Главная » 2016 » Июнь » 5 » «Горжусь, что работаю на мировую науку»
15:47
«Горжусь, что работаю на мировую науку»

«Горжусь,  что  работаю

на  мировую  науку»

Нынешний год богат на юбилейные даты. Вот и коллектив средней школы №2 осенью будет праздновать свой 80-ый юбилей.

На днях я встретилась с бывшим её учеником Валерием Дмитриевичем Шемелиным, кандидатом технических наук, ныне живущем в США. Валерий Дмитриевич  ежегодно приезжает на малую родину - в Чернышевск навестить родных. Я попросила его рассказать о годах учёбы, о том, как наш земляк оказался за океаном.

После окончания Новосибирской физико-математической школы, куда Валерия пригласили учиться по результатам областной олимпиады в г.Чите, он продолжил обучение в Новосибирском техническом университете. Занятия студентов  физико-технического факультета проходили в институте ядерной физики. После учёбы в числе трёх лучших студентов физико-технического факультета Валерия оставили в институте стажёром – исследователем. Далее он работал научным сотрудником, защищал степень кандидата технических наук.

Однажды в научном журнале он увидел объявление о том, что Корнелльскому университету в США требуются специалисты по технике СВЧ для ускорителей заряженных частиц. Валерий Дмитриевич написал электронное сообщение, пред-ложив свои услуги. Вскоре ему позвонили и устроили своеобразный экзамен по телефону. Получасовая беседа велась на английском языке. На том конце провода ответы на заданные вопросы удовлетворили экзаменатора, и Валерию Дмитриевичу поступило предложение поработать в Корнелльском университете в городе Итаке штата Нью-Йорк. Оформив необходимые документы, семья Шемелиных в 2001 году переехала в Америку. Могут спросить, а почему Валерию Дмитриевичу не работалось в России? Не будем спешить обвинять его. Во-первых,  до отъезда он отработал 30 лет в институте ядерной физики. В перестроечное время, когда людям не выплачивали месяцами зарплату, многие коллеги Валерия Дмитриевича ушли в коммерцию, другие (были и такие!) избрали совсем не праведный путь для зарабатывания средств на жизнь, а наш земляк остался верен науке. Валерий Дмитриевич и в США работает в лаборатории, научные сотрудники которой, занимаясь исследованиями, трудятся на мировую науку. Многие работы нашего земляка, опубликованные в научных журналах, яркое тому подтверждение. Хочу спросить вас, уважаемые читатели, кому принадлежит творчество Льва Толстого, Петра Чайковского, Дмитрия Менделеева и многих, многих других деятелей науки, искусства, литературы? Только ли России? Нет, конечно же! Плодами их труда пользуется весь мир.

О незаурядных способностях бывшего ученика средней школы №2 п.Чернышевск Валерия Шемелина говорит и ещё один факт, который также является свидетельством его целеустремлённости, тяге к знаниям. В прошлом году заявку на получение Гранта  в Ростокском университете Германии, поданную им, руководство вуза рассмотрело, одобрило и пригласило Валерия Дмитриевича на работу: проводить семинары для аспирантов. Наш земляк оказался в интернациональной компании талантливых учёных, которых также, как и его, пригласили на три месяца на работу в Германию. Команда приглашённых состояла: индонезиец, индус, женщина – магистр наук из Эфиопии, палестинец и Валерий Шемелин – русский из Америки.

А теперь, когда вы узнали, где и кем работает бывший ученик средней  школы №2 п.Чернышевск, предлагаю его воспоминания о школе.

