17:29 «Наша новая школа» | |
«Наша новая школа» 11-12 ноября 2012 года в Чите состоялся экспертно-аналитический семинар по профессионально-общественному обсуждению программ стажировок и результатов деятельности опорных площадок по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». В работе семинара принимало участие 185 человек из 34 муниципальных районов Забайкальского края, специалисты Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, сотрудники ЗабКИПКРО и Агинского института повышения квалификации работников социальной сферы, руководители ОУ. В качестве ведущих аналитиков и экспертов выступили сотрудники АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»: Р.В. Селюков, первый заместитель директора и Шадрина Н.М., заместитель директора (г. Москва); эксперты: И.Н. Трифонов, М.Ю. Санданова(г. Улан-Удэ) и Е.Г. Ушакова (г. Новосибирск). В программе семинара: сообщения представителей стажировочных площадок, сообщения специалистов «Эврики», представление проектных идей региональных ведущих консультантов, работа в проектных группах, аналитические сообщения ведущих региональных консультантов, открытый координационный совет и анализ итогов семинара. Ярким выступлением 1-го дня стало выступление с докладом «Введение ФГОС ступеней общего образования: ключевая проблематика, эффективные модели» Романа Викторовича Селюкова, первого заместителя директора Института проблем образовательной политики «Эврика». Эксперт отметил, что внедрение ФГОС расширило самостоятельность школ в вопросе разработки Основной общеобразовательной программы ступеней. Однако, школы не смогли воспользоваться этой возможностью, стандарты введены пока формально. На уровне общеобразовательных учреждений не разработаны инструменты измерения результатов. Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы: личностным, метапредметным, предметным. На сегодняшний день мы можем измерить только предметный результат и, к сожалению, в основном посредством ЕГЭ и ГИА. Метапредметные результаты оцениваются только через проектную деятельность учащихся. Инструментария для проверки личностного результата не предложено вообще. Далее был сделан анализ разработки и реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования, где было отмечено, что во всех образовательных учреждениях она разработана, но 80% программы – текст из примерной программы. Каждая отдельно взятая школа реализует свою миссию, которая и отличает школу от всех других, однако в программах отсутствуют ярко выделенные специфика и направления развития школы. Возвращаясь к внедрению стандарта в начальной школе, Роман Викторович обратил внимание на то, что уже давно разработаны эффективные системы развивающего обучения (система Монтессори и система Эльконина -Давыдова), которые в условиях ФГОС помогли бы школе достичь поставленных результатов на 100%. Однако, согласно статистике, в Забайкальском крае не реализуется система Монтессори, не увеличивается количество школ, работающих по системе Эльконина-Давыдова в целом по России, что является показателем формального введения стандартов нового поколения. Школы, в которых не происходит изменений, работают в режиме «имитации» введения ФГОС. Докладчик отметил, что главным результатом введения стандарта является успешная социализация школьников: не школьные отметки, а другие показатели должны лечь в основу результатов. На примере метапредметных результатов Роман Викторович показал принципиальное отличие требований к уровню подготовки учащихся на различных ступенях: начальная школа – умение учиться сообща под руководством учителя (взрослого), основное общее образование-умение учиться индивидуально под руководством учителя (взрослого), полное общее образование-умение учиться по индивидуальной общеобразовательной программе с минимальным участием взрослого. Чтобы достичь поставленных задач необходимо полностью изменить образовательную среду школы, в основной общеобразовательной программе школы нужно зафиксировать достаточное количество социальных практик. Основная специфика подростковой школы – это школа социальных проб, которая в основном должна быть реализована с 6 по 8 классы. Социальная успешность формируется на основе присвоения культурных образцов и ценностей, умения действовать и ориентироваться в конкретной ситуации. Важно в ООП ступени определиться с ответами на вопросы: что изменилось в образовательной среде, в содержании образования, каким образом будут достигнуты образовательные результаты. Содержательным выступлением 2-го дня стал доклад «Проектирование образовательной среды подростковой школы в условиях введения ФГОС» Елены Ушаковой, эксперта Института проблем образовательной политики «Эврика». Елена Ушакова продолжила мысль своего коллеги: «Основная школа – то самое пространство, которое обеспечивает пространство социальных проб. Важнейший момент пробы – презентация, внешняя оценка. Через внешнюю оценку ребенок начинает соотносить полученный результат с замыслом. С одной стороны, на каждом этапе взрослый организует и предоставляет возможность учащемуся пробовать, с другой, обсуждает соотнесение результата. Учащиеся подростковой школы должны иметь пространство безответственной пробы (переходить из кружка в кружок, от занятия к занятию), но с условием, что его сопровождает взрослый, который обсуждает с ребенком действия» Эксперт выделила требования к инфраструктуре основной школы: · -насыщенность пространства школы возможностями для выбора ученика (материальная, информационная и проч.) должна быть избыточной; · -«нелинейность» пространства (пространство должно корректироваться достаточно быстро, выход за рамки школы понимается буквально, не межпредметные, межвозрастные погружения, а межшкольные, межгородские, при этом Интернет - технологии рассматриваются как важный ресурс, расширяющий пространство); · -тьюторское сопровождение, тьюторская компетентность учителя, профессиональная компетентность, учитель должен знать и понимать не только предмет, но и ребенка: что можно ему предложить и как с ним работать (в связи с чем возникает вопрос об эффективном контракте); · -обеспечение безопасности пространства (физическая, психологическая безопасность); · -информационная насыщенность; · -динамичность процессов; · -правовое обеспечение. Исходя из изложенного, строится схема проектирования: сначала проектируем содержание, затем инфраструктуру (расписание, норматив, понимание деятельности учителя), «дорожную» карту. Всё это можно назвать действующей основной общеобразовательной программы, которая обеспечивает рефлексию и является инструментом обеспечения собственной деятельности. Таким образом, эксперты Института проблем образовательной политики «Эврика», четко определили проблемы внедрения ФГОС и показали пути их решения. Чтобы выйти из режима «имитации ФГОС» и перейти в режим эффективного функционирования общеобразовательным учреждениям необходимо: -детальное изучение ФГОС нового поколения; -составление плана введения ФГОС; -проектирование основной общеобразовательной программы ступени (ООП), которая является не просто «отпиской» (зачастую «клон» примерной программы) управленческого корпуса школы, а продуктом работы всех участников образовательного процесса, включая родителей и учащихся; -коллегиальный выбор УМК (учебно-методический комплекс), который соответствует стандартам нового поколения и имеет продолжение на ступени основной и старшей школы (на сегодняшний день таким является только УМК «Школа 2100») -повышение уровня профессиональной компетентности управленческого и учительского корпуса школы; -сознательный и полный переход всех педагогов школы к системно - деятельностному подходу в обучении (признаком которого является не только самостоятельная постановка учащимися проблемы и цели урока) -постоянное профессиональное взаимодействие педагогов на внутреннем и внешнем уровне с целью обмена опытом и получения оперативной помощи - постоянная диагностика и мониторинг процесса внедрения ФГОС Самое главное и непременное условие для достижения цели, на мой взгляд - осознание и понимание того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Именно поэтому инициатива «Наша новая школа» должна стать делом не только педагогов и родителей, но и всего нашего общества . Наталья Вологдина | |
|
Всего комментариев: 0 | |