Неизвестный известный Чернышевск
Дорогие читатели! Мы начинаем публиковать материалы под общим заголовком «Неизвестный известный Чернышевск». В ходе работы над данным проектом было решено привлечь внештатных авторов нашего издания, которым есть что рассказать о прошлом и настоящем районного центра. Таким образом, авторами публикаций будут не только литературные сотрудники редакции, но и те, кому небезразлична судьба родного посёлка, те, кто любит малую родину искренней любовью.
Просим Вас присылать в редакцию ретро-фотографии с видами Чернышевска, рассказы, воспоминания о том, каким запомнился Вам Чернышевск вашего детства, юности.
С уважением, руководитель проекта «Неизвестный известный Чернышевск» Любовь Шемелина
Финские дома по улице Журавлёва
(Глава I)
Я не помню точно, в каком году в восточной части нашего посёлка по улице Журавлёва появились красивые «тёмно-вишнёвые» дома. Взрослые говорили, что в разборном виде их прислали аж с самой Финляндии. Название домов - «финские» не изменилось и за десятки лет. Стоит только кому-либо из местных жителей упомянуть в разговоре «финские дома», ты уже знаешь, о чём идёт речь.
В финских домах жили железнодорожники, а, если быть точнее, работники локомотивного депо, в основном, семьи машинистов. Начало улицы Журавлева, застроенное необычными для Забайкалья домами, было красивым. Стройные тополя украшали её. Жители домов соблюдали чистоту и порядок, чего не скажешь о сегодняшнем дне. Территории возле отдельных домов превратились в свалку, а ведь когда-то каждый из финских домов был домом образцового содержания, о чём до сих пор свидетельствуют оставшиеся кое-где выцветшие от времени таблички.
Если бы старые стены домов умели говорить, то они о многом могли бы поведать нам. Например, о том, как дружили соседи между собой, как общими усилиями благоустраивали территорию вокруг домов, как наводили порядок на своей любимой улице. Тогда она казалась широкой, просторной. Возле изгороди домов никому не разрешалось хранить шпалы, доски… За этим строго следили и сами жители, и местная власть. Участок улицы Журавлева, застроенный финскими домами, был маленьким кусочком нездешней жизни, кусочком Европы, где чистота на улицах скорее всего правило, а не исключение.
Что сегодня мы видим? Отчего на душе становится горько и неловко за тех, кто изуродовал улицу, до неузнаваемости изменив её облик? Некоторые владельцы домов «постарались» так, что место, которое любили и которым гордились, скукожилось, стало неопрятным, и сейчас уже никто в Чернышевске не скажет, что участок с финскими домами самый красивый в нашем посёлке.
Когда-то мой путь в школу №63 пролегал мимо финских домов. Иногда я заходила к своей однокласснице Оле Веселовой (в замужестве Назарчук), семья которой жила в одном из этих домов. Кроме Оли в семье были старшая сестра Люда и брат Аркадий. Их папа работал машинистом, мама была домохозяйкой. Помню до сей поры необычайно уютную атмосферу их дома. Нигде до того времени не видела такого расположения комнат, как в финских домах. Всё непривычно, но как удобно и красиво!
В финских домах жили и другие мои одноклассники Толя Клименко и Витя Дубровин. Связь с ними потеряна, а вот Оля Назарчук сейчас живет в Чите.
Недавно я со своей коллегой Ольгой Казаковой побывала в гостях у бывшего машиниста локомотивного депо станции Чернышевск-Забайкальский Филиппа Александровича Дёмина, который стал новосёлом в начале пятидесятых годов прошлого века. Он до сих пор живёт в финском доме. О чём нам поведал Филипп Александрович, расскажем ниже.
Улица машинистов
В нашем посёлке много интересных, загадочных названий, которые прочно закрепились за определёнными территориями населенного пункта. Одно из таких названий - «финские дома».
«Финские дома» ещё известны как улица машинистов. Здесь проживает один из старейших жителей этой улицы Дёмин Филипп Александрович. Работал он машинистом сначала на паровозе, позже на тепловозе, а с 1980-го года находится на заслуженном отдыхе.
Филипп Александрович 1926 года рождения. Несмотря на столь преклонный возраст, активен, не теряет чувства юмора и смысла жизни. Филипп Александрович родился в Бурятии. Воспитанием сына занималась мать Агния Александровна, в то время она работала в колхозе. Мать рано умерла, поэтому после службы в армии возвращаться на малую родину было не к кому. Вначале Филипп Александрович уехал работать в Якутию, в город Алданск. Позднее познакомился со своей будущей супругой Идеей Иосифовной Судаковой. Как рассказывает Филипп Александрович, сначала заочно. Принял решение переехать в Чернышевск, где состоялась встреча с девушкой. Ида понравилась ему, и молодой человек сделал ей предложение. Филипп Александрович рассказывает, что вначале жили в семье матери Иды, где кроме неё были младший брат и сестра.
- Устроился в депо кочегаром, потом прошёл обучение в Чите на помощника машиниста и 12 лет проработал помощником, - вспоминает Филипп Александрович, - жизнь менялась, пришло время учиться на помощника машиниста тепловоза. Пройдя обучение на помощника машиниста, окончил еще курсы машинистов и долгое время работал на «хознуждах» местной линии.
На вопрос, кто из начальников депо запомнился, ответил:
- Более других руководителей запомнился Леонид Иванович Федоров.
Династию железнодорожников продолжили дети Филиппа Александровича. Машинистом электровоза работал сын Сергей, дочь Татьяна работала оператором в вагонном депо. Сейчас оба на заслуженном отдыхе.
Филипп Александрович с женой прожили вместе 60 лет. Идеи Иосифовны не стало в 2011 году.
- Один остался, без своей половинки. У детей и внуков своя жизнь: работа, заботы. Но своего дедушку не забывают, навещают. В молодости думаешь, что всё ещё впереди, времени очень много, а сейчас осознаёшь, как жизнь быстротечна, - говорит наш собеседник.
На интересующий нас вопрос, почему дома имеют название «финские», он ответил:
- После окончания Великой Отечественной войны, примерно в пятидесятых годах, из Финляндии по железной дороге поступили дома. Они приходили в разборном виде и уже на месте их собирали и устанавливали. В Чернышевске финские дома заняли почетное место в начале улицы Журавлёва.
- Кому давали эти дома? – спрашиваем у нашего собеседника.
- В «финских домах» жили, в основном, машинисты. Дома мы покупали в рассрочку и рассчитывались за них в течение 10 лет. Несмотря на разные жизненные трудности, есть что вспомнить. Как весело проходили новоселья в новых домах, по тем временам, элитных. Гордились, что живём здесь. По соседству с нами жили семьи Веселовых, Верхотиных, Марьясовых, Азарёнок, Желтовых – все они работники железной дороги.
- Как благоустраивали свою улицу, что для этого делали? – задаём вопрос.
- Помню такой случай. Верхотин в то время был дежурным по депо. Он стал инициатором озеленения нашей улицы. Привезли саженцы тополей из Бишигино и дружно всей улицей высаживали деревца, – рассказывает Филипп Александрович. - Сейчас тополя давно преодолели свой 60-летний рубеж и стали могучими деревьями, некоторые из них спилили. Конечно, времена были другие. Соседи жили мирно, дружно, во всём были взаимовыручка и понимание. Не отгораживались друг от друга высоченными двухметровыми заборами, заботливо следили за внешним видом домов и улицы.
Материалы подготовили
Любовь Шемелина и Ольга Казакова,
фото Ольги Казаковой и из личного архива Ф.А.Дёмина |