п.Аксеново-Зиловское






Как все начиналось 

В 1907 году через местность, где сейчас расположен наш поселок, нашла свое продолжение железная дорога. Один из инженеров строительства, Дроздов, охарактеризовал эту местность так: « Средний участок ст Куинги и до Черного Урюма с преимущественно с луговым характером. Широкие долины речек Алеура, Бушулея, Курлыча,Ундурги всех притоков обрамленных рощами  и цепями холмов, делает эту местность роскошной по ширине и красоте пейзажа; но местность мало заселенная. Вечная мерзлота встречается отдельными гнездами. Большинство речек промерзают до дна, и для обеспечения водоснабжением необходимо искусственное повышение  горизонта рек плотинами, и устройство водохранилище. Под железной дорогой, на пригорке выросли землянки, в которых проживают рабочие- строители, поставили лавку и контору. В 1908 году селение назвали поселком Алексеевск, железнодорожную станцию  Зилово.

Что представляет собой поселок Алексеевск в дореволюционные годы, видно по докладу производителя работ Забайкальской землеотводной комиссии, господина Дьяченко. В 1913 году он писал « Возникновение пос. Алексеевска относится к 1908 году, когда проведением железной дороги здесь зародилась жизнь, вызванная условиями экономического характера. Поселок  расположен на свободных землях Нерчинского округа ведомства Его Величества. В поселке имеются 72  домохозяина; всего населения 761 человек. По роду главного занятия: рабочие и ремесленники -262 человека, служащие-17 человек, торговцы -27 человек, прочие-14 человек. Домов на станции Зилово -27, бараков -12, одна баня и одна лавка».



Район, в котором  сосредоточены пристанционные поселки, представлял собой дикую тайгу, где на протяжении четырехсот верст не имелось ни одного селения,  ни даже юрты кочевника и, единственными пунктами хозяйственной деятельности человека до последних лет, были золотые прииски- «промысла», затерявшиеся по глухим местам и урочищам.  В трудных условиях осуществлялось строительство железной дороги. Тяжелый каторжный труд строителей ярко охарактеризовал  Некрасов в своем  стихотворении «Железная дорога»:

«…. Мы надрывались под знаем, под  холодом

С вечно согнутой спиной.

Жили в землянках, боролись с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой…»


Такие нечеловеческие условия строители не могли переносить безропотно и среди них начинались волнения, в ответна которые администрация, вместо улучшения условий труда и быта, откликнулись возведением церквей в Зилово и Бушулее. Таким образом, ослабленные физически, но восприявшие духовно, рабочие поселка в  январе 1911 года закончили подготовительные работы и занялись укладкой рельсов. По прошествии почти двух лет непосильного труда, в октябре 1913 года, открылось регулярное движение поездов. Строительные работы на участках от станции Куэнга до станции Урюм велись по руководством инженера Бориса Васильевича Зиста. В основу технических условий сооружения линии, был положен принцип « Строить хорошо и прочно, чтобы впоследствии  дополнить, но не перестраивать». Зилово определено, как станция третьего класса. первоначально станция размещалась на южной стороне, в районе нынешних мастерских ПЧ-8, где находились: поворотный круг, три здания паровозного депо, мастерские водонапорная башня. Изыскания источников водоснабжения выполняли спецотряды, руководимые инженером Кнорре.


паровозное депо


 





церковь



На строящейся Амурской железной дороге, ст.Зилово стала головной и наиболее населенной. На ней базировались главные мастерские, участки тяги, пути, связи и движения. Находились резервы проводников, смазчиков, кондукторов и все остальное, связанное со строительством и временной эксплуатации новой железной дороги.

К тому времени Зилово стало одним из крупных населенных пунктов строительства с многотысячным коллективом квалифицированных рабочих, имеющих свою школу, магазины, телеграф, медпункт, собрание ( клуб) с библиотекой, бильярдной и даже иллюзионом (показом кинофильмов под сопровождением духового оркестра).Жители сеяли хлеб, держали бани и лошадей в извоз; купцы торговали.

Войтова М.Г.




памятник героем гражданской войны 



старый вокзал


Павильон на перроне

1957 г.


