Главная » 2017 » Август » 12 » ЛЕГЕНДА НАШЕГО ДЕПО
08:41
ЛЕГЕНДА НАШЕГО ДЕПО

ЛЕГЕНДА  НАШЕГО  ДЕПО

В газете «Наше время» я прочитала заметку о том, что в нашем посёлке будет возрождаться “парковая зона с присвоением ей имени бывшего начальника локомотивного депо станции Чернышевск-Забайкальский Фёдорова Леонида Ивановича за его значительный вклад в развитие посёлка и локомотивного депо’’. Мне захотелось узнать, кто же такой Л.И.Фёдоров, и почему в его честь будет назван поселковый парк. Моё исследование началось с посещения музея локомотивного депо, где я поговорила с Акининой Галиной Васильевной - смотрителем музея. Пришлось много поработать над изучением подшивок газет «Путь Ленина», «Наше время» в районном архиве, а ещё я взяла интервью у ветеранов-железнодорожников, которые бок о бок  работали  с героем моего исследования.  Так и получился “портрет” Леонида Ивановича Фёдорова...                                                                                                                 

 

Всё, что я узнала об этом человеке, тронуло меня. Честный, принципиальный, справедливый, знаток своего дела, он, действительно, оставил след в развитии нашего поселка и в душах его жителей - о нём многие отзываются с глубоким уважением. На протяжении 25 лет Леонид Иванович Фёдоров возглавлял одно из лучших на сети дорог предприятие. -земляков должны знать и помнить.

 

Начало  жизненного пути

  

Родился Леонид Иванович Фёдоров 9 февраля 1913 года в селе Ямбухтино Витебской области (в то время Витебская губерния) в многодетной семье железнодорожников. Родители Леонида Ивановича рано умерли, он воспитывался в семье брата, который тоже работал на железной дороге. Учился Леонид в сельской школе до 1926 года, но средств в семье не хватало на дальнейшую учёбу, поэтому в 13 лет Лёня был вынужден идти в батраки, чтобы помочь семье брата, и только через три года он начал свою самостоятельную трудовую деятельность. С 1 мая 1929 года (в возрасте 16 лет) он был принят ремонтным рабочим в паровозное депо на станции Топки, а в январе 1930 года направлен на учёбу в ФЗУ (фабрично-заводские ученичества), где обучался до апреля 1933 года. После учёбы в ФЗУ трудился помощником машиниста паро-воза на станции Топки. Активно включался в общественную работу, а в 19 лет стал членом коммунистической партии. 

Всё это было в далёкие предвоенные годы. И в армии он отслужил до войны на станции Шилка в Забайкалье, где и остался после службы. В Шилке Леонид Иванович работает на железной дороге, он назначен заведующим курсами по подготовке паровозных машинистов в депо - это была очень сложная по тем временам должность. ‘’Видимо, молодой человек, не имевший тогда ни среднего специального, ни высшего образования, зарекомендовал себя как опытный специалист и организатор. И, как часто бывало, расторопного труженика то и дело ‘’бросают’’ туда, где не очень ладится. Был он в депо Шилка и мастером, и заместителем начальника депо по ремонту, старшим мастером училища – всё это при отсутствии инженерного образования. Наверное, это и есть высочайшая школа практики, которая на всю жизнь осталась базой для работы с людьми, определила умения и навыки управления большим коллективом» - так писала в 1998 году корреспондент газеты «Наше время» А.М.Гре-бенщикова.

 

Становление руководителя

 

Шла Великая Отечественная война. Нужно было срочно готовить свежие кадры паровозников, причём готовить ка-чественно в условиях военного времени.

К этому времени у Леонида Ивановича уже была семья. Его жена, Вера Ники-форовна, тоже работала на железной до-роге, но она безропотно переезжала вместе с мужем с места на место. Сын Юрий менял школы, но прилежности и старания в учёбе не терял. Наоборот, взрослея, всё больше старался походить на отца, который был для него образцом для подражания.

В марте 1946 года Леонид Иванович переведён в паровозное депо станции Хилок на должность заместителя начальника депо. Спустя два года новая должность - заместитель участкового ревизора по безопасности движения поездов при Читинском отделении дороги. Вот тогда ощутилась острая нехватка образования, и Фёдоров добивается направления на учёбу в Хабаровск. Семья, как всегда, следует за ним. 

