15:02 Поговорим о культуре речи? | |
Поговорим о культуре речи? Рост культурного уровня населения делает культуру речи одной из актуальных проблем нашего времени. Основы её закладываются в детстве, в годы учебы. Школа главное внимание уделяет правильности речи с точки зрения ее соответствия литературной языковой норме. Но какую «литературную» речь мы слышим вокруг: на улице, в школе, в квартире, с экранов телевизоров, в Интернете? Сквернословие стало «нормой» для современного человека. Так что же такое сквернословие: порок или болезнь? Так же, как алкоголизм и курение, сквернословие сначала, безусловно, порок. Потом постепенно, незаметно оно становится болезнью. Человек не может построить предложение, не употребив плохих слов. В словаре В.И.Даля дано такое определение: «скверна-мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное». Сквернословие от слова «скверна». Явление сквернословия характеризует вопиющую нравственную деградацию нашего общества. Молодые люди свободно выражаются нецензурными словами в присутствии женщин, пожилых людей, девушек, девочек. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искаженного сознания. Русская пословица гласит «От гнилого сердца и гнилые слова». Когда сердце человеческое развращается или наполняется обидой, недовольством, гнилые, скверные слова появляются как признаки духовного разложения. Слыша брань от конкретного человека, можно легко сделать вывод о его духовном состоянии. Слово раскрывает душу человека, по слову можно определить систему ценностей и образ жизни человека. Сквернословить – это то же, что плевать в небо, потому что сквернословие обязательно возвратится к вам. Ругательные слова можно услышать не только от пьяного, не только, как пишет А.И.Солженицын, «при посадке на загородный автобус, но и в задушевных беседах». Ругательства стали играть роль заменителей пауз. Когда-то не очень грамотные люди насыщали свою речь бесконечными «вот», «значит», «так сказать». Теперь их место занимают грязные, постыдные слова или их эквиваленты. А ведь обидные, «колючие» слова глубоко ранят душу человека. Обида приводит к стрессам, стресс – к нервным расстройствам, а далее – различные болезни. Грубыми, нецензурными словами можно не только ослабить здоровье человека, вызвать болезнь, но даже и убить его. Древняя библейская мудрость гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок мыслей приведет к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. С православной точки зрения сквернословие – это грех. Православная церковь боролась с ним с древних времен, всегда запрещала сквернословие. В американских семьях существует обычай: когда дети приносят с улицы бранные слова и спрашивают их значение, то родители разъясняют все честно, но потом просят ребенка вымыть рот с мылом, потому что осторожное, бережное отношение со словом – необходимый признак здорового образа жизни. До середины 19 века сквернословие являлось уголовно наказуемым. Стыд – одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен стыдиться, и многого стыдиться, если он человек. Стыд должен существовать и пред словом. Как же избавляться от сквернословия? Как беречь чистоту речи? Тезис первый. Не говорить плохих слов самому. Вспоминаются слова А.И.Солженицына, сказанные по другому поводу, но здесь уместно их привести: «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, - но не через меня». Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Позиция «Я – исключение!» трудна, но и притягательна для личности. Трудна потому, что дружеские отношения в жизни далеко не всегда бывают со знаком «+». Над тобой будут смеяться, подтрунивать, шутить, если ты в чем-то превосходишь своих друзей. Нужно суметь устоять в такой позиции, не испугаться насмешек, презрения, даже одиночества. Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны, это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Нравственная ценность целомудрия огромна. Точно так же можно беречь целомудрие и собственной речи. Если человек за всю свою жизнь не произнес ни грубого, ни резкого, ни ядовитого, ни грязного слова – значит, этот человек уже сделает великое дело, через свою речь хоть немного, но повлияет на состояние национального языка. Тезис второй. Умейте противостоять среде. Желание достойной среды несовместимо с недостойным словом. Тезис третий. Тренируйте себя говорить вежливо и красиво. Делайте ежедневно как можно больше комплиментов другим людям. Тезис четвертый. Сквернословие не есть способ расслабления, а расслабление не означает вседозволенность. Тезис пятый. Как быть с теми, кто сквернословит? Нереально стоять на улице и хватать за рукав бранящихся прохожих. Мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса, группы можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь как бы не пристает. Есть на кого опереться, с кем вместе противостоять злу. Тезис шестой. Сегодняшний день – мой главный день. Сегодняшнее мое слово – моё лучшее слово. Прийти на работу нарядно одетым, навести порядок, просто тепло улыбнуться и сердечно похвалить человека, не дожидаясь повода, случая – это уже поступок. Тезис седьмой. Как раньше боролись со сквернословием? Как сберегалась, охранялась, контролировалась чистота детской, женской, купеческой, монашеской речи? В октябре 1992г. в Киеве проходила филологическая конференция. Тогда же была организована экскурсия по городу с посещением небольшого монастыря Фрола и Лавра. Участникам конференции посоветовали зайти в часовенку к знаменитой матери Марии. «Может быть, мать Мария, вам что-нибудь подскажет!». Мать Мария обратилась к молодому человеку лет 18-ти: «Не сквернословь… Потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел. Защиты не будет. Крыла не будет над тобой». Тезис восьмой. Всегда следует помнить о неприкосновенности личности. Ни разу не высказать своего огорчения, не поругать даже очень любимого человека, не выплеснуть обиду. Не допускать характеристик-обобщений «Ты вообще такой», «Ты всегда так». Нужно научиться просить прощение, если что-то с языка вдруг сорвалось. Подытоживая сказанное, повторим как своеобразное кредо: «Я исключение. Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство. Настоящий контроль – это контроль изнутри. С меня начинается честь и культура России». Анна Андреевна Ахматова сказала: «Ржавеет золото, и истлевает сталь, крошится мрамор. К смерти все готово. Всего прочнее не земле – печаль. И долговечней – царственное слово…».
В.В.Самойлова, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с.Утан | |
|
Всего комментариев: 0 | |