15:28 Поездам – зелёную улицу | |
Поездам – зелёную улицу
1936 год. В этом году началось строительство железнодорожного посёлка. На станцию Пашенная (ныне Чернышевск-Забайкальский) приехало много переселенцев с западных областей. Местные жители называли их «вербованными». Селились вновь прибывшие в основном на сопках (над нынешним вокзалам). Жизнь в тихой когда-то Пашенной оживилась. Завершалось строительство паровозного, вагонного депо, вокзала, школы № 43 (ныне 63-я). Новые здания росли как грибы. От реки Алеурки к железной дороге через весь посёлок проложили ветку - времянку. По ней подвозили строительные материалы: песок, лес, цемент, шлакоблоки. Разгружали всё это недалеко от строящихся зданий. Ветка-времянка проходила там, где сейчас стоит старое здание железнодорожного телеграфа (рядом с двухэтажным зданием связи по улице Первомайской). Это первое каменное здание нашего посёлка. Одновременно со строительством железнодорожных предприятий возводились жилые дома, в основном, одноэтажные добротные бараки на несколько семей по улице Первомайской, Калинина, Карла Маркса, Железнодорожной. Качество строительства было отличным. Многие из этих домов сохранилось до сегодняшнего дня. В них живут люди. Чуть позднее начали возводить соцгородок (двухэтажные дома по улицам Чернышевская и Стадионная, которые до сих пор служат жильём). Основной рабочей силой являлись заключённые. Их было четыре тысячи. Без путей нет станции, поэтому строительство путей велось интенсивно. Наша станция тогда называлась Пашенная, так назвали её проектировщики железной дороги, потому что вокруг были земли «Кабинета его Величества», то есть царские земли. Станция имела три пути: два главных и один запасной. Необходимо было ещё построить 14-15 путей. Рядом плескалось озеро, надо было его засыпать. Привезли несколько экскаваторов, полторы сотни автомашин – полуторок и ЗИС – 5. Грунт брали рядом. Один карьер был напротив восточного переезда, другой напротив западного. Работы шли круглосуточно, озеро засыпали и сразу начали прокладывать пути. Много грунта взяли в восточной части посёлка, где раньше располагалась стрелково-пожарная команда (военизированная охрана). Здание её сохранилось до настоящего времени: одна его часть используется под квартиры, в другой располагается СТО. Военизированная охрана находится сейчас по улице Железнодорожной с восточной стороны перрона. На месте выемки грунта образовалось озеро. Многие десятилетия это озеро было красивым, чистым, рыбным. Таким бы сохранилось и до наших дней, если бы жители близлежащих домов не стали сбрасывать в озеро мусор. Коллектив станции имел свой клуб: каркасно-засыпное здание стояло невдалеке от ЛОВД. Ныне здание линейного отдела внутренних дел приспособлено под жилой дом по улице Железнодорожной. В клубе была художественная самодеятельность: ставили спектакли, выступали с концертами, демонстрировали кинофильмы. По вечерам в клубе слепой музыкант Яков Лимайкин играл на гармошке и скрипке. Школьники послевоенной поры помнят его, ведь без участия слепого музыканта не обходился ни один концерт школьной художественной самодеятельности. Однажды летом пришёл правительственный вагон. Его отцепили и поставили около штаба управления. Приехал новый нарком министерства путей сообщения Л.М.Каганович и бывший нарком, который сдавал своё хозяйство – Андреев. После их отъезда на фронтоне вокзала появились крупные буквы «Станция имени Кагановича». Его именем назвали также паровозное депо. Тем временем поселок стал расстраиваться, в новые дома переселялись жители домиков-мазанок, облепивших Глинку – так называется сопка повыше вокзала. Многие отказывались переселяться в новые дома, хотели жить в своем доме. Тогда им определили место для строительства в западной части поселка, в районе ветлечебницы. Так появился в поселке микрорайон, именуемый в народе “Сахалин”. После разоблачения культа личности Сталина и его приближенных станцию назвали Чернышевск-Забайкальский в честь писателя Николая Гавриловича Чернышевского. Те, кто давал новое название нашей станции, считали, что писатель-демократ отбывал каторгу в нашем районе, но он никогда у нас не был. Ошибка вскоре выяснилась, но менять название станции не стали, оставили и памятник Н.Г.Чернышевскому, который до сих пор стоит на перроне вокзала. В разные годы начальниками станции работали: 1930-1940 гг – В.И.Горбатов; 1940-1942 гг – Б.К.Смирнов; 1942-1946 гг – В.Г.Свинин; 1946-1950 гг – Т.И.Дубровин; 1950-1954 гг – Г.П.Пасхалов; 1954-1955 гг – С.И.Швецов; 1955-1959 гг – В.В.Седунов; 1959-1966 гг – А.В.Воробьёв; 1966-1973 гг – В.А.Будин; 1973-1984 гг – А.А.Петриков; 1984-1985 гг – В.Н.Карелин; 1985-1994 гг – В.С.Кудрявцев; 1994-1998 гг – В.Н.Карелин; 1998-2001 гг – С.И.Трунов; 2001- 2009 гг – А.А.Рябоконь; С 2009 г. по настоящее время – В.В.Слепцов. Коллектив станции Чернышевск-Забайкальский славен боевыми и трудовыми традициями. Среди тех, кто защищал свободу и независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны, были и работники нашей станции: М.П.Журавлев, П.Г.Кутергин, Г.И.Лоншаков, Г.В.Попов, И.И.Смирнов, Ф.Г.Матафонов, Н.Х.Непомнящий. На станции Чернышевск-Забайкальский существовали комсомольско-молодежные смены, возглавляемые дежурными по станции А.