Главная » 2014 » Апрель » 9 » Её второй дом – библиотека
19:28
Её второй дом – библиотека

Её второй дом – библиотека

С детства мы знаем слова пролетарского писателя М.Горького: «Всем лучшим, что есть во мне, я обязан книгам». Солнце русской поэзии А.С.Пушкин написал: «Чтение - вот лучшее учение…». Показать дорогу к книгам, научить детей любить их в наше время непростая задача. Всё больше и больше времени они проводят за компьютерами, а ведь только чтение книг талантливых авторов учит нас сопереживать героям, радоваться и грустить. Как работают с книгой учащиеся средней общеобразовательной школы № 78 п.Чернышевск? В поисках ответа на свой вопрос отправилась в школьную библиотеку. Был и еще один повод встретиться с заведующим библиотекой Светланой Алексеевной Кожиной. Узнала, что исследовательская работа ученицы 8 «а» класса Ольги Лю-зайсан, которую она выполнила под руководством Светланы Алексеевны, заняла первое место в краевой научно-практической конференции «Юные исследователи Забайкалья», состоявшейся в конце марта нынешнего года. Ольга Лю-зайсан награждена путевкой в «Орлёнок».

Надо ли говорить, что представленная работа «Роль школьной библиотеки в развитии МОУ СОШ №  78» вызвала огромнейший интерес на конференции. Во-первых, совершено новая тема. Во-вторых, руководителем  является школьный  библиотекарь. Я думаю, внимание жюри к данной работе было повышенное: тема-то новая и руководитель – не учитель. Но  сумеет ли автор исследования достойно защитить свою работу, показать насколько велика роль библиотеки в развитии школы?  Задачи перед выступающей были сложными. Актуальность исследования, как следует из работы Ольги, заключалась в том, «что современное поколение потеряло интерес к чтению. Когда-то наша страна была одной из самых читающих стран мира. На сегодняшний день интерес к книге, а, значит, и к библиотеке на достаточно низком уровне, наше внимание поглотил Интернет, общение в социальных сетях. Многие предпочитают читать электронные книги, да и то только по необходимости (при подготовке докладов, рефератов и т.д.). Новизна исследования в том, что впервые рассматривается вопрос о роли библиотеки в развитии школы, даётся оценка деятельности школьной библиотеки и устанавливается степень её  участия в достижениях педагогов и учащихся школы МОУ СОШ №78 п.Чернышевск».

Ольга Лю-зайсан вместе с её руководителем Светланой Алексеевной Кожиной наметили перспективы работы над темой. «Исследование будет продолжено, рассмотрены вопросы о работе библиотеки в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта. С новой работой планируем принять участие в краевом конкурсе «Лучшая библиотека». Остается им только пожелать успехов, творчества.

А сейчас, я думаю, настал самый момент приступить к рассказу о школьном библиотекаре. Человек она негромкий, скромный, не любящий рассказывать о своих достижениях. Но людская молва – морская волна. О том, что в библиотеке школы №78  работает Светлана Алексеевна Кожина - талантливая личность, слышала давно. Хотела  встретиться, написать о ней, но из-за занятости встречу откладывала. Толчком для неё послужил недавний юбилей средней школы №78, в которой училась когда-то и я. Отложив все дела,  отправилась в школьную библиотеку. Заполненное светом и утренним солнцем небольшое уютное помещение на третьем этаже. Только что прозвенел звонок,  Светлану Алексеевну  застала за работой. Она отыскивала для младшеклассников, тесно сбившихся около нее, какие-то книжки. Библиотека наполнялась постепенно шумом, улыбками. Входили все новые и новые посетители. Одни, серьезные старшеклассники,  просили найти дополнительную литературу для рефератов, вторых интересовали книги Носова,  третьи пришли за компанию с одноклассниками. Прозвенел звонок на урок, ребячье половодье схлынуло, и наступила тишина. Как оказалось, ненадолго. В библиотеку вошел серьёзный симпатичный юноша. Попросила его назвать себя.

  - Егор Парыгин из 9 «б».