После окончания Хабаровского тех-никума железнодорожного транспорта в августе 1952 года Леонид Иванович направлен заместителем начальника паровозного депо по эксплуатации на станцию Карымская. Мощные практи-ческие навыки руководства, полученная теория и большая практика Фёдорова показывают, что такой человек, знающий прекрасно своё дело, не может быть на вторых ролях. С 16 марта 1953 года Фёдорова переводят начальником паро-возного депо на станцию имени Кагано-вича (сейчас это станция Чернышевск-Забайкальский). С этого времени пере-езды семьи закончились, Чернышевск стал родным домом семьи Фёдоровых.

 

Роль Фёдорова в развитии депо                                          

                                                                                                       

С приходом в паровозное депо Л.И.Фёдорова оно превращается в предприятие передовой индустриальной культуры, депо меняет свой облик. С 1964 года начинается реконструкция депо, были построены типовая кладовая, кузнечный цех, столовая, актовый зал. А с 1965 года депо переходит на тепловозную тягу. Бывшие паровозники страстно изучали новые локомотивы.

Леонид Иванович Фёдоров большое внимание уделял работе кадров, считая, что качество ремонта паровозов напря-мую зависит именно от них. Он говорил: «Плохое качество объясняется, прежде всего, неопытностью кадров. Все цеха, занимающиеся ремонтом, укомплекто-ваны молодыми кадрами, которые имеют хорошую теоретическую подготовку».

Коллектив депо внедрил 48 рацио-нализаторских предложений, участником которых был и сам Леонид Иванович. Он настойчиво добивался внедрения в депо научной организации труда, освоения и применения новой техники, передовой технологии, эстетики на рабочих местах. Отличная дисциплина, чистота и порядок были в депо, когда им руководил Л.И.Фё-доров. Расцвело рационализаторство, деповчане гордились неоднократными победами во Всесоюзном соревновании по сети дорог, первенством по Забай-кальской железной дороге с получением переходящих Красных знамён. 

Коллектив локомотивного депо полу-чил 3-ю Ленинскую премию за 4 квартал 1966 года. Как наглядно представил сам Леонид Иванович показатели произ-водственно-финансовой деятельности за 1-ый квартал 1969 года: «План перевозок грузов и пассажиров перевыполнен на 12.2 %, план локомотиво-часов перевы-полнен на 10.2 %, план ремонта теплово-зов на 100 %. Не допущено ни одного брака в поездной работе. Большая работа в коллективе проводится по научной организации труда».

По итогам Всесоюзного соревнования за 2-ой квартал 1969 года депо присуж-дено Красное знамя Советов Министров СССР и ВЦСПС. Поддержав почин мос-ковской ткачихи Марии Иконниковой, ремонтники отремонтировали один тепловоз сверхнормы.

В 70-ые годы благодаря хозяйст-венному подходу к делу начальника локомотивного депо Л.И.Фёдорова, предприятие постоянно выполняло и перевыполняло все плановые задания. В 1971 году план перевозки грузов и пассажиров выполнен на 100.1 %, подъёмный ремонт тепловозов на 100.6 % или на 19 тепловозов больше, чем в 1970 году. Выросла производительность труда на 2.3 %. Локомотивными бригадами сэкономлено 203.6 тонн дизельного топлива и 1549 тонн твёрдого топлива. За счёт правильно проводимой экономической работы коллектив обеспечил перевыполнение плана прибыли на 282.5 тысяч рублей.

А в 1972 году произошло важное собы-тие в жизни нашего посёлка. В конце августа состоялось совещание работни-ков локомотивных хозяйств ряда дорог нашей страны у нас, в Чернышевске! Со-вещанию предшествовала сетевая школа по организации подъёмного ремонта тепловозов, проведённая в депо на станции Чернышевск-Забай-кальский. 29 августа специальным поез-дом прибыли в Чернышевск руководи-тели локомотивной службы различных железных дорог Советского союза: инже-неры, начальники локомотивных депо, крупные специалисты из проектно-конструкторских бюро, другие работники тепловозных хозяйств как западного, так и восточного направления. Возглавлял группу заместитель начальника Главного управления тепловозного хозяйства Министерства путей сообщения СССР С.И.Присяжнюк. Приезжие руководители осмотрели цеха депо, тепловозное хозяйство, познакомилась с работой ремонтников и увиденным были приятно удивлены. На гостей хорошее впечат-ление произвела организация ремонта локомотива, эстетика труда в цехах. Но особенно большое внимание приезжих привлекли поточные линии для узлового метода подъёмного ремонта тепловозов. Кстати сказать, на основе этого прогрес-сивного метода и создана при Черны-шевском депо школа передового опыта.

