Главная » 2014 » Июнь » 5 » Водил поезда машинист
18:21
Водил поезда машинист

Юбилей

Водил поезда машинист

Мечта сбывается

Если бы Александра Никитовича Ушакова спросили, сожалел ли он когда-либо о выбранной профессии, то ответ бы услышали отрицательный: «Нет, никогда!» Вся его сознательная жизнь связана с Забайкальской железной дорогой. Долговременный роман с ней завязался в 1965 году, когда он начал работать в 7-ой дистанции пути  станции Чернышевск-Забайкальский, но путевое дело его не «захватило», мечтал он водить пассажирские поезда. Маленькая станция Укурей, расположенная по главному ходу Транссиба, малая родина Александра Никитовича. Здесь жила большая семья Ушаковых.

Давным-давно, задолго до его рождения, родители его Никита Егорович и Ефимия Даниловна приехали из деревни Ушакова Орловской области. Местом жительства выбрали Укурей. Удобно:  есть школа, медпункт, клуб, есть работа. Чего же ещё  желать?! Жили дружно. Глава семейства Никита Егорович был во всём примером для своих сыновей. Казалось, ничего на свете не существовало, чего бы он не смог сделать. В доме Ушаковых, по свидетельству знающих их, стояла самодельная мебель, удобная, красивая. Пахло свежестью и чистотой. Дети выдались в родителей: работящие. В школе братья и сёстры Ушаковы учились хорошо. Никита Егорович и Ефимия Даниловна без опаски ходили на родительские собрания. Разве не приятно слышать от учителей похвалу в адрес своих детей. В Укурее говорили: «Головастые ребята у Ушаковых! Учатся все на пятёрки да четвёрки. Секрет какой знают что ли Никита да Ефимия?». Секрета не было. Просто Никита Егорович и Ефимия Даниловна щедро поливали их любовью. Любовь к детям давала чудные всходы. Доверительные, уважительные отношения существовали между старшими и младшими  Ушаковыми. Никогда дети не слышали бранных слов, не видели ссор. Всё закладывается в детстве: отношение к людям, добропорядочность, трудолюбие. Всё идёт из отчего дома.

Взрослели дети Ушаковых и вылетали из родного гнезда, находя своё место в жизни. Стал «большим» человеком один из старших сыновей Никиты Егоровича и Ефимии Даниловны – Василий, в обкоме партии работал. Авторитетный, уважаемый в Читинской области. Поэтому, когда последний, самый младший из детей Ушаковых, Саша собрался устраиваться на железную дорогу, Ефимия Даниловна спросила его:

- Может, к Василию в Читу поедешь? Учиться поступишь?

- Нет, мама, я уже решил, что буду устраиваться на работу в     ПЧ-7. Не беспокойтесь за меня, буду я учиться.

Родители не стали перечить Александру, уважая его выбор. Работа путейца не из лёгких на транспорте, связана с большими физическими нагрузками. Большие требования предъявляются к состоянию железнодорожного полотна. Плановые комиссионные осмотры выявляют даже невидимые глазу огрехи. Молодость работающих не берётся во внимание. Пришёл на железную дорогу – трудись! Отличная школа для юношей, мечтающих достичь чего-то в жизни. Александр Ушаков видел себя в кабине тепловоза на месте машиниста. Откуда это желание, не дающее покоя?! Может быть, оно начало зарождаться тогда, когда после последнего сеанса в клубе они шли на перрон станции провожать поезда? Скорые, сверкая в кромешной темноте  ночи хвостовыми огнями, не останавливаясь, проносились мимо. Две минуты стояли обычные пассажирские, более длительная стоянка у местного, следующего по маршруту «Благовещенск - Чита». Мимо Укурея в ту пору ходили два пригородных, в народе называли их «передачами»: один пригородный «Чернышевск - Шилка», другой «Чернышевск - Ареда». Главными людьми в составе пассажирского, грузового или пригородного поезда являются машинист и его помощник. От них зависят не только безопасность движения, жизнь пассажиров,  но и сохранность перевозимых грузов.

