Главная » 2014 » Сентябрь » 25 » Состоялась педагогическая конференция
03:30
Состоялась педагогическая конференция

Состоялась  педагогическая  конференция

Накануне нового учебного года в нашем районе состоялась, ставшая уже традиционной, конференция работников образования. Гостей со всего района встречала школа №2. Поделиться опытом в работе, рассказать об удачах и сложностях внедрения в образовательный процесс новшеств, приехали педагоги из Алеура, Жирекена, Урюма, Ульякана, Утана, чернышевских школ… Приняли активное участие в важном мероприятии и представители районной власти – на педагогическую конференцию прибыли глава МР «Чернышевский район» И.А.Лесков, руководитель администрации МР «Чернышевский район» М.В.Чтчян, заместитель руководителя администрации МР «Чернышевский район» по социальным вопросам С.М.Котов.

Коллег приветствовала начальник МУУО О.В.Чайка. Она поздравила присутствующих с началом нового учебного года, пожелав учителям и воспитателям успехов в работе, и отметила, что основная цель педагогической конференции - анализ состояния муниципальной системы образования и определение направления её развития. Ольга Владимировна представила доклад «О результатах деятельности муниципальной системы образования за 2013-2014 год, актуальные направления развития на 2014-2015 год».

- По состоянию на 1 сентября 2014г муниципальная система образования представлена 42 образовательными организациями: 23 общеобразовательными учреждениями, 16 дошкольными, 3 учреждениями дополнительного образования (ДЮСШ, Дом детского творчества, ФОК «Багульник»), - рассказала Ольга Владимировна.

Начальник МУУО пояснила, что средняя заработная плата работника дошкольного образования составляет 19 500 рублей, в общем образовании – 26 000 рублей, в дополнительном образовании – 13 200 рублей. Но с 1 сентября 2014г в силу вступает новая система оплаты труда.

- Увеличится базовый оклад, плюс к нему будут выплаты в размере 25 процентов за работу в сельской местности и 100 рублей на приобретение методической литературы, - заметила О.В.Чайка. – В каждом образовательном учреждении будет свой премиальный фонд, который школы будут распределять самостоятельно. Повышая вам заработную плату, мы ждём от вас повышения интенсивности труда, повышения качества образовательных услуг, высоких результатов образования.

Согласно Указу президента от 07.05.2012г «О мерах, направленных на реализацию государственной политики в области образования и науки», к 2016 году должна быть обеспечена стопроцентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от  3 до 7 лет. Но на сегодняшний день в Чернышевском районе своей очереди в детский сад ждут 97 детей в возрасте от 3 до 7 лет. Общая же очерёдность составляет 506 детей.

Какие меры предприняты Управлением образования района для ликвидации очередности, рассказала Ольга Владимировна:

- В этом году мы открыли дополнительную группу в детском саду «Теремок» на 20 мест. Конечно, этого пока недостаточно, чтобы ликвидировать очередь, но работа в данном направлении ведётся.

Ещё одна важная задача на 2015 год – обеспечение перехода всех дошкольных образовательных учреждений на ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт), а также проведение корректировки образовательных программ:

- Нам остаётся всего 4 месяца, за которые нам предстоит сделать немало: принять нормативную базу для введения ФГОС, тем работникам, которые не прошли обучение по программе ФГОС ДО обязательно пройти его, - говорила О.В.Чайка.

Система общего образования муниципалитета представлена 3 начальными школами, 6 – основными, 13 – средними и 1 вечерней школой. Только одна школа - №63 п.Чернышевск - имеет статус базовой опорной площадки Забайкальского края по реализации ФЦ ПРО (федеральная целевая программа развития образования). В 2014 году на базе МОУ СОШ п.Жирекен открылся муниципальный ресурсный центр  (МРЦ) по информационным коммуникационным технологиям. С 1 сентября 2014г на базе школ №63 и №78  начнут свою работу МРЦ по работе с одарёнными детьми.

К сожалению, в последние годы в районе становится больше детей с умственной отсталостью, задержкой психического развития. Всего в образовательных учреждениях района по специальной программе для детей с задержкой психического развития обучается 207 человек, с умственной отсталостью – 153 ребёнка, с формой психического недоразвития – 12 детей.

Из-за недостатка финансирования не во всех учреждениях созданы необходимые условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, хотя программа «Доступная среда» действует вот уже несколько лет.

- Эффективность работы муниципальной системы образования зависит от уровня развития кадрового потенциала, грамотной работы администраций образовательных учреждений, слаженной работы управления образованием, - заметила Ольга Владимировна. – К сожалению, на протяжении нескольких последних лет у нас остаётся нерешённой проблема кадрового состава, наблюдается  старение учительского корпуса  и недостаточный приток в сферу образования молодых учителей (так в 2014 году к работе в школах Чернышевского района приступили двое молодых педагогов  - примечание автора).