На этом совещании Фёдоров подвёл итоги работы локомотивного депо: построен новый цех для подъёма, ремонта тепловозов площадью 2700 кв.м, подготовлены собственные кадры ремонтников, депо оснащено современ-ной техникой, освоен крупно-агрегатный метод ремонта тепловозов, внедрены механизированные поточные линии. 

“Как известно, впервые в нашей стране труд на научной основе был организован в депо Гребёнки на Украине. Так вот, все последние годы коллектив Черны-шевского локомотивного депо трудился под девизом “Превратим наше депо в забайкальскую Гребёнку”, - так говорил Л.И.Фёдоров на совещании руково-дителей железных дорог.

Вот главные показатели локомотив-ного депо:

в 1965 году выпущено из ремонта тепловозов - 54, в 1971 году - 171.

Сократился ежегодный простой тепловозов в подъёмном ремонте:

в 1965 году при норме 8 суток простой составил 12.7, в 1971 году - 3.7.

В связи с этим и сокращается средний контингент работающих на 1 тепловоз:

в 1965 году на ремонте задействовано 57 человек, в 1971 году - 29 человек.

В цехах депо установлены и действу-ют девять поточных линий, в числе их линии ремонта колёсных пар, тележек, букс, подшипниковых щитов, якорей, поршней. 

За большие достижения в работе локо-мотивное депо награждено юбилейной почётной грамотой руководства Забай-кальской железной дороги, денежной премией Министерства путей сообщения и ЦК Профсоюза, два раза переходящим Красным Знаменем Обкома КПСС. Кол-лектив депо занесён в Книгу летописи славных дел пятилетки, заносился на областную Доску почёта. В 1971 году предприятие утверждено участником Выставки достижений народного хо-зяйства, 109 человек в депо награждены Юбилейной Ленинской медалью, девять – различными орденам. 

А как оценили работу локомотивного депо руководители железных дорог? Файзуляев - руководитель локомотив-ного депо из Узбекистана: ‘’То, что я увидел у вас, всячески буду стараться внедрять и в нашем депо’’.

Батанов – заместитель начальника 

локомотивной службы Свердловской железной дороги: ‘’Сравнил работу Свердловской железной дороги с Чернышевским локомотивным депо. И, надо сказать, что сравнение не в пользу многих свердловских депо’’.

Нечаев – главный инженер локомотив-ных служб: ‘’Я восхищён тем, что увидел в цехах вашего депо. Понравилась мне и организация труда, и технология ремонта тепловозов’’.

Работа локомотивного депо станции Чернышевск-Забайкальский под руко-водством начальника Л.И.Фёдорова была высоко оценена приезжими руководи-телями железных дорог.

 

Внимание  людям

 

Несмотря на огромную занятость, Лео-нид Иванович большое внимание уделял, прежде всего, людям, своим работникам, интересовался, как они живут, как отды-хают перед ночной сменой, какие проб-лемы в семьях железнодорожников, помогал и советом, и делом.

В газете «Путь Ленина» я нашла статью «Найти ключик к сердцу каждого», в которой приведены слова Леонида Ива-новича: ‘’Я ничего не открою нового, если скажу, что воспитание людей, живое об-щение с ними, душевная забота о них - это путь к сердцу каждого труженика. Это истина уже не требующая никаких доказательств. 

Любому руководителю мало знать лю-дей, надо уметь их слушать, нужно в мас-се разговоров, бесед, споров и начинаний уметь отбирать те крупицы народной муд-рости, порой едва заметные зёрнышки, ко-торые со временем могут дать хорошие всходы’’.

Вера Никифоровна, жена Л.И.Фёдорова, вспоминала, что муж, часто бывая в ко-мандировках, даже возвращаясь домой глубокой ночью, никаких отдыхов и от-гулов не признавал, рано утром спешил на работу, чтобы застать уходящую смену и поинтересоваться делами.

От условий быта жизни работников за-висит их трудовая деятельность и произ-водительность труда, поэтому Фёдоров, как внимательный и заботливый руково-дитель, был инициатором улучшения жилищных условий своих работников. Как говорил сам Леонид Иванович: ‘’Раньше мы решали вопрос с жильём своими силами, строили дома хозяйственным способом по улице Журавлёва, а теперь ощущаем недостаток квартир. 35 семей нуждаются в квартирах’’.

Леонид Иванович был в числе ини-циаторов строительства новых жилых квартир в микрорайоне для семей железнодорожников. Люди покидали бараки, деревянные общежития и с радостью въезжали в благоустроенное жильё.  Сам же Леонид Иванович был очень скромным человеком - как поселился в деревянном доме барачного типа, приехав в Чернышевск с семьёй в 1953 году, так до конца своей жизни не переехал в благоустроенное жильё. 