Мечту надо претворять в жизнь, надо стремиться к намеченной цели, что и сделал Александр Ушаков, поступив учиться в Шилкинское техническое училище. Зачислили его в группу помощников машинистов. Учёба увлекла. В группе он считался одним из лучших. 25 февраля 1969 года курсанту Александру Никитовичу Ушакову присвоили квалификацию помощника машиниста и направили в распоряжение начальника локомотивного депо станции Шилка. Неплохое начало трудовой биографии: до призыва в армию получена серьёзная профессия. После службы Александр вернулся в Шилку. Это потом, чуть позже, он будет переведён в локомотивное депо станции Чернышевск-Забайкальский.

Лестница успеха

Если перелистать  трудовую книжку Александра Никитовича Ушакова и познакомиться с записями, сделанными в ней, то заметишь, как настойчиво он шёл к намеченной цели. В 1976 году ему присвоили 3-ий класс машиниста тепловоза, в 1978-ом – 2-ой, в 1984-ом 1-ый класс. 10 декабря 1990 года Александра Никитовича Ушакова назначили дублёром машиниста электровоза. В 1995 году ему присвоили квалификацию машиниста первого класса электровоза.

Нелёгкими оказались шаги по лестнице успеха. За каждой строчкой записи «передвижения» стоит огромный труд. Самыми важными, я считаю, в трудовой книжке являются несколько записей, раскрывающие характер моего героя. «За проявленную бдительность благодарность и премия – 1986 г.». Данная запись одна из главных. Объясню почему. За «сухой» строчкой «за проявленную бдительность» сведущие люди прочитают следующее: «Существовала прямая угроза безопасности движения поездов, машинист увидел объект данной угрозы, заявил о ней по связи вышестоящему начальству, помог предотвратить её». Существует и второй вариант, когда решение нужно  принять мгновенно самому машинисту. Так чаще всего и бывает. Теперь вы понимаете, что в среде машинистов и их помощников не должно быть дилетантов! В последние годы значительно возросла нагрузка на представителей данной профессии: увеличилась длина подвижного состава («голова» поезда в горловине восточного участка станционного пути, а «хвост» еще добирается до западного переезда или наоборот), удлинились «плечи» - расстояние в пути. Можно перечислить ещё множество новинок, внедрённых в ходе реформирования железнодорожного транспорта.

Есть записи в трудовой книжке Александра Никитовича Ушакова, греющие душу каждого машиниста. Он награжден знаками «За безаварийный пробег локомотива 500 тысяч километров» и «За безаварийный пробег локомотива 1 миллион километров». Самая же дорогая награда для Александра Никитовича – отраслевая. Он награждён знаком «Почётный железнодорожник» в 2002 году. Это безоговорочное признание его трудовых заслуг. Для самого награждённого – огромная ответственность. Александр Никитович Ушаков входил в число немногих машинистов, кому руководство доверяло  вести одиночный локомотив впереди литерного поезда или же вести сам поезд.

В том, что карьерная лестница крутовата, вы, дорогие читатели, убедились. В том, что Александр Никитович Ушаков – профессионал, я думаю, тоже. Да, у него много учеников. Если начну перечислять все их фамилии, это займет много времени и места.

Вот что говорит исполняющий обязанности начальника эксплуатационного локомотивного депо  станции Чернышевск-Забайкальский Владимир Владимирович Симченко об Александре Никитовиче Ушакове:

- Александр Никитович достоин того, чтобы о нём рассказали на страницах газеты. Мы гордимся им. У него много учеников, которые, как и он, стали настоящими специалистами.

«Мы знаем, что папа решит любую проблему»

Скажите, многие ли дети могут сказать такие слова об отце? Беседуя со старшей дочерью Александра Никитовича Ушакова – Ольгой Александровной, которая работает на железной дороге в должности начальника Чернышевск-Забайкальского линейного отдела Забайкальской дирекции по энергообеспечению. Позвольте выразить впечатление от встречи с ней. Нечасто услышишь взволнованный рассказ, наполненный любовью к самому дорогому и близкому человеку – отцу. Давно не встречала подобных собеседников!

- Помню случай из детства. В поезде я умудрилась затолкать пальцы руки в дверь купе, которая «поехала». Боль была адская. Папа взял больничный лист и водил меня в поликлинику, точнее носил, так как она находилась в то время на горе, и нужно было переходить железнодорожный путь.

