Чернышевский район


п.Букачача

Чернышевский район образован 4 января 1926 года. Расположен на востоке Забайкальского края. Территория района-13,2 тыс.кв.км, равна территории государства Израиль или пяти Люксембургов.

Район граничит  на юге с Нерчинским и Сретенским районами, на западе – с Тунгокоченским, на севере и востоке- с Могочинским районом. По основным климатическим параметрам близок к северным районам края. В состав муниципального образования входят три  рабочих поселка: Аксеново-Зиловское, Букачача,Жирекен- и 33 сельских населенных пункта. Население составляет 46,3 тыс. человек, из них 15,9 тыс. проживает в сельской местности.

Интересна история названия Чернышевского района. В декабре 1921 года в селе Поповском состоялся сход жителей трех сел: Утана, Алеура, Пашенной. На нем казаки заявили о своем отказе от казачьего сословия и, следовательно, ликвидации Курлыченской казачьей станицы, в которую они входили. Надо было решить вопрос о новой единице административного деления, вместо станицы образовать волость и дать ей название. На сходе выступил самый богатый казак из деревни Поповской – Конев Федор Захарович и, блистая начитанностью, предложил волость назвать Чернышевской, а село Поповское – Чернышевском в честь Николая Говриловича Чернышевского, революционера и писателя, который якобы жил в поселке Кадая (действительно, он жил в Кадае, но не в нашем районе, где тоже есть село с таким названием, а в Калганском). Так волость, а затем и район стали называться именем  Н.Г.Чернышевского.


с.Курлыч Чернышевского района

Административный центр – поселок Чернышевск. Расположен в 392 км от краевого центра (г.Чита) на Транссибирской магистрали, имеет железнодорожную станцию Чернышевск-Забайкальский (бывшие названия- Пашенная, им.Кагановича). Численность населения- 13 тыс. населения. Градообразующим предприятием была и остается железная дорога. В связи с реформами на Забайкальской железной дороге ст. Чернышевск-Забайкальский стала одной из опорных, поэтому и станция, и поселок приобрели перспективы для развития. В Чернышевске расположены крупные железнодорожные предприятия, в том числе которых- локомотивное и вагонное депо, дистанция пути, путевая машинная станция, дистанция энергоснабжения. В  поселке сравнительно не плохо развита инфраструктура. Здесь расположены три средних школы, техническое училище, детские сады, социально-реабилитационный центр, библиотеки, музыкальная школа,ДЮСШ, дом детского творчества, районная больница, железнодорожная поликлиника….


п.Чернышевск

Через Чернышевск проходит федеральная автомобильная дорога «Амур» (Чита-Хабаровск).

Отчет истории земли Чернышевской идет от глубокой древности. 12-15 тысяч лет назад здесь существовали кочевые и полукочевые племена охотников, которые жили в легких жилищах типа чума ли шалаша, пользовались каменными, костяными и деревянными орудиями. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки. Так , летом 1976 года в пади Куэнга, за селом Курлыч, было обнаружено погребение война-охотника, жившего в эпоху неолита, а 1983 году на берегу реки Куэнга- несколько курганов бурхотуйской культуры, относящейся к VIIIвеку до нашей эры. В пади Винокурной найдена могила война богатырского сложения, монголоидного типа, ростом более 180 см. Рядом лежали лук с костяными накладками, берестяной колчан, полный стрел с железными наконечниками, копье, под головой седло с железными стременами, у ног – огниво и кремень. Одежда война была богата отделана по обшлагу и вороту, по поясу- тонкими серебряными пластинами.


п.Жирекен

Заселение района русскими началось в середине XVII века и активно продолжилось после 1670 года, тогда тунгусский князь Гантимур вместе с родственниками и улусными льдьми принял русское подданство.

Первоначальное заселение территории, на которой ныне расположился наш район, россиянам связано с возникновением и развитием горнорудной промышленности. В 1689 году из Москвы в Нерчинск был специально послан опытный мастер Яков Галкин. С его прибытием были начаты опытные плавки здешних руд, а в 1704 года - строительство Нерчинского завода на левом берегу Алтага, впадающего в Аргунь. Рабочих не хватало, и поэтому в 1721 году указом Петра Первого к казенным заводам стали приписывать большие партии крестьян, которых насильно переселяли из Западной Сибири и европейской части России. В число приписных горнозаводских входили крестьяне, которые основали села района: Утан, Алеур, Гаур, Икшица, Шивия.

