13:36 Судьба иронии | |
Судьба иронии В одной из командировок мне довелось поработать с коллегами из соседнего региона. После насыщенного трудового дня я получила приглашение остаться на чай в их аккуратном офисе с высокими потолками. Мои новые знакомые – Ю. с графичным каре и красной ниткой на запястье, и представители сильного пола К. и В. увлеченно обсуждали рабочие вопросы и угощали меня шоколадным печеньем. Полноватый К. добродушно улыбался и шутил на тему отдаленности наших мест от благ цивилизации. А рядом вполоборота сидел В., смотрел на меня недоверчивыми карими глазами и иронично поднимал бровь, когда я смеялась над шутками К. Иногда В. сухо повторял мои реплики, и мне они начинали казаться не такими уж и остроумными. При этом я понимала, что меня не передразнивают и не хотят обидеть, а это такой способ восприятия реальности. Когда вскипел чайник, он молча достал из коробки блестящий пакетик, покрутил его в тонких пальцах и отработанным движением руки бросил на стол. И это тоже было способом общения. Констатацией факта. К примеру, зелёный. Он не улыбался и не пытался понравиться, что для меня было слегка непривычно. Будучи ненамного старше, видел во мне не коллегу с приличным стажем работы, а неопытную студентку. И давал это понять, не выдавая себя. Мое эго возмущалось и протестовало, требовало аплодисментов и живого интереса. Оно хотело показать себя с разных сторон, поведать чей-нибудь секрет и проклинало черные чулки в середине мая. В сарказме и равнодушно-снисходительном взгляде В. меня притягивало тягучее темное «нечто», неосознанно хотелось поймать и оставить в памяти каждую ядовитую стрелу его слов. Не придумав ничего лучше, я села напротив и стала молчать с многозначительным видом. Но в моем исполнении это напоминало не черно-белую фотографию Марлен Дитрих, а немую сцену в студенческом спектакле, где экзальтированную тетушку играет пятикурсник Николай в чепчике с фальшивыми кудрями. Коллега в очередной раз отправил левую бровь в небольшое путешествие. Сославшись на поздний час, я дожевала печенье и вызвала такси. Возможно, в какой-то момент все пошло не по сценарию. Или по сценарию, но не моему.
Вернувшись домой, вспомнила детали и поездки и поняла, что на самом деле ничего страшного не произошло. Никто меня не оскорбил и не заставил краснеть, да и по работе я успела все, что задумала. Но что-то меня задело. Возможно, ирония. Это такая тонкая шутка, произнесенная с серьезным лицом. Вежливо, но метко указывает на человеческие недостатки. У самой иронии незавидная судьба. Шутки любителей сарказма запоминаются на подсознательном уровне, так как «подопытный» не знает, как ему реагировать. Вроде бы не обзывают и в драку никто не лезет, тебе спокойно улыбаются. Ответить грубостью, тем более в обществе взрослых и воспитанных людей означает показать свою слабость, а молча проглотить обиду совсем не хочется. Всегда завидовала тем, кто не задумываясь, остроумно отвечал на выпады и шутки. Странные, несмешные, нелепые слова, произнесенные негромко, затвердевают в памяти как рафинад и ждут своего часа на темной полке. Казалось бы, в удобный момент отгрызешь кусочек, вставишь острое словцо с задумчивым взглядом посреди дружеской беседы, и рейтинг твоего остроумия сразу же подпрыгнет, зашкалит и останется в высокой точке мнения собеседников. Только у меня почему-то самые интересные идеи и реплики появляются слишком поздно, дня так через два. А в самые ответственные моменты я или теряюсь, или уверенным голосом произношу нечто, вызывающе недоумение не только у друзей, но и у меня самой.
Кошмарный сон сноба – это встретить более высокомерного товарища, который ударит по самому слабому месту – самолюбию. С одной стороны, мы не против пообщаться с теми, кто немного лучше нас. Нам нравится учиться, видеть позитивные примеры, хочется мотивации. Но осознать этот факт мы должны внутри себя, как бы догадаться незаметно от остальных. А когда собеседник независимо от реального положения дел дает понять, что он считает себя выше, сильнее и умнее, нам это не нравится. Причем, даже располагая фактами его достижений, мы на эмоциональном уровне начинаем их уменьшать, почувствовав высокомерное отношение к собственной персоне. Видя личность через призму собственных эмоций, мы тут же не принимаем, отрицаем, сопротивляемся. Отсюда и борьба, и то самое внутреннее напряжение. Но минус, умноженный на минус, в конечном итоге может дать плюс. Например, неплохо иногда побыть и скромным ботаником, потому как у некоторых людей на первом этапе знакомства чересчур общительные персоны могут вызывать недоумение и подозрение. Кажется, такой человек хочет понравиться абсолютно всем и из кожи вон для этого лезет. И сразу появляются мысли о скрытых мотивах и личной выгоде, даже если нас ни о чем не просят. Но перегибая палку и слишком замыкаясь в себе, мы сами того не желая, можем показаться замкнутыми и недружелюбными. А еще есть люди, к которым тянет просто так. Бывает, всего-то два часа назад с человеком познакомились – и одежда странноватая, и внешность самая заурядная, шутит плоско, а что-то цепляет, и уже не задумываешься, как надо сесть и сколько секунд выдержать паузу перед тем, как произнести какую-нибудь мудрость. И пусть нам нравятся незнакомцы, но в каждом мы ищем частичку себя. Татьяна Черемисина | |
|
Всего комментариев: 0 | |