В старших классах мне давалось с трудом решение задач по геометрии. В четверти выходили по всем предметам пятёрки и четвёрки, а вот по геометрии намечалась тройка. Это меня сильно огорчало. Папа уловил моё настроение, спросил, почему я такая хмурая и предложил свою помощь. Несколько занятий по геометрии, доходчивое объяснение непонятного, и я стала на «ты» с геометрией. В папе умер талантливый педагог. Он до сих пор помогает внучатам решать задачи.

Никогда он не отмахивался от нас, не говорил нам «не мешайте, не лезьте, займитесь чем-нибудь другим». Мы ждали папу с поездки. Он нам всегда привозил гостинцы. (Надо сказать, что в семье Александра Никитовича и Зои Александровны Ушаковых три дочки: Ольга, Татьяна и Женя).

- Гостинцы муж брал заранее, из дому, - вступает в разговор жена Александра Никитовича – Зоя Александровна, - собираясь в поездку, не забудет положить в шарманку конфеты, фрукты. Вернувшись домой, достанет их, скажет дочкам: «Заяц отправил». Верили, их глаза светились счастьем.

- Папа никогда не сидит без дела. Когда мы ходили в детский сад «Теремок», он помогал оборудовать площадку, никогда не отказывался починить мебель в группе, сделать какую-то поделку. Мы и сейчас, имея свои семьи, обращаемся к нему. Знаем, что папа поможет решить любую проблему. И не только нашу, но и тех, кто обращается к нему за помощью. Например, поможет разобраться в сложных схемах электровоза.

- У папы есть одна особенность: он что-то делает и при этом напевает. Любимая из его песен «Мои года – моё богатство».

«Жди нас….»

- Раньше, когда собирались в родительском доме в Укурее, все пели. Душевным человеком была мама мужа Ефимия Даниловна, отец его рано ушёл из жизни. Свекровь всех объединяла. Она умела находить нужные слова для каждого: взрослого и маленького, - говорит Зоя Александровна.

Я спросила её, как она встретилась с будущим мужем. Однажды, когда  юная дежурная по станции Шапка Зоя Мозолевская ехала в кабине тепловоза к месту работы, их пути пересеклись. Помощником у машиниста был молодой парень. В недолгом пути следования поговорили о том, о сём. Помощник машиниста, когда девушка сошла на перрон, смеясь, крикнул: «Обратно жди нас». Встретиться «обратно» не получилось. Зоя не придала значения этому эпизоду: мало ли с кем приходилось добираться ей до работы.

Прошло совсем немного времени с момента первой встречи с незнакомцем, и девушке предложили заменить на время отпуска дежурного по станции Кавекта. Поднявшись в кабину тепловоза, первое, что увидела, устремлённый на неё взгляд юноши, с которым успела переброситься несколькими фразами в прошлый раз. Ни фамилии, ни имени его Зоя не знала. Вторая встреча оказалась судьбоносной. Молодые люди начали встречаться. Результат встреч Зои и Александра – появление новой ячейки общества – семьи, крепкой, дружной. Рождались дочки. За делами, заботами не заметили, как они выросли. Чем занимается старшая дочка Ушаковых я уже сказала. Вторая - Татьяна – предприниматель. Младшая Женя, окончив вместе с мужем Томский университет и не найдя в городе работы по профессии, вернулись в Чернышевск. И Женя, и её муж работают в эксплуатационном локомотивном депо станции Чернышевск-Забайкальский. Александр Никитович и Зоя Александровна богаты внуками. И Таисия, и Дианка, и Виолетта и затерявшийся в девичьем цветнике Арсений – самые любимые, самые дорогие. Дедушка и бабушка души в них не чают, хотя по внешнему виду четы Ушаковых не скажешь, что они давно находятся в статусе дедули  и бабули.

Крепкие корни позволяют семейному дереву расти ввысь, распускать свои ветви, одеваться в яркую зелёную листву, давать молодые побеги. Думаю, что не зря живёт на земле добрый и светлый человек Александр Никитович Ушаков. У него всё есть для счастья. Третьего июня Александру Никитовичу исполнилось 65 лет.

«Не только груз мои года.

Мои года – моё богатство».

Любовь Шемелина

На снимке: А.Н.Ушаков.

Фото из семейного архива Ушаковых

Категория: Юбилеи | Просмотров: 1115 | Добавил: Vladimir | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]