Коренными жителями были эвенки ( тунгусы, орочоны). До прихода русских они вели кочевой образ жизни. С конца 18 века часть эвенков начала переходить на оседлый образ жизни. Поэтому названия многих сел и местностей эвенкийского и бурятского происхождения. В ту пору в селах Мильгидун, Кумаканда, Новоильинск (Тунгусский Олов) население полностью составляли эвенки.


с.Комсомолец

Вторая группа населения территории района – горнозаводского крестьяне, переселенные к Нерчинским заводам. Например, село Утан было основано в 1743 году бывшими помещичьими крестьянами, насильно переселенными из европейской части России и Урала.

Третью группу составляло казачество. Бурное развитие горной промышленности в Забайкалье притягивало жадные взоры вечных соперников России – Англии и Франции. Даже было попытка с их стороны войти своими эскадрами в устье Амура и подняться по нему. Немалая угроза существовала и для Забайкалья. В связи с этим генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев в рапорте царю от 15 марта 1849 года выдвигает проект создания Забайкальского казачьего войска из числа линейных ( пограничных) и городовых  казаков, а также горнозаводских и пашенных крестьян Нерчинского округа. Так, на территории будущего Чернышевского района в казачье сословие были переведены крестьяне сел Курлыч, Алеур, Утан, Укурей, Гаур и др. Центром же казачьей станицы стал поселок Курлыч. В эту станицу вошли и близлежащие поселки нынешнего Сретенского района- Адом, Абрамовка, Чикичей. Всего в станице было 12 поселков. Станицу назвали Спасской, так как в Курлыче еще в 1774 году была построена деревянная престольная Спасская  церковь.

Важным толчком в освоении и заселении территории района явилось строительство Транссибирской магистрали, которое началось в 1895 году. Забайкальская дорога пришла на территорию будущего Чернышевского района в 1908 году. В этот период строятся станции Зилово, Бушулей и Пашенная .

С открытием месторождения каменного угля стала развиваться каменноугольная промышленность, вырос поселок Букачача.

В годы революции и  гражданской войны именно железнодорожники становятся ядром местных организаций РСДРП. На станции Зилово одним из активных большевиков был В.И. Шимановский, сын  военного врача. А в сентябре 1918 года на перроне станции перед рабочими паровозного депо выступал командующий Забайкальским фронтом Сергей Лазо. С этой станцией связаны имена командующего Восточно-Забайкальским фронтом Дмитрия Шилова и известного писателя Александра Фадеева.

Летом  20-го года неподалеку от разъезда Алеур были проведены переговоры с японским командованием о заключении перемирия, после которых  японское правительство опубликовало декларацию об эвакуации японских войск из Забайкалья.

Стремительно развивался Чернышевский район в годы первых пятилеток. В 1935 году закончилось строительство второй колеи железнодорожных путей, в Зилово и Чернышевске выросли новые каменные корпуса паровозных депо, заработали электростанции, для перевозки добытого угля от Букачачи к главному ходу магистрали была проложена железнодорожная ветка. Повсеместно строились больницы и школы. Один за другим создавались колхозы. Появились первые машинно-строительные станции.


…Страшное известие о начале войны жители Чернышевска узнали из речи В.М. Молотова по радио. В тот воскресный день чуть ли не половина населения райцентра собралась на торжественное открытие парка на живописном берегу реки Алеур. Большинство – от смен железнодорожники. И вдруг, как гром среди ясного неба, послышалось тревожное сообщение. Все онемели, замолкла музыка духового оркестра.


С первых дней войны в поселке стал остро ощущаться недостаток кадров. Буквально через неделю после ее начала областной комитет партии принял специальное постановление о подготовке кадров механизаторов для сельского хозяйства, главным образом из числа женщин, способных заменить ушедших на фронт мужчин.  Оставшиеся в тылу перечисляли в фонд обороны страны свой месячный заработок, сдавали теплые вещи и продукты для Красной Армии. В 1942 году было перечислено  106 тыс.руб на танк «Чернышевский комсомолец». А в конце 1943 года на строительство танков и самолетов трудящиеся района сдали больше 2-х миллионов рублей. Четверо земляков стали Героями Советского Союза. В Зилово носит имя Героя, в честь уроженца станции Виктора Чалдаева, одна из улиц, установлен памятник. Отсюда же родом и Герой Советского Союза Матвей Пинский.Зиловчанином является и полный кавалер орденов Славы разведчик Алексей Петрукович. Родиной еще двух Героев Советского Союза П.П. Корниенко и В.И. Кириллова стали поселки Чернышевск и Урюм.