Фёдоров Леонид Иванович был грамотным, умелым руководителем, трудностям умел противопоставить свой опыт работы, свой профессионализм, в то же время он был строгим к наруши-телям дисциплины, спрашивал с них жёстко и твёрдо. И при этом предъявлял самые высокие требования, прежде всего, к самому себе. Выступая, на 9-ом пленуме райкома КПСС он сказал: ‘’Чтобы слово коллектива превратилось в дело коллектива руководителю надо самому быть человеком слова и дела, то есть быть настоящим организатором, созда-вать мостик между словом и делом. В этом суть организаторской работы’’. 

Леонид Иванович всегда был акку-ратен, опрятен. В минуты отдыха много читал специальной литературы, газет, на художественную литературу не хватало времени. Изредка удавалось съездить с женой в санаторий, без неё отказывался ехать. Свободное время (а его было крайне мало) он помогал ей по хозяйству.

‘’Товарищ Фёдоров Л.И. принимает активное участие в общественной ра-боте, является членом Чернышевского районного комитета КПСС и членом партийного бюро локомотивного депо. Постоянно выступает с политическими и техническими докладами. Авторитет руководителя был высочайший, к его мнению прислушивались’’ – это фразы из автобиографической справки на героя нашего материала.

За трудовые заслуги и высокий про-фессионализм Фёдоров Л.И. был награж-дён правительственными наградами: Орден Ленина и Орден Октябрьской рево-люции, за образцовую работу награждён значком «Ударник Сталинского призыва», награждён медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны в 1941-1945 годы», медалями «За трудовое отличие», «За трудовую доблесть», Орденами «Трудового Красного Знамени» и «Знак Почёта», значком «Почётному железнодорожнику». Имеет много денежных поощрений и благодарностей. Проработал в депо до августа 1979 года, уволился в связи с уходом на пенсию.

 

Легенда  нашего  депо

 

Некоторое время Л.И.Фёдоров работал и на пенсии, в депо трудился инженером по подготовке кадров, затем старшим мастером в профессиональном техничес-ком училище №6. 

 

Нина Ксенофонтовна Золотухина в начале 80-ых годов работала мастером производственного обучения в ПТУ №6, где ребята обучались на помощников машиниста: “Я помню высокого, подтянутого, стройного мужчину, который работал старшим мастером в училище. Его все уважали за принципиальность и даже немного побаивались. Он требовал от всего коллектива дисциплины, ношения формы, исполнения своих прямых обязанностей качественно и в срок. Планёрки всегда проводились в конце рабочего дня, каждый из мастеров отчитывался о проделанной работе.

Он отличался интеллигентностью, уважительным отношением к людям. Таким мне запомнился Фёдоров Л.И., профессионалом своего дела!”.

А 16 июня 1982 года не стало этого замечательного труженика, мастера своего дела, одного из лучших руководителей на сети железных дорог. 

Ветераны-железнодорожники называют его «Легендой депо».

Из воспоминаний С.М.Пустотина, быв-шего начальника локомотивного депо станции Чернышевск-Забайкальский: ‘’Совсем короткое время мне посчастли-вилось работать с Леонидом Иванови-чем, тогда я трудился слесарем. Безус-ловно, в деловых отношениях нас ничего не связывало, он начальник произ-водства, я - слесарь. Однако, при всём этом, мне хорошо запомнилось, что Лео-нид Иванович начинал свой день очень рано с обхода депо, встречался с рабочи-ми, мастерами. Был жёсткий, не терпел беспорядка, был справедлив в своих решениях. Мы видели, как много он делал для развития депо, его ремонтной базы, по техническому оснащению, культуре и эстетике. Когда мне пришлось вступать в должность начальника депо, в неко-торых ситуациях опирался на опыт Леони-да Ивановича. Прекрасный был человек, и это не только моя точка зрения, я не ошибусь - это мнение всего коллектива’’.

Воспоминаниями поделился И.И.Бу-тин, ветеран, бывший машинист-инструк-тор тепловоза: “Л.И.Фёдоров был очень ответственным руководителем, прини-мал справедливые решения, большую работу проводил с кадрами, судил о людях по их способностям и делам. На работу приходил очень рано, но начинал её не с кабинета, а с цехов, разговаривал с мастерами, рабочими. К началу работы был в курсе всех дел в депо. 

В 60-ые годы при переходе депо на тепловозную тягу был поставлен вопрос: «Останется ли депо в Чернышевске?». Нужна была большая реорганизация депо, с помощью начальника локомотивного депо Леонида Ивановича, профсоюзного комитета и партийной организации эта задача была решена. Работали какое-то время без отпусков, понимая важность дела, и реорганизация депо была закончена в срок’’. 