 

Любовь Шемелина

На первом фото Валерий Шемелин, на втором фото: башня Мак Гроу, ставшая визитной карточкой Корнелльского университета

Со  школьного  порога

 

 

В школу я поступил в 1953 году. Помню мою первую учительницу – Чегодаеву Валентину Ивановну. Я очень хотел учиться, и, когда отец привел меня в первый класс, был счастлив. Помню до сих пор моих одноклассников по первому классу. Помню Витьку Васянкина, Галю Стаховскую, Любу Соколову, Свету Музыченко…

На сайте Чернышевска нашел фотографию первого здания нашей школы, именно в нём я и учился с 1 по 4-й класс. Потом наша семья уехала в Зилово, но через 2 года вернулась в Чернышевск. Мало моих бывших одноклассников было в моем новом, 7-ом классе. В том году я сильно простудился и попал в больницу. Одноклассники меня навещали. Помню, приходила Галя Стаховская, она была хорошая спортсменка и благодаря ей наша школа занимала призовые места во всех соревнованиях. Но самый лучший наш спортсмен был Вася Илюшенко. Он пришел в наш класс вместе с Луниным и Акининым (к сожалению, имена не помню) из 43-й школы. А с Толей Калашниковым мы однажды летом сбежали в Новоильинск на попутной машине, чтобы наняться в геологическую партию. Но нас “почему-то” вернули домой.

Во дворе школы был спортивный городок, там было два турника - для ребят постарше и для маленьких, был “бум” (то есть бревно), расположенный на высоте около метра, где мы сражались на переменах, стараясь сбить противника, ещё была прямая лестница с деревянными перекладинами высотой метров пять и наклонная, по которой надо было подниматься, цепляясь руками снизу. Вася Илюшенко поднимался до самого верха, а мы, остальные, в меру своих сил и смелости. Я думаю, сейчас таких построек в школьных дворах уже не делают из боязни, что кто-нибудь упадет и разобьется. Но с другой стороны мальчишки любят риск да и многие девочки тоже, и, сли они не удовлетворят эту потребность в школьном дворе, они найдут другое место.

Школа имела двойную конструкцию: посредине было кирпичное двухэтажное здание в четыре окна на втором этаже и два на первом, а к нему с обеих сторон были пристроены одноэтажные деревянные здания. С этим вторым этажом у меня связаны самые приятные воспоминания: там была библиотека. Библиотекарь, не помню, к сожалению, её имени, поняла мою любовь к чтению и давала мне все, что просил, в том числе и не по одной книжке зараз. Учился я хорошо, и учителя мне разрешали читать книжки на уроках, в то время, когда повторяли материал для отстающих. Я очень любил научную фантастику, прочитал полные собрания сочинений Жюля Верна и Герберта Уэллса - не уверен, что сейчас в школах их можно найти. Кроме того, я прочитал всего Маяковского, были и зарубежные классики: Джек Лондон, Роберт Стивенсон и даже Ги де Мопассан.

А учиться я начал хорошо после больницы, о чем написал выше. Мне принесли учебник алгебры, чтобы я не отстал от класса, и этот учебник мне так понравился, что я его прочитал за несколько дней. На алгебру мне можно было больше не ходить, во время уроков алгебры я читал журнал “Знание - сила”, который выписывал для нас отец, а нас было в семье пятеро детей. Денег, конечно, всегда не хватало, но пищей духовной нас родители обеспечивали, сначала это были “Веселые картинки” и “Мурзилка”, а потом “Знание – сила” и “Наука и жизнь”.

Потом в школе начались уроки физики, и я поставил себе цель прорешать все задачи подряд из задачника Знаменского, хотя задавали нам примерно каждую пятую. Когда учился в  восьмом классе, на стене в школе повесили условия задач Всесоюзной олимпиады по физике и математике. Я был к ней практически готов, послал свои решения, потом ездил в Читу на областную олимпиаду и, в конце концов, в январе 1962 года продолжил учиться в 9-м классе в Новосибирской физико-математической школе.

Я, к сожалению,  не помню фамилии своих учителей по физике и математике, но благодарен им за то, что они не мешали моим самостоятельным занятиям. У них было много другой работы – надо было вытягивать двоечников. Помню Галину Яковлевну Павленко, учительницу географии и нашу классную руководительницу. Мы её уважали, потому что она к нам хорошо относилась, и если за что ругала, то всегда справедливо.

Со школой, с одноклассниками у меня связаны самые добрые воспоминания. В преддверии юбилейных праздников поздравляю коллектив педагогов и учащихся средней школы №2 с 80-летием! Желаю творчества, удачи во всех начинаниях!

С уважением, Валерий Шемелин

Категория: Знай наших! | Просмотров: 836 | Добавил: chernyshevsk | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]