13:56 Зависимость качества образования от условий реализации проекта “Компьютер для школьника” |
Зависимость качества образования от условий реализации проекта "Компьютер для школьника” Можно вспомнить одну мудрость: «Если ты голодному дал рыбу, ты накормил его на один день. Если ты дал ему удочку и научил удить - ты накормил его на всю жизнь». На мой взгляд, проект "КдШ”, механизмы его реализации - это и есть «удочка», позволяющая нашим школьникам научиться извлекать необходимое из моря информации и использовать его. Современные дети растут в мире, предоставляющем неограниченный доступ к информации. Они осваивают разные технические устройства, комбинирующие в себе различные средства работы с цифровой информацией, и это становится для них всё более привычным делом. Реализация проекта позволила нам вплотную подойти к новому качественному скачку, который скоро должен произойти в школе и непосредственно связан с распространением носимых вычислительных устройств. С их помощью каждый участник образовательного процесса постоянно имеет возможность пользоваться личным переносным компьютером, который подключен к школьной сети и Интернет. Переход к модели «Один ученик - один компьютер» - последний шаг на пути компьютеризации школы. И если большинство школ только мечтает об этом, то мы являемся свидетелями и участниками этого процесса. Изменилось наше представление о рабочем месте учащихся и педагогов. Они получили такие технические устройства и программные средства, которые можно будет использовать в учебном процессе без каких-либо ограничений. У каждого учителя и каждого ученика в школе появилась возможность в удобное время выполнить учебную работу, необходимую для достижения желаемых образовательных результатов. Одной из организационно-методических задач нашего проекта является: создание целостной информационно-образовательной среды для повышения качества образования с использованием технических, кадровых и технологических условий инновации. ИОС для нашей школы - это новая формирующаяся открытая гуманитарная среда в современном информационном обществе, ядром которой являются информационно-образовательные ресурсы, а окружением - инфраструктура образовательной и иной жизнедеятельности человека в мире без границ. В этой открытой информационно-образовательной среде происходит формирование у учеников компетенций, необходимых для жизни в динамично изменяющемся мире, таких, как: информационная и медиаграмотность, академическая и социальная мобильность, активность, умение критически мыслить глобально и др. Всё это способствует качеству образования. При использовании в образовательном контексте понятия «качество» последнему часто приписывают различные значения. Так, для педагогов оно может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалами, для учащихся - соотносится с жизненной позицией, умениями и навыками. Для родителей - связано с развитием индивидуальности их детей. Для общества качество связано с теми ценностными ориентациями обучающихся, которые могут найти свое выражение в гражданской позиции, в гуманистической или