Свято  и бережно хранят чернышевцы и память о тех, кто погиб послевоенное время. Это войны-интернационалисты, отдавшие жизнь при выполнении своего долга в Афганистане. Посмертно награждены орденами Красной Звезды жители Чернышеска и Укурея Владимир Забродин и Виктор Широких. Геройски выполняли свой интернациональный долг другие. Среди них- старший сержант воздушно-десантных войск, кавалер ордена Красной Звезды и медали «За отвагу» Дмитрий Желтышев.

Однако вернемся к хронологическому изложению истории.

В послевоенные годы Чернышевский район включился в подъем всех отраслей народного хозяйства. За первенство в социалистическом соревновании коллектив шахты  Букачача был удостоен Красного знамени ВЦСПС и Министерства угольной промышленности СССР. В конце 1956 года молодые угольщики шахты взяли обязательство ежедневно добывать сверх плана по одной тонне угля с каждого члена бригады. Железнодорожники района водили поезда, увеличивали скорость, снижали время их формирования, боролись за работу без брака. Большое внимание было уделено внедрению передового опыта работы машиниста депо ст.Зилово И.Т. Соловьева. В телеграмме Наркома путей сообщения от 29 июня 1945 года, разосланной по всем  дорогам страны, сказано: « Тов. Соловьев выработал и применил наиболее рациональные способы сжигания различных углей, сберег более 3-х тысяч тонн топлива.

За период Великой Отечественной войны сэкономил на ремонте паровоза 200 тыс. руб., внедрил более 40 рационализаторских предложений, довел среднемесячный пробег паровоза до 14 тысяч километров».

Золотых Звезд Героев Социалистического труда в свое время были удостоены работник вагонного депо ст.Чернышевск-Забайкальский Н.И.Лагошин, шахтер из Букачачи В.Ф. Фролов, мастер-овцевод Д.С. Мирсанов и чабан Сыбжит Юндунова из госплемзавода «Комсомолец». Это известное далеко за пределами района хозяйство на протяжении многих десятилетий было зачинателем славных дел по повышению культуры земледелия и ведения животноводства. Комсомольчане добились больших успехов в овцеводстве, особенно в работе по выведению забайкальской тонкорунной породы овец. И сегодня это хозяйство достойно представляет свою продукцию на Всероссийских выставках и аукционах элитных пород животных. Об этом свидетельствуют золотые медали, привезенные передовиками.

На территории Чернышевского района разработано месторождение молибдена, построен Жирекенский горнообогатительный комбинат. Первая продукция - молибденовый концентрат - была выпущена в 1988 году после введения в эксплуатацию обогатительной фабрики. Через год заработала вторая секция фабрики, 165 семей жирекенцев получили квартиры, открылись новая школа и торговый центр, дом быта. Началось большое строительство подсобного хозяйства, физкультурно-оздоровительного комплекса, профилактория. Однако вскоре грянули экономические реформы. Несмотря на кризис в условиях перехода к рыночной экономике, производство выстояло, хотя и не избежало вынужденного, в нескольких лет простоя.

По прежнему ст. Чернышевск-Забайкальский является крупным железнодорожным узлом. Локомотивное и вагонное депо, дистанции пути, сигнализации и связи, энергоснабжения, гражданских сооружений, путевые машинные станции обеспечивают устойчивый ритм работы на Транссибирской магистрали, пролегающей через территорию района. А рядом с Транссибом, автомобильная дорога федерального значения «Амур», которая связала Восток нашей страны с центром. 

Богата земля Чернышевская и талантами.Назову одну лишь имя – поэта Геннадия Головатого, который родился и вырос на станции Зилово.Строки его стихотворения « У нас в Забайкалье…» известны многим землякам, разбросанным по бескрайним просторам нашей страны.

« А у нас в Забайкалье-

Сопки малиновые.

Вы, небось, и не знаете,

Что такое багул?...

Вы напрасно стараетесь

Жизнь мне сделать малиной,

Все равно я однажды

В Забайкалье сбегу.»