клуб


школа


Пинский Матвей Савельевич
21.09.1916 - 08.10.1987
Пинский Матвей Савельевич - командир танкового батальона 44-й гвардейской танковой бригады 11-го гвардейского танкового корпуса 1-й гвардейской танковой армии 1-го Белорусского фронта, гвардии майор.
Родился 8 (21) сентября 1916 года на станции Зилово (ныне Чернышевского района Читинской области) в семье рабочего. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Окончил 7 классов и курсы счетоводов. До призыва в армию в 1933-1937 годах работал счетоводом колхоза в селе Луко Хмельницкого района Винницкой области, нарядчиком пассажирской службы на станции Малоярославец Калужской области.
В Красную Армию призван в 1937 году Малоярославецким райвоенкоматом Калужской области. В 1939 году окончил Саратовское бронетанковое училище.
На фронте Великой Отечественной войны с нюня 1941 года.
15 января 1945 года танковый батальон (44-я гвардейская танковая бригада, 11-й гвардейский танковый корпус, 1-я гвардейская танковая армия, 1-й Белорусский фронт) гвардии майора Пинского М.С. в числе первых форсировал реку Пилица восточнее польского города Нове-Място. В боях за города Рава-Мозовецка, Ловичи, Цегельно, Вельнау М.С. Пинский со своим батальоном занял шоссейные и железные дороги, перерезав таким образом коммуникации противника. Развивая наступление, батальон М.С. Пинского с двумя взводами танков и мотопехоты северо-восточнее города Лодзь, в районе города Вельнау, захватил аэродром противника, на котором было до 70 вражеских самолётов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1945 года за умелое командование батальоном и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии майору Пинскому Матвею Савельевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 5143).
После войны М.С. Пинский до ноября 1960 года служил в рядах Советской Армии. В 1949 году он окончил Высшую офицерскую бронетанковую школу, в 1956 году - 10 классов. Уйдя в запас, подполковник Пинский М.С. работал в Уфимском нефтяном институте заведующим лабораторией, инженером по технике безопасности, заведующим отделом охраны труда. Скончался 8 октября 1987 года. Похоронен в городе Уфе на Южном кладбище.
Награждён орденом Ленина, 2-я орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.
В Орджоникидзевском районе столицы Башкирии города Уфы имя М.С. Пинского носит улица (бывший Черкасский проезд), на доме, где он жил, установлена мемориальная доска, в Уфимском государственном нефтяном техническом университете открыт музей Героя.

Чалдаев Виктор Алексеевич

15.05.1915 - 15.04.1944 
Герой Советского Союза

Чалдаев Виктор Алексеевич – командир взвода 53-й гвардейской Фастовской танковой бригады 6-го гвардейского Киевско-Берлинского танкового корпуса 3-й гвардейской танковой армии 1-го Украинского фронта, гвардии младший лейтенант. 

Родился 15 мая 1915 года на станции Зилово Забайкальской области, ныне посёлок Аксёново-Зиловское Чернышевского района Читинской области, в семье крестьянина. Русский. Образование неполное среднее. В 30-е годы был учеником слесаря, затем работал механиком-водителем дрезины на станции Зилово. 

В Красной Армии с 1937 года. Служил на Дальнем Востоке. Участник боёв на озере Хасан в 1938 году и реке Халхин-Гол в 1939 году. Окончил курсы младших лейтенантов. 

На фронте в Великую Отечественную войну с августа 1942 года. Был командиром танка Т-34, танкового взвода. Воевал на Западном, Воронежском, Брянском, снова Воронежском, 1-м Украинском фронтах. Член ВКП(б) с 1942 года. В боях трижды ранен. 

Участвовал: 
- в боях на реке Вытебеть южнее города Козельск Калужской области – в 1942 году; 
- в Острогожско-Россошанской и Харьковской операциях, в боях на Курской дуге в районе станций Золотарёво, Становой Колодезь и посёлка Реутово, в форсировании Днепра севернее города Канев, в боях за город Фастов, в Житомирско-Бердичевской операции – в 1943; 
- в Проскуровской операции, в оборонительных боях за город Тернополь – в 1944. 

Командир взвода 53-й гвардейской танковой бригады гвардии младший лейтенант Чалдаев в боях 12 — 15 апреля 1944 года на подступах к городу Тернополь подбил 12 танков, сжёг 5 бронетранспортёров противника. 15 апреля 1944 года его танк был подожжён и окружён гитлеровцами. Продолжая вести бой, сгорел в танке. 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии младшему лейтенанту Чалдаеву Виктору Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). 

Награждён орденом Ленина (24.05.44). 