Из воспоминаний А.Колтунова, вете-рана войны и труда, бывшего машиниста депо: ‘’Это Человек был! Вникал в любые ситуации, всё понимал. Сам замеча-тельный рационализатор, и про наши семейные дела знал, помогал советом и делом. Но, главное, дисциплина при нём была железная’’.

В музее локомотивного депо, на стра-ницах районных газет я нашла немало отзывов ветеранов железнодорожного транспорта о Леониде Ивановиче. Все сходились в главном: требовательный руководитель, грамотный специалист, замечательный организатор произ-водства. Его отличительная особенность – постоянная забота о людях, простых тружениках.

Из воспоминаний С.В.Лушникова, гене-рального директора научно-технического объединения «Приборсервис», уроженца п.Чернышевск: «… Отец стоял перед вошедшим к нам домой человеком, как вкопанный. Наверное, так теряется человек, простой рабочий, когда президент страны приходит к нему в гости неожиданно. Я не видел этого человека ни разу. Он сказал: «Здравствуй, Валерий Андреевич. Зашёл поговорить». Вошедший был высокий, стройный, лет шестидесяти на вид, но глаза на изрезанном морщинистом лице излучали такую силу, что я непрерывно смотрел на незнакомца, и мне казалось, что это лицо обладает какой-то притягательной силой. Голос был властный, как у директора школы.

Мужчина продолжал: «Я подумал, что сидеть тебе на пенсии не время, тем более, что детей своих хорошо воспитал. Почему бы тебе не пойти мастером в наше техническое училище? Дня три подумай и давай на работу. До свидания», - и вышел.

Мне не терпелось узнать о человеке, который ввёл моих родителей в замеша-тельство. Наш посёлок с населением 15 тысяч человек был крупной железнодо-рожной станцией, в которой градообразу-ющим являлось  локомотивное депо. И главным в посёлке был, естественно, на-чальник локомотивного депо, Л.И.Фёдоров.

Именно он побывал в нашей семье. Фёдоров, со слов моего отца, очень многое сделал для людей нашего посёлка, это был настоящий коммунист, фанатик, жёстко относившийся к себе и другим. Это было время государственников до мозга костей. На следующее утро, когда я вышел на улицу, я услышал новость от соседа: ‘’Слышал новость? Федоров умер…’’. Это было 16 июня 1982 года.

Вот такой это был Человек и руководитель в нашем посёлке». 

Для увековечивания памяти леген-дарных руководителей железнодорожных предприятий и к 175-летию железных дорог России ОАО «РЖД» присвоили сем-надцати локомотивам имена железнодо-рожников, внёсших весомый вклад в развитие возглавляемых ими предприя-тий, в их числе был и Фёдоров Леонид Иванович. По предложению коллектива локомотивного депо тепловозу серии ТЭМ2 №6796 было присвоено имя бывшего руководителя Л.И.Фёдорова.

 

Жил ради любимого дела

 

У каждого человека в жизни есть своё призвание, но, к сожалению, не всем удаётся найти его. Правда, счастливчики бывают, кто-то становится хорошим учи-телем, кто-то квалифицированным вра-чом, а кому-то выпадает роль руково-дителя. Герою моего материала от приро-ды достался очень редкий дар, дар насто-ящего руководителя и хорошего организа-тора, который он успешно применил во время работы на железнодорожном транспорте. Леонид Иванович очень многое сделал для развития локомотив-ного депо и самого посёлка Чернышевск. Ведь даже сейчас, когда минуло не одно десятилетие, люди вспоминают его добрым словом. Это был человек, на которого стоит равняться: скромный, ответственный, принципиальный, человек слова и дела. Именно такие люди строят мосты в будущее, именно они помогают обществу в его стремлении к лучшей жизни. На таких, как Леонид Иванович, и стоит равняться молодёжи.

В мае 2016 года локомотивное депо станции Чернышевск-Забайкальский отметило славный юбилей - 80-летие. На празднике был открыт памятник леген-дарному руководителю депо. Память о Фёдорове Л.И. живёт в сердцах людей. 

Теперь я знаю, кто такой Леонид Ива-нович Фёдоров, чьё имя будет носить поселковый парк. Жил он для людей, для дела, которое любил и знал. 

Ирина Сверкунова,

воспитанница Дома детского творчества п.Чернышевск, 

ученица 10 класса школы №63

Категория: Знай наших! | Просмотров: 1247 | Добавил: chernyshevsk | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]