На сегодняшний день 80 процентов работающих педагогов – это женщины, стаж работы подавляющего большинства более 20 лет. А процент молодых специалистов со стажем работы до 5 лет составляет 16 процентов. Сегодня свободны 16 вакансий, на работу в школы района требуются учителя математики, русского языка и литературы, химии, иностранных языков, физики. Как привлечь молодых учителей в наш район? Во-первых, необходимо предоставить им жильё. Во-вторых, разработать комплекс мер по поддержке и сопровождению молодых педагогов. Но вопросы эти не решаемы, потому что необходимых денежных средств для решения этих задач в настоящее время в бюджете района нет.

 В течение последних лет многие школы были оснащены современными комплектами оборудования для начальных классов, получили возможность более эффективно осваивать содержание учебных программ по физике, химии, биологии, русскому языку, географии в условиях специализированных кабинетов, в том числе и в интерактивной форме с использованием лабораторного оборудования и электронных образовательных ресурсов. Но в некоторых школах педколлективы оказались не готовы к эффективному использованию нового оборудования. И поэтому есть такие образовательные учреждения, где оно до сих пор пылится в подсобных помещениях.

Докладчик более подробно остановилась на результатах ЕГЭ и ОГЭ. Она отметила, что в рейтинге края по сдаче ЕГЭ наш район с 7 места (в 2013г) опустился на 15-ое. Впервые за 10 лет прохождения ЕГЭ в нашем районе две девушки были удалены с экзамена за нарушения, допущенные ими при сдаче экзамена. Аттестаты не получили 2 выпускника дневной школы и 4 – вечерней. 

Ольга Владимировна коснулась вопроса оптимизации сети организаций дополнительного образования, говорила о том, насколько хорошо школы обеспечены необходимыми учебниками и проанализировала прошедшую летнюю оздоровительную кампанию. В качестве приоритетных задач на будущее начальник МУУО определила следующие: ликвидация очерёдности в детские сады, переход всех дошкольных образовательных учреждений на ФГОС ДО, создание необходимых условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также внедрение сетевых форм взаимодействия, интеграция ресурсов организации дошкольного, общего, дополнительного образования.

О проблемах, связанных с внедрением ФГОС в систему дошкольного образования рассказала заведующая детским садом «Ёлочка» п.Чернышевск С.В.Гнетьева:

- Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами. ФГОС ДО вступили в силу с 1 января 2014 года в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности для каждого гражданина качественного образования. Для обеспечения каждому ребенку равного старта, который позволит успешно обучаться в школе, возникла необходимость определенным образом обновить содержание дошкольного образования.

С начала этого года Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 28 п.Чернышевск является региональной площадкой по введению ФГОС.

После назначения дошкольного образовательного учреждения пилотной площадкой по введению ФГОС, предстояло пересмотреть всю работу образовательного учреждения в соответствии с ФГОС.

ФГОС предлагает основываться на 5 образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое и физическое развитие. В стандарте есть и требования к результатам - это принципиальное новшество.

Для эффективной работы по введению ФГОС в ДОУ возникла необходимость изменения нормативного обеспечения. Одним из необходимых условий стало материально-техническое обеспечение и информационное обеспечение.

Одно из главных условий ФГОС ДО - это мобильная, доступная, многофункциональная предметно-развивающая среда, создать которую на одном лишь энтузиазме педагогов, без достаточного финансирования невозможно.

В нашем ДОУ в пилотном режиме с 1 сентября группа раннего возраста работает по ФГОС. Перед педагогами ДОУ стоит нелегкая задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №2 п.Чернышевск Н.А.Калёнова поделилась опытом работы по введению ФГОС второй ступени общего образования:

- Наша школа в 2013-2014 учебном году в штатном режиме приступила к реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. На тот момент будущие пятиклассники были в течение 4-х лет в режиме эксперимента по апробации образовательных стандартов основного начального образования. Реализацию образовательного стандарта основного общего образования начали с изучения нормативных документов. Была сформирована рабочая группа по подготовке и введению образовательного стандарта основного общего образования. Разработан план методической работы, обеспечивающий сопровождение введения стандарта, основная образовательная программа основного общего образования, учителями - предметниками разработаны рабочие программы по предметам учебного плана и рабочие программы внеурочной деятельности. Вопросы образовательного стандарта были обсуждены с родителями.

Учитель - ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть креативным, владеющим современными образовательными технологиями.

Наша школа укомплектована высококвалифицированными кадрами. 6 педагогов имеют высшую категорию, 16 учителей первую категорию. Курсы повышения квалификации по ФГОС прошли все учителя- предметники и администрация школы.

Подводя итоги первого года работы по введению ФГОС основного общего образования, можно отметить постепенное изменение характера деятельности учащихся.

Наблюдения за учащимися 5-х классов показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог, не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке. Детям под силу выполнение исследовательских, творческих заданий, направленных на получение продуктивного результата, - рассказала Наталья Анатольевна.

Учитель истории школы №78, руководитель муниципального ресурсного центра Н.Л.Вологдина выступила с докладом «Муниципальный ресурсный центр как инновационный ресурс повышения качества образования»:

- За последнее десятилетие в российской образовательной системе произошли глобальные изменения. Обозначена одна из приоритетных задач как региональных, так и муниципальных систем образования. Это создание единого образовательного пространства через организацию сетевого взаимодействия образовательных учреждений.

