Главная » 2015 » Май » 13 » О тех, кого помню и люблю
16:59
О тех, кого помню и люблю

О тех, кого помню и люблю

 

Я родилась в посёлке Чернышевск в июне 1964. С сестрой Олей и братом Вовой мы жили дружно и весело. Часто, рассматривая фото из нашего дошкольного детства, мы смеялись над нашей одеждой: неказистые ботинки, чулки на резинках, какие-то курточки из ткани в рубчик. Мы никогда не задумывались, что в 1964 году прошло с войны всего каких-то 19 лет, а детство наших родителей, родителей наших друзей проходило как раз в тяжёлые военные годы. Война коснулась своим черным крылом каждой семьи в нашей большой стране. Не менее тяжёлыми были послевоенные годы.

Вместе с нами, детьми, в спальне спала мамина бабушка, наша прабабушка Анна Андреевна Якутова. Высокая, прямая, худощавая и жилистая от тяжёлой крестьянской работы, всегда одетая в несколько длинных сатиновых юбок, блузку с рюшами (какие носили казачки), в черном платке она вызывала чувство страха у детей нашего околотка. От своей прабабушки мы много слышали об Иисусе Христе, о тяжёлой жизни на станции Бушулей, о карательном поезде, курсирующем по железной дороге во время гражданской войны. А ещё с малолетства нам были знакомы фотографии военной поры, бережно хранимые в нашем  семейном фотоальбоме в сундуке в платочке нашей прабабушки. Мама утверждает, что там же, с фотографиями, хранились письма.

Очень жаль, что я не помню тех писем. Запечатленный на фото молодой и красивый военный в форме лётчика был один из четверых сыновей прабабушки – Михаил Никандрович Якутов (1920 года рождения). В 1938 году он был призван на службу в ряды Вооруженных сил СССР Шилкинским РВК. Первые фотографии в форме лётчика отправлены из города Орша, где, по всей видимости, он обучался.

Последнее место его службы - 8 Воздушная Армия, 31–ый Гв.ИАП, 6-ой ГВ.ИАД. В именном списке безвозвратных потерь начальствующего состава 8 Воздушной Армии за июль 1943 года гвардии младший лейтенант Михаил Никандрович Якутов вместе с другими не вернулся с боевого задания. До сих пор он числится без вести пропавшим. На памятнике в п.Чернышевск его имени нет, а в Чите на Мемориале Славы есть. До последнего дня своей жизни Анна Андреевна верила, что её сын найдётся, вернётся домой живым. Ведь вернулся же с войны её старшенький сын Павел Никандрович (1913 г.р.), шофёр 3-й батареи, ефрейтор, награжденный медалью «За боевые заслуги», за отличное сбережение врученной автомашины и её бесперебойную работу, своевременную доставку на огневую позицию матчасти и боеприпасов (из приказа о награждении). Также  вернулся ещё один сын Василий Никандрович. Вернулся с войны муж дочери Федосьи Никандровны – Александр Филиппович Золотарёв. Это мой дедушка, прослужив Отечеству с 8 июня 1942 г. по 9 мая 1945 г. в 250-й стрелковой дивизии, имеющий солдатскую медаль «За отвагу» и орден Отечественной войны.

Их уже давно нет в живых, а меня всё чаще мучает мысль о том, что я что-то не успела сделать, пока они жили, не расспросила о той страшной войне, мало могу рассказать своим детям. Почему-то мы не сохранили награды, а ведь это бесценная память, она дороже всех сокровищ. Сами они никогда не вспоминали о войне, ничего не рассказывали, а только горько плакали в День Победы. Как живой видится дед: седой, сжавшийся в комочек, со слезами на лице, весь какой-то жалкий и потерянный... Даже трудно себе представить, что пришлось ему пережить.

Когда в школу к нам приходили участники Великой Отечественной войны, они рассказывали о боях, называли населённые пункты, номера частей, армий, полков. Честно сказать, в детстве слушать об этом было не очень интересно. Мне всегда хотелось узнать о другом. Когда и как узнали о начале войны, какие чувства при этом испытывали, как это прощаться на вокзале, оставляя дома малолетних детей, жену, родителей. Что думали, о чём мечтали, что испытывали в первом бою и вообще за что воевали, чувствовали ли себя победителями. В одном телесюжете женщина – ветеран сказала: «Мы ни за кого не воевали, мы просто воевали….». А ведь так получается, что война - труд тяжёлый, непосильный труд, с морем крови, грязи, страданий, поражений и побед. А мы в своих ежедневных заботах стали как-то отдаляться от памяти.

Уже не вернёшь деда, не расспросишь его, не сумеешь дать ему больше внимания, тепла и заботы. Надо успеть дать это тепло и заботу родителям, которые сейчас больше, чем в молодости, нуждаются во внимании. Их детство пришлось как раз на военное время. Мой дед по отцу Александр Прокопьевич Комогорцев умер в 1941 году в госпитале. Его жена Улита Лукьяновна была замужем всего пять лет, а до смерти (1992 г.) была вдовой. Сыновья-погодки выросли без отца, во всем помогая матери, они трое были друг для друга всегда надеждой и опорой. Моему отцу  Леониду Александровичу помнится конец войны, когда мать находилась постоянно на работе в совхозе, в другом селе. Вся работа в доме, уход за хозяйством были на их с братом плечах. А им было в конце войны всего-то 6 и 7 лет.

Моему свёкру Ивану Яковлевичу Гладышеву в начале войны было 11 лет. Он запомнил войну по постоянному чувству голода и недосыпанию, тяжкому труду в колхозе. А свекровь Вера Лукинична до смерти не могла переносить запах картофельных оладий, так называемых драников, наевшись их в войну из очисток. Её три брата тоже были на фронте.

Вот так эта страшная война прошлась по моей семье. А ведь в каждой семье есть своя история, связанная с воином. Надо их помнить, передавать память своим детям, внукам.

Альбина Гладышева,

п.Чернышевск

Просмотров: 577 | Добавил: chernyshevsk | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]