Егору понадобился учебник истории. Как сказала мне Светлана Алексеевна, его интересуют не только учебники. В списке прочитанного им знаменитая книга Бориса Васильева «А зори здесь тихие», произведения о войне других авторов.

С чего началась любовь к книге самой Светланы Алексеевны? Как кадры черно-белого кино мелькают перед ее глазами картинки из далекого детства. «Алексей Маркович – отец, придя с работы и управившись с домашними делами, садился за круглый стол и читал газеты, рядышком мама, Екатерина Никитовна, с книгой, мы, дети, тоже читали каждый свою книгу. Не дом, а какая-то изба-читальня».

Семья Боробковых жила в удаленном от районного центра селе  Такша, некогда многолюдном и шумном. Сейчас населенный пункт с таким названием исчез с карты района. Сельчане разъехались. Боробковы переехали сначала в Чернышевск, а через год обосновались на новом месте жительства в Кумаканде. Отца Светланы Алексеевны – Алексея Марковича назначили начальником участка колхоза имени Ленина.

- Откуда такое редкое отчество у вашего отца? Для Забайкалья имя Марк - диковинка.

-Вы правы. Мои предки переселились  в  Забайкалье из Белоруссии.  В Такше жили, в основном, переселенцы с западных и южных областей страны.

- Кто, по вашему мнению, кроме родителей привил вам любовь к книге? – спросила у Светланы Алексеевны.

- Учительницей в начальной школе села Кумаканда была Вера Ильинична Наделяева (в замужестве Зимина). Мне и моим одноклассникам повезло: Вера Ильинична безгранично любила нас, много внимания уделяла нашему развитию. Потом приехала работать в школу Татьяна Валерьевна Войтова. Она нам читала после уроков повести и рассказы, стихотворения  детских писателей и поэтов. Слушали   её, затаив дыхание. Мы оставались после уроков,  обсуждали прочитанное. Не расставалась я с книгой и в школе – интернате № 14 п.Чернышевск, где училась вместе с другими ребятами, приехавшими с линейных станций и сёл.

Алексей Маркович и Екатерина Никитовна воспитывали своих пятерых детей – Лену, Галю, Виктора, Валю, младшую Светочку в любви. Не зная педагогических премудростей, азов детской психологии, они с раннего детства приучали их к труду, воспитывали в них уважительное отношение к людям. Семена, брошенные ими, дали хорошие всходы. Младшие Боробковы выросли достойными людьми. Каждый избрал дело по душе. Светлана с юных лет мечтала работать с детьми. После восьмилетки поступила на дошкольное отделение Читинского педагогического училища, которое закончила с отличием. Прекрасный из нее получился воспитатель. Не каждый может им стать. Без любви к детям – капризным, озлобленным, болезненным, избалованным в детском саду делать нечего. Даже профессионал, знающий все методики воспитания на “отлично”, не будет иметь успеха, если он не испытывает к детям ничего кроме раздражения. Любовь лечит, помогает обрести уверенность, утвердиться в глазах сверстников. Так почему же  одно из детских дошкольных учреждений п.Чернышевск лишилось ценного кадра, почему Светлана Алексеевна решилась уйти? Видимых на то причин не было: дети любят, родители уважают, руководство ценит. Тогда что? Причин было две. Одна – частые болезни ребенка. Приходилось постоянно сидеть на больничных. Вторая – недобросовестная коллега. В какой-то момент Светлана Алексеевна посчитала, что ее отсутствие негативно отражается на поведении ребятишек, на общей атмосфере в группе и приняла решение поменять работу, ибо уверена до сих пор, что занятия с детьми  требуют полной самоотдачи. Ушла, но спокойствия не наступило. Новая работа в сберкассе не приносила удовлетворения. Она тосковала по прежней, подумывала о том, что, как только подрастут сыновья Игорь и Дима, вернуться в детский сад.

  Однажды, разговаривая на эту тему со своей близкой подругой  Натальей Викторовной Кудьяровой, которая в то время работала в районной библиотеке заведующей отделом нестационарного обслуживания, озвучила свою мысль.

- У нас в библиотеке есть место, пойдешь? – неожиданно предложила Наталья.