Именем Героя названа улица в посёлке городского типа Аксёново-Зиловское Читинской области. Его бюст установлен в городе Тернополь.

Петрукович Алексей Степанович

24.08.1920 - 27.10.1989 
Полный Кавалер ордена Славы

Петрукович Алексей Степанович – помощник командира взвода пешей разведки 101-го гвардейского стрелкового полка; командир взвода пешей разведки 100-го гвардейского стрелкового полка 35-й гвардейской стрелковой дивизии 8-й гвардейской армии 1-го Белорусского фронта, гвардии старшина; один из 22-х полных кавалеров, награждённых четырьмя орденами Славы.

Родился 24 августа 1920 года в селе Зилово ныне Чернышевского района Читинской области в семье рабочего. Русский. Окончил 7 классов. Работал бурильщиком-взрывником на руднике Тенькинского горнопромышленного управления Магаданской области.

В Красную Армию призван в 1942 году. В боях Великой Отечественной войны с декабря 1942 года.

Помощник командира взвода пешей разведки 101-го гвардейского стрелкового полка (35-я гвардейская стрелковая дивизия, 8-я гвардейская армия, 1-й Белорусский фронт) гвардии старшина Алексей Петрукович совместно с другими разведчиками на самоходной артиллерийской установке 4 августа 1944 года ворвался в населённый пункт Ясенец, расположенный северо-западнее польского города Гловачув, огнем из автомата он уничтожил четырёх гитлеровцев, одного взял в плен, захватил вражеский пулемёт и доставил в штаб ценные сведения о противнике.

К исходу дня на подступах к населённому пункту Генрыкув, расположенному в том же районе, гвардии старшина Петрукович забросал противотанковыми гранатами две вражеские бронемашины и истребил несколько неприятельских солдат.

За мужество и отвагу, проявленные в боях, 21 августа 1944 года гвардии старшина Петрукович Алексей Степанович награждён орденом Славы 3-й степени (№ 88616).

Командир взвода пешей разведки 100-го гвардейского стрелкового полка (35-я гвардейская стрелковая дивизия, 8-я гвардейская армия, 1-й Белорусский фронт) гвардии старшина Алексей Петрукович в первых числах февраля 1945 года севернее польского города Познань, находясь во вражеском тылу с разведывательной группой, вступил в неравный бой с противником. Разведчики вывели из строя свыше отделения солдат, более двух десятков взяли в плен и захватили шесть пулемётов.

В этом бою гвардии старшина Петрукович был ранен, но остался в строю.

За мужество и отвагу, проявленные в боях, 27 февраля 1945 года гвардии старшина Петрукович Алексей Степанович награждён орденом Славы 2-й степени (№ 18203).

Командир взвода пешей разведки 100-го гвардейского стрелкового полка (35-я гвардейская стрелковая дивизия, 8-я гвардейская армия, 1-й Белорусский фронт) гвардии старшина Алексей Петрукович с бойцами вверенного ему подразделения 18 апреля 1945 года в бою за населённый пункт Альт-Розенталь, расположенный в шести километрах западнее города Зелов (Германия) уничтожил свыше трёх десятков вражеских солдат, подавил пулемётную точку, чем содействовал захвату в плен до роты солдат и офицеров противника и спасению жизни командира полка.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии старшина Петрукович Алексей Степанович награждён орденом Славы 1-й степени (№ 73), став полным кавалером ордена Славы.

В 1946 году гвардии старшина Петрукович А.С. демобилизован. Жил в городе Изюм Харьковской области Украины. Член КПСС с 1971 года. Работал слесарем-лекальщиком на Изюмском приборостроительном заводе. В послевоенные годы его нашла затерявшаяся в суматохе боёв награда - орден Славы 2-й степени. И бывший разведчик стал кавалером четырёх орденов Славы. Скончался 27 октября 1989 года.

Награждён орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, Славы 1-й степени, двумя орденами Славы 2-й степени, орденом Славы 3-й степени, медалями.

И. Т. Соловьев– машинист паровоза депо Зилово Забайкальской железной дороги, Герой Социалистического Труда

 Он создал комплексный технологический метод ухода за локомотивом, вобравший в себя, как в фокусе, достижения лучших машинистов сети, выработал эффективные приемы вождения поездов.
За период Великой Отечественной войны сэкономил на ремонте паровоза 200 тыс.рублей,внедрил более 40 рационализаторских предложений, довел среднемесячный пробег паровоза до 14 тысяч километров.