - ее жизнь, то, без чего она не может представить свое будущее.
Творческий путь каждого учителя нелёгок, но тем и интересен. И лишь к концу своей деятельности педагог достигает вершин мастерства. Но только небольшой круг людей знает, как он шёл к этому, сколько больших и малых высот покорил. И, конечно же, об этом знают его ученики. Ведь именно в школе вырастает человек чуткий и внимательный, скромный и честный, гуманный и отзывчивый.
Директор в школе - это маяк, который не даёт потеряться детям в школе и в обществе. Любой человек не может встать у руля и вести за собой десятки детских и взрослых душ. Это как сильно надо любить свою работу, чтобы всё оставить на второй план - семью, увлечения. Но мысль о том, что в этом мире несколько десятков глаз ждут тебя, верят, надеются именно от своего директора услышать самые важные слова, вдохновляют ее на ежедневный подвиг и ежедневное счастье. Почему эти два слова: подвиг и счастье? Ответ прост: подвиг - потому, что работа директора требует титанических усилий, а счастье - потому, что это каждый день солнце в душе от тёплых детских глаз. Кто-то ухмыльнётся, кто-то посмеётся над этим. Да, тот, кто живёт для себя, здесь никогда не останется. Человеку пустому, бесцветному, бездушному не место в школе.
И Анна Владимировна говорит, что ни за какие блага не сменит свою профессию! Она дана ей на всю жизнь!!!!

О.Н.Колотова, заместитель директора по воспитательной работе МОУ СОШ с.Укурей

НАЗАД В РАЗДЕЛ