-После собеседования с заведующей центральной библиотекой Галиной Михайловной Фоминой меня взяли на работу. На новом месте мне нравилось всё: коллектив, доброжелательный, окруживший меня заботой и помогавший мне дельными советами, любознательные читатели  со стажем, библиотекарское дело, в которое окунулась с головой. Позже, когда заведующая детской библиотекой Тамара Петровна Шайдурова пригласила меня на работу, с радостью согласилась. Я попала в свою стихию, так как в педучилище изучала детскую литературу, психологию детей, - рассказывает Светлана Алексеевна.

Те 19 лет, что отработала Светлана Алексеевна в детской библиотеке, были для неё счастливыми. Работа приносила радость.

 …Однажды по дороге домой она встретила директора средней школы № 78 Ольгу Петровну Кампинскую. Та пригласила её на работу в школьную библиотеку, честно сказав, что будет нелегко. Предложение неожиданное. Уйти из любимого коллектива, где тебя ценят, уважают? На новом месте надо зарабатывать авторитет, прежние заслуги не в счет, надо доказать на деле, что ты чего-то стоишь. После недолгих раздумий Светлана Алексеевна приняла предложение. С чего начинала? «Почистила» фонды, списывала ветхие, не пригодные для чтения,  книжки. При ближайшем знакомстве со школьной библиотекой обнаружила огромный недостаток новых книг. Где взять денег на их приобретение? Подвернулся случай. При сдаче школы к новому учебному году в библиотеку зашёл тогдашний глава Чернышевского района Александр Валентинович Матюшенко. Светлана Алексеевна решилась попросить у него деньги на пополнение книжного фонда. Попросила восемь тысяч, дали пятнадцать. Щедрый подарок окрылил. Полки школьной библиотеки пополнились новой литературой. Сейчас библиотечный фонд насчитывает 15 тысяч книг, из них 6150 учебников по ФГОС  (Федеральный государственный общеобразовательный стандарт). Светлана Алексеевна разработала программу «Современной школе – современную библиотеку». Это программа развития школьной библиотеки в качестве информационного центра для обслуживания учащихся и учителей МОУ СОШ № 78.

Повседневная работа с детьми, самообразование, (кто-то из известных деятелей заметил, что самообразование – это путь к успеху), различные проекты, которые воплощаются в жизнь… Обо всем можно долго рассказывать, но поведаю об одном из них. Он взволновал меня до глубины души, затронув глубоко личное. Хранится у меня в домашнем архиве сказка «Жил - был король», которую написал и иллюстрировал мой внук Коля, учась во 2-ом классе. С гордостью мне он вручил свою самописную книжку. Я тогда подумала: может быть, во взрослой жизни он станет писателем, известным  журналистом, ведь он так любит читать книжки и сочинять разные истории, сказки. Не случилось. Коли не стало в десять с половиной лет…  Светлана Алексеевна рассказала мне, что школа готовится выпустить сборник сказок, которые написали ученики младших классов. При библиотеке действуют кружки: «Читай-ка», для первоклассников – «Родничок».

Школьная библиотека напоминает пчелиный улей, где постоянно что-то происходит: диспуты, обсуждение прочитанных книг, звучат стихотворения известных авторов. В детях нужно воспитывать безупречный литературный вкус. Они должны с детства читать хорошие книги – этим истинам следует библиотекарь средней школы № 78 Светлана Алексеевна Кожина.

Любимое дело, семья: муж Владимир Григорьевич, сыновья Игорь и Дима. Супруг был всегда для Светланы Алексеевны надежным тылом. Владимир Григорьевич – помощник машиниста. Игорь и Дима пошли по стопам отца, избрав профессию железнодорожника. Оба закончили университеты. Муж и сыновья Светланы Алексеевны с уважением относятся к её профессии,  разделяют ее взгляды, а это дорогого стоит.

  Заканчивая рассказ о библиотекаре школы № 78 Светлане Алексеевне Кожиной, хочу сказать одно: коллективу повезло, что именно у них трудится столь замечательный и талантливый человек. Что тут ещё добавишь?

Любовь Шемелина

Просмотров: 452 | Добавил: Vladimir | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]