Главная » 2014 » Февраль » 5 » Истина дороже
12:29
Истина дороже

Истина дороже

Вышла в свет книга О.А.Малаховой «Сохатая река». В этой книге автор рассказывает об истории Чернышевска и Чернышевского района. Я не берусь судить о её литературных достоинствах, но что касается истории, особенно Чернышевска, то укажу на серьёзные недоработки, так как Ольга Анатольевна в своих исследованиях использовала материалы авторов, ранее писавших о Чернышевске, и не учла вновь открывшиеся факты. Это, конечно, существенно снизило значимость книги. Впрочем, всё по порядку.

Так, на странице 37 Ольга Анатольевна пишет: «При строительстве Амурской железной дороги в 1908 году появился разъезд Пашенный, который жители окрестностей Чернышевска неформально называли Чернышево или Алеурской заимкой».

Это, конечно, не так. В 1908-1910гг было всего два населённых пункта на месте нынешнего Чернышевска: казачий посёлок Поповский и разъезд Пашенный. Понятие «Алеурская заимка» ввёл в оборот Ю.С.Орлов. Посмотрите книгу об истории Чернышевска под редакцией В.С.Чухачёва, а ещё ранее – Черепанова, там об Алеурской заимке нет ни слова. История с инженером Чернышовым и его лагерем, о которой написано в предыдущих книгах, не нашла своего архивного подтверждения. Попытки найти инженера Чернышова предпринимались, но были безуспешными – об этом есть материал в Чернышевском музее. Кроме того, в музее есть географическая карта 1915 года, где показаны и посёлок Поповский, и разъезд Пашенный, а между ними только лишь сенокосы. Да и надо представлять себе, что такое разъезд – это участок железной дороги, где могут разъехаться встречные поезда, так как дорога была однопутная, значит, на разъезде было 2-3 пути и всё. Вместе с тем вдоль всей дороги на небольшом расстоянии друг от друга строились казармы, в которых жили путейцы. Так от разъезда Пашенный до Кундуя было 4 казармы, первая уже в районе нынешнего ПМС-11, вторая – за «узким местом» и так далее.

Неверно истолковывается в книге и момент переименования села (замечу – не посёлка, а села) в Чернышевск. К этому времени Курлыча не была уже «центральной административной единицей» для села Поповского, так как Курлыча как село (а не как станица) входила в состав Сретенского уезда, в то время как Поповская волость ходила в состав Нерчинского уезда. В своё время заведующий муниципальным архивом В.Н.Чернова по моей просьбе сделала запрос в Нерчинский архив, чтобы найти документы, которые могли бы пролить свет на эти события. Нам повезло. Такой документ нашёлся.

Это была выписка из протокола №45 Нерчинского Уездного Управления от 24 мая 1922 года. Вот его сокращённое содержание: «…Слушали протокол Поповского волостного Собрания Уполномоченных от 14.05. сего года за №6 параграф 3 «О переименовании Поповской волости в Чернышевскую (замечу – не Чернышовскую). Постановили: Уездное Управление постановило просить Областное Управление переименовать Поповскую волость в Чернышевскую».

Как говорит этот документ, который размещён на стенде в районном музее Чернышевска, посвящённом истории района, схода граждан в 1921 году не было, а было собрание уполномоченных в 1922 году, которых, естественно, уполномочивали сельские советы Утана, Алеура и Поповского.

Есть в книге «Сохатая река» О.А.Малаховой и ещё неточности. Так, на ст.53 написано: «В христианской Руси верующие люди прекрасно разбирались во всех церковных различиях: дьяк, поп, монах и так далее».

Но официально в церковной иерархии нет звания поп. Людям можно было и не разбираться в церковных званиях, так как попами звали всех священнослужителей, но только за глаза. И ещё – ни отец Максим, ни отец Гермоген не были причислены к лику святых, поэтому они не были святыми, как о них говорится в «Сохатой реке».

Имеются в книге и другие неверные положения, но они уже существенно не искажают представление об истории района. Так, например, в книге утверждается, что ясак эвенки платили казакам, но на самом деле ясак выплачивали в царскую казну, а казаки могли лишь содействовать сбору ясака (ясак – это налог, выплачиваемый мехами или другими вещами, деньгами).

Что касается истории экспоната музея – окаменевшего дерева, о котором также упоминает автор, то он был доставлен не в школу №78, а в здание районной библиотеки, и не сотрудниками ЗАО «Труд», а администрацией посёлка Чернышевск.

Конечно, историю района надо изучать, надо писать о ней книги, но делать это очень осторожно, чтобы история района отображалась именно такой, какая она была, а это очень тяжёлый труд. Используя источники, касающиеся истории района, надо критически относиться к информации, указанной в них.

Приношу извинения автору книги «Сохатая река» О.А.Малаховой за критику, но истина дороже.

В.С.Бураменский 

Просмотров: 363 | Добавил: Vladimir | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]