 Юрий Мартыненко, член Союза журналистов России,Заслуженный работник культуры Читинской области. п.Чернышевск

 

Продиктовано памятью

90 лет назад на территории Чернышевского района произошло событие, сыгравшее значительную роль в исходе гражданской войны в Забайкалье.


Только вглядевшись в это место под склоном голой покатой сопочки, рядом с железнодорожной насыпью, можно угадать едва заметное возвышение – площадку. Старожилы преклонного возраста ближнего села Алеур ещё помнят деревянную путейскую казарму, коих множество было в своё время разбросано вдоль магистрали. Казарма служила жильём семьям путевых рабочих. После люди переехали в новые дома на станции, а казарму за ненадобностью разобрали. 
Ничто не напоминает сегодня о том, что когда-то именно на этом километре Транссибирской магистрали в помещении железнодорожной казармы произошло событие, сыгравшее значительную роль в судьбе всего Восточного Забайкалья.
…28 марта 1920 года в городе Верхнеудинске открылся Прибайкальский съезд трудящихся, провозгласивший 6 апреля 1920 года создание Дальневосточной Республики. Создание ДВР было вынужденным шагом Советского правительства. В условиях надвигающегося наступления белогвардейцев и интервентов молодая Республика Советов была не в состоянии вести войну против Японии, чьи войска находились в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Поэтому ЦК РКП(б) и правительство приняли решение ликвидировать японскую интервенцию и освободить Забайкалье и Дальний Восток, избегая войны с Японией. С этой целью принимается решение о создании ДВР – своеобразного буферного государства.
24 мая 1920 года на небольшой станции Гонгота, верстах в ста западнее Читы, между командованием Народно-революционной армии ДВР и японцами состоялись переговоры. Весть о итогах этой встречи, в частности, о беспрепятственном уходе японских войск из Читы, Сретенска и других городов Забайкалья, дошла до станции Зилово, где размещался штаб Восточно-Забайкальского фронта. Командующий Дмитрий Шилов получил из Верхнеудинска приказ правительства ДВР не чинить японцам препятствий в эвакуации, для чего заключить с ними отдельное перемирие. 
Вот как пишет об этом событии в своих воспоминаниях его непосредственный участник Павел Вологдин:
– Во второй половине июля 1920 года, после предварительных переговоров и обмена письмами между Шиловым и японским генералом Умеда, было решено начать переговоры о перемирии. Нашу делегацию возглавил товарищ Лондо. Со станции Зилово, где находился штаб фронта, поехали к месту переговоров поездом. После Бушулея пересели на лошадей, так как путь был разрушен семёновцами. На Алеурском железнодорожном мосту нас встретил японский офицер и проводил к месту переговоров.
Только на седьмой день японцы согласились с нашими предложениями о демаркационной линии, связи и снабжении оторванных частей и отрядов. После технического оформления договор был подписан. В заключение переговоров обе делегации сфотографировались.
Заключив договор о перемирии, японцы спешно стали эвакуироваться из Забайкалья, а за ними следом потянулись и семёновцы.
Совершив экскурс в историю, вернемся к дням сегодняшним. Об алеурских переговорах упоминается в различных документальных источниках. Достаточно подробно описаны они и в художественной литературе. Имеется в виду, к сожалению, мало известный сегодня широкому кругу читателей роман Ильи Чернева «Мой великий брат».
…Всякий раз проезжая мимо того самого места, которое временем уже определено в историю, вспоминаю о том, что уже читал либо слышал о том событии. Как-то не выдержал, спросил у местных ребят-старшеклассников, знают ли они о прошедших здесь когда-то переговорах с японцами? Ребята пожали плечами.
А мне подумалось: почему бы не установить на месте некогда стоявшей казармы какой-либо памятный знак? Поблизости – в трёхстах метрах – село Алеур, учащиеся местной средней школы смогли бы бывать на этом месте, следить, ухаживать.
Лично мне знак представляется в виде стелы, напоминающей трёхгранный русский штык. Памятный знак был бы хорошо виден из окон проходящих по магистрали поездов.
Сколько лет уже твердим о нашем духовном возрождении и национальной идее. Может быть, всё это имеет начало с реабилитации памяти? Когда же потомки начнут отдавать долги?..

Юрий Мартыненко


НАЗАД В РАЗДЕЛ   НАЗАД НА ГЛАВНУЮ