П.Самолюком, С.И.Труновым, В.В.Слепцовым. Огромным авторитетом в цехе движения пользовался маневровый диспетчер А.А.Шемякин. Он в годы электрификации железной дороги проявил незаурядные организаторские способности. Находила правильные ответы на все сложные вопросы заместитель начальника станции по кадрам и социальным вопросам С.И.Ермолина. В коллективе узловой станции Чернышевск-Забайкальский в былые времена работало около восьмисот человек. В состав станции входило несколько подразделений: цех движения, кондукторский резерв, два восстановительных поезда, базирующихся в Чернышевске и Зилово, пассажирская служба – вокзал, грузовая служба, в состав которой входила контейнерная площадка, весовая лаборатория по контролю и ремонту весового оборудования, хладопункт (льдопункт) по обеспечению льдом вагонов-рефрижераторов, который был ликвидирован с появлением новых специализированных вагонов. Позднее в состав предприятия вошли вновь созданные санитарно-технические сооружения: водоснабжение и очистные объекты. Жители многих линейных станций, таких как: Куэнга, Нанагры и других, пользовались услугами водокачек, которые раньше, кроме снабжения водой населе-ния, заправляли водой паровозы. Водокачки создавались вместе со строительством Транссибирской магистрали. В разные годы заместителями начальника станции по кадрам и социальным вопросам работали: А.И.Корнилов, О.И.Панкина, С.И.Ермолина, З.Л.Иванова, О.С.Тюкавкина. В настоящее время отдел кадров станции Чернышевск-Забайкальский находится в Могоче. Долгие годы на предприятии техником по спецработе проработал И.Е.Ермолин. Он же возглавлял партийную организацию станции, в течение многих лет являлся политинформатором. Иван Елизарович активно сотрудничал с дорожной газетой «Забайкальская магистраль» и районной газетой «Путь Ленина» («Наше время»). На страницах газет он освещал работу предприятия, рассказывал о его тружениках. На станции работала и жена Ивана Елизаровича Вера Ильинична. Трудовую биографию она начинала в бухгалтерии станции, затем много лет возглавляла работу билетного бюро. После окончания железнодорожного института на станцию пришла работать внучка Ермолиных – Наталья. Долгие годы проработала на станции Чернышевск-Забайкальский Г.А.Веснина – сначала инженером, а последние годы возглавляла профсоюзную организацию предприятия. Сейчас живет в городе Томске. Добрую память о себе оставила инженер по нормированию и оплате труда Н.Д.Желтышева, чья жизнь оборвалась трагически. После окончания железнодорожного техникума пришла работать на станцию Наталья Степанова, которую руководство предприятия назначило инструктором по подготовке кадров. Свою судьбу со станцией Чернышевск-Забайкальский связали Наталья Муратова, Зоя Иванова, Татьяна Леконцева, Людмила Простакишина, Валентина Гришкова, Надежда Полянская, Виктор Леконцев, Анатолий Самолюк, Владимир Лесков, Людмила Троян, Анастасия Стадухина, Александр Жилинский, братья Евсюткины – Алексей, Виталий, Валерий, Александр Булдыгеров, Людмила Гагарова, Валентина Каратаева, Валентина Саломатова, Галина Юдина, Анна Пыхалова, Галина Алексина, Александра Кузьменко, Мария Никулина, Римма Слепцова, Валерий Томский, братья Цурик – Василий и Владимир, Иван Дунаев, Фёдор Шохирев, Никифор Зятьков, Ольга Иванищева, Лидия Трофименкова, Антонина Бузова, Наталья Фоминская, Лидия Кузнецова, Тамара Шестакова, Нина Антонова, Валентина Зимина, Нина Ахмадеева, Анастасия Иванова, Валентина Мигунова, Лидия Ушакова, Лидия Бондаренко, Креня Выходцева, Галина Мотыко, Валентина Синакова и многие-многие другие. Станция Чернышевск-Забайкальский славилась трудовыми династиями, родоначальником знаменитой династии Леконцевых был приехавший с Урала Василий Федорович Леконцев. Василий Федорович начинал трудовую деятельность кондуктором, позднее занимал другие должности. Сын Василия Федоровича Виктор Васильевич работал в паровозном депо им.Л.М.Кагановича, потом перевелся на станцию, трудился дежурным по станции. На железной дороге работали и продолжают работать и другие члены большой семьи Леконцевых. Василий Федорович Леконцев был награжден за свой труд орденом Ленина. Огромный вклад в развитие станции внесла семья Пыхаловых: глава семьи– А.А.Пыхалов, дежурный по станции, жена его Антонина Ильинична, дочери Анна и Елена. Многие железнодорожники во время Великой Отечественной войны несли службу в военно-эксплуатационных, а затем и восстановительных формированиях Наркомата путей сообщения (НКПС). Среди тех, кто работал, не щадя себя под огнем врага, были и наши земляки: О.М.Атаманчук, М.И.Дмитриева, Н.Ф.Фоминская, А.А.Егорова, С.М.Кожин, В.Д.Рулева, И.М.Шабалин, Н.К.Макагон. После войны они работали в родном коллективе до ухода на пенсию. При реформировании железнодорожного транспорта большой коллектив станции разделился на несколько самостоятельных предприятий. Сейчас в структуре станции одно подразделение – цех движения. Узловая станция Чернышевск-Забайкальский по-прежнему живет напряженной жизнью, как и десятки тысяч других больших и маленьких станций, расположенных вдоль державного железнодорожного пути. Любовь Шемелина, на фото: ветераны станции | |
|
Всего комментариев: 0 | |