НА ЭКСКУРСИЮ В ПРОШЛОЕ 
Посещая музеи, будто переносишься сквозь годы и века в мир далекого прошлого. Сама атмосфера захватывает, тем более с интересным и познавательным рассказом экскурсовода, время пролетает незаметно. 
В музее локомотивного депо посетителей приветливо встречает и проводит экскурсии Галина Васильевна Акинина. Ранее Галина Васильевна работала в лаборатории, затем инженером по подготовке кадров предприятия. Коллектив депо ей, как никому, известен достаточно хорошо. Из беседы с ней узнаю много интересных фактов. 
В Локомотивном депо музей организован в 2005 году и ранее он находился в отдельном корпусе. Но когда этот цех оказался нерентабельным, он был закрыт. Многие экспонаты вернули на хранение их владельцам, некоторые остались в музее. Галина Васильевна рассказала об основателе музея - Иване Ивановиче Бутине. В этом году ему исполняется 82 года. Это неутомимый человек, несмотря на солидный возраст, душа у него молодая. Многие экспонаты музея сделаны им собственноручно. Немало труда, терпения и времени вложено в создание уменьшенных копий железнодорожных транспортных средств. Например, «Транссиб» 1931 года – макет паровоза, рельсы, семафор, будка-блокпост. Другое творение его рук - макет паровоза "СУ 252-04” и пассажирского вагона. А к 75-летию локомотивного депо, которое предприятие отметило в апреле прошлого года, Иваном Ивановичем был сконструирован макет паровоза "ЕА 3220”. В настоящее время сам паровоз стоит на вечной стоянке - на станции Аксеново-Зиловское, а его уменьшенная копия в музее локомотивного депо. Именно на этом паровозе И.И.Бутин сделал свою первую поездку, работая в те далекие годы кочегаром. 
Восстановлен и открыт музей был три года назад. Экспонаты вновь заняли свои места. 
К юбилейной дате локомотивного депо проведено обновление музея. Наглядно можно увидеть и не менее интересно прослушать всю историю депо со дня его образования, узнать о людях, которые трудились на предприятии. На красочно оформленных стендах читаем краткую информацию образования предприятия: "...Локомотивное депо было открыто 30.04.1936 года в 12 часов по московскому времени на станции Пашенная, позднее переименованная в с.Каганович до 1957 года, затем в п.Чернышевск. Депо орденоносное, награждено правительственной наградой – Орденом Знак почета. Локомотивное депо Чернышевска всегда было в передовиках, неоднократно занимало места преходящего красного знамени МПС. Занесено в книгу Почета ЦК Профсоюзов”. 
43 человека, работавшие на предприятии, имеют награду Почетный железнодорожник. 34 человека награждены орденами за трудовые успехи. 15 человек – медалями за трудовые успехи, трое стали Заслуженными работниками железнодорожного транспорта, это И.И.Бутин, С.Ф.Дмитриевский, В.В.Волхов. 

И.И.Бутин
Со дня открытия, локомотивное депо в разные годы возглавляли 16 начальников депо. Дважды эту должность занимали В.И.Зеленков, С.М.Пустотин. Самый длительный срок - 25 лет - пост руководителя занимал Л.И.Федоров - с 1957 по 1978 год. При нем прошла реконструкция депо, переход с паровой тяги на тепловую, были построены столовая, дом отдыха локомотивных бригад, "Красный уголок”. За трудовые заслуги Леонид Иванович имеет ряд правительственных наград, Орден Ленина и Орден Октябрьской революции, Министерством путей сообщения СССР награжден значком «Почетный железнодорожник». 
Имена и фамилии работников предприятия, имеющих награды, запечатлены на стендах музея. Представлены здесь и удостоверения, переданные ими, их родными на хранение. Вся жизнь депо запечатлена в альбоме, фотографии как нельзя лучше и нагляднее отражают работу предприятия практически с самого его основания. Есть и журнал пожеланий, в котором посетители могут написать свои впечатления о музее и экскурсии. 
Интересна представленная в музее экспозиция первых осветительных фонарей пассажирских вагонов. Среди них - старейший керосиновый фонарь-”глухарь”, который вывешивали на последнем вагоне. Здесь можно увидеть и фонари для семафоров, путевых обходчиков. Центральное место занимает железнодорожная форма машиниста. Есть экспозиция телефонов, печатных машинок. Даже патефон, который до сих пор находится в рабочем состоянии! 
Кроме экспонатов, непосредственно относившихся к железной дороге, есть и другие, но не менее захватывающие. Поразителен экспонат с археологических раскопок. Сергей Печеревин передал в музей найденные в глинистой породе кости животного. Это оказались останки черепа шерстистого носорога. В этой же
части музея представлен рог бизона, зубы мамонта. 
Не менее занимательны экспонаты прошлого века и даже более ранних периодов. Например, экспонат печка-утюг, отлитый в 18 веке на Николаевском заводе, очень весомый экспонат как по музейной ценности, так и по весу. Дверца печи 18 века с клеймом царского герба. Интересна очень и древняя битка для сбора ягод голубики из бересты. Тульский чайник, использовавшийся на паровозах. И ряд различной бытовой утвари: утюги, чугунки. Здесь же представлен еще один рукотворный экспонат Бутина – тёрка для приготовления картофельного крахмала. 
Многие вещи, переданные в музей, еще в рабочем состоянии, хотя они отслужили своим владельцам немало лет. Некоторые обнаружены случайно и тоже заняли места экспонатов. На первый взгляд, самая незначительная вещь, которую считают ненужной, заброшенной, для музея может оказаться весьма ценной. И передав на хранение в музей, она займет достойное место среди многих экспонатов. 

Ольга Казакова