В Чернышевском районе процесс формирования  ресурсных центров только начинается. Школа №78 на протяжении ряда лет пытается реализовать проект по внедрению в образовательный процесс дистанционного обучения. Однако, работу в данном направлении нельзя назвать удовлетворительной. На педагогическом совете принято решение об изменении  структуры и содержания проекта.

Муниципальный ресурсный центр -  это координационный орган, создаваемый  в целях усиления имеющихся  ресурсов для оптимизации деятельности образовательных учреждений (партнеров).

Главным предназначением Ресурсного центра является совместное решение тех важных проблем, которые не могут быть разрешены самостоятельно участниками партнерства.

Основная идея проекта – обеспечение нового качества образования за счет организации эффективного сотрудничества образовательных учреждений в рамках муниципального ресурсного центра. Целью деятельности МРЦ является содействие в развитии информационно- образовательного пространства в районе.  Работа  его направлена на реализацию многих задач, но я отмечу главную: оказание научно-методической поддержки педагогическим, руководящим работникам образовательных учреждений района.

Я считаю, что муниципальной  системе образования необходимы ресурсные центры. Только сетевое взаимодействие решит проблемы, которые приобрели уже  хронический характер.  Модернизация образования стремительно движется вперед, меняется все, а мы во многом остаемся позади. Девиз: «Мы не первые, но и не последние» не подходит для сегодняшнего школьника и для современного учителя. Давайте объедим усилия и будем работать вместе, работать на результат, - предложила Наталья Леонидовна.

И.В.Ёлгина, руководитель МРЦ школы п.Жирекен, в своём докладе «Об основных направлениях развития МРЦ информационно-коммуникативных технологий Жирекенской школы» коснулась недостатков и рисков, которые возможны при дистанционном обучении:

- Среди недостатков отмечу: отсутствие живого контакта между преподавателем и учеником; высокая трудозатратность на первом этапе создания учебных курсов для дистанционного обучения; ученики должны иметь обязательный доступ к техническим средствам обучения (как минимум - компьютер, модем, электронная почта и доступ в интернет); может создавать значительную нагрузку на сеть; невозможность 100% контроля над знаниями учеников.

Среди возможных рисков: отсутствие Интернета; отсутствие оплаты услуг МРЦ ДО в соответствии с заключенными договорами; затраты на повышение профессионального уровня сетевых педагогов, педагогов-организаторов (тьюторов), администраторов сети.

О том, как в школе №63 п.Чернышевск ведётся работа с одарёнными детьми, поведала заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №63 п.Чернышевск И.В.Додонова:

- В нашей школе есть все необходимые условия для самоопределения учащихся, развития их способностей и интересов, - говорила И.В.Додонова.

Так в школе проводятся кружки, элективные курсы, различные олимпиады. Отличников и хорошистов поощряют за успехи в обучении, стимулируют ребят к дальнейшим свершениям. А ещё школа тесно работает с несколькими учебными заведениями г.Читы: медицинской академией, институтом железнодорожного транспорта, которые для дальнейшей учёбы выбирают многие выпускники школы.

- Одарённые дети – это золотой фонд общества. И только творческий, увлечённый учитель может воспитать компетентную личность, способную воплотить в жизнь свои мечты и стремления, - отметила докладчик.

Насколько важную роль в воспитании современных детей играет дополнительное образование, говорила методист по воспитательной работе Дома детского творчества п.Чернышевск Н.А.Сверкунова:

- Дополнительное образование детей - необходимое звено в воспитании многогранной личности, в её образовании, в ранней профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. В необходимости дополнительного образования нет смысла никого убеждать. Чем больше ребёнок сможет усвоить дополнительных знаний, навыков, тем легче ему будет определиться в жизни, в профессии, тем меньше он будет уязвим в наше время - время постоянных перемен.

Дополнительное образование формирует у ребёнка самосознание, ощущение ценности собственной личности, здесь ребёнок может избавиться от привычки действовать только по подсказке. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объёме, которые ему позволяют его индивидуальные способности. Дополнительное образование детей предполагает расширение воспитательного поля школы, так как включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.

Я считаю, пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.

Мы стремимся увлечь детей делами интересными, плодотворными, дающими широкие перспективы в будущем. Для этого в ДДТ и его филиалах работает 63 творческих объединения по семи направлениям.

В целом на протяжении десяти лет мы наблюдаем тенденцию повышения вовлечённости детей района в воспитательные мероприятия, проводимые ДДТ, но имеются проблемы. Лишь немногие из запланированных мероприятий подкреплены финансами.

После выступлений докладчиков состоялся небольшой перерыв, и конференция продолжилась награждением. Лучшие работники образования получили Грамоты и Благодарственные письма Губернатора, Грамоты администрации Чернышевского района и Грамоты МУУО.

Завершило конференцию принятие резолюции, в которой были прописаны основные задачи развития муниципальной системы образования на 2015 год.

Записала Надежда Дёмина, фото автора

Категория: Вести из школ | Просмотров: 322 | Добавил: Vladimir | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]