п.Аксеново-Зиловское
Как все начиналось
В 1907 году через местность, где сейчас расположен наш поселок, нашла свое продолжение железная дорога. Один из инженеров строительства, Дроздов, охарактеризовал эту местность так: « Средний участок ст Куинги и до Черного Урюма с преимущественно с луговым характером. Широкие долины речек Алеура, Бушулея, Курлыча,Ундурги всех притоков обрамленных рощами и цепями холмов, делает эту местность роскошной по ширине и красоте пейзажа; но местность мало заселенная. Вечная мерзлота встречается отдельными гнездами. Большинство речек промерзают до дна, и для обеспечения водоснабжением необходимо искусственное повышение горизонта рек плотинами, и устройство водохранилище. Под железной дорогой, на пригорке выросли землянки, в которых проживают рабочие- строители, поставили лавку и контору. В 1908 году селение назвали поселком Алексеевск, железнодорожную станцию Зилово.
Что представляет собой поселок Алексеевск в дореволюционные годы, видно по докладу производителя работ Забайкальской землеотводной комиссии, господина Дьяченко. В 1913 году он писал « Возникновение пос. Алексеевска относится к 1908 году, когда проведением железной дороги здесь зародилась жизнь, вызванная условиями экономического характера. Поселок расположен на свободных землях Нерчинского округа ведомства Его Величества. В поселке имеются 72 домохозяина; всего населения 761 человек. По роду главного занятия: рабочие и ремесленники -262 человека, служащие-17 человек, торговцы -27 человек, прочие-14 человек. Домов на станции Зилово -27, бараков -12, одна баня и одна лавка».
Район, в котором сосредоточены пристанционные поселки, представлял собой дикую тайгу, где на протяжении четырехсот верст не имелось ни одного селения, ни даже юрты кочевника и, единственными пунктами хозяйственной деятельности человека до последних лет, были золотые прииски- «промысла», затерявшиеся по глухим местам и урочищам. В трудных условиях осуществлялось строительство железной дороги. Тяжелый каторжный труд строителей ярко охарактеризовал Некрасов в своем стихотворении «Железная дорога»:
«…. Мы надрывались под знаем, под холодом
С вечно согнутой спиной.
Жили в землянках, боролись с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой…»
Такие нечеловеческие условия строители не могли переносить безропотно и среди них начинались волнения, в ответна которые администрация, вместо улучшения условий труда и быта, откликнулись возведением церквей в Зилово и Бушулее. Таким образом, ослабленные физически, но восприявшие духовно, рабочие поселка в январе 1911 года закончили подготовительные работы и занялись укладкой рельсов. По прошествии почти двух лет непосильного труда, в октябре 1913 года, открылось регулярное движение поездов. Строительные работы на участках от станции Куэнга до станции Урюм велись по руководством инженера Бориса Васильевича Зиста. В основу технических условий сооружения линии, был положен принцип « Строить хорошо и прочно, чтобы впоследствии дополнить, но не перестраивать». Зилово определено, как станция третьего класса. первоначально станция размещалась на южной стороне, в районе нынешних мастерских ПЧ-8, где находились: поворотный круг, три здания паровозного депо, мастерские водонапорная башня. Изыскания источников водоснабжения выполняли спецотряды, руководимые инженером Кнорре.
паровозное депо
церковь
На строящейся Амурской железной дороге, ст.Зилово стала головной и наиболее населенной. На ней базировались главные мастерские, участки тяги, пути, связи и движения. Находились резервы проводников, смазчиков, кондукторов и все остальное, связанное со строительством и временной эксплуатации новой железной дороги.
К тому времени Зилово стало одним из крупных населенных пунктов строительства с многотысячным коллективом квалифицированных рабочих, имеющих свою школу, магазины, телеграф, медпункт, собрание ( клуб) с библиотекой, бильярдной и даже иллюзионом (показом кинофильмов под сопровождением духового оркестра).Жители сеяли хлеб, держали бани и лошадей в извоз; купцы торговали.
Войтова М.Г.
памятник героем гражданской войны
старый вокзал
Павильон на перроне
1957 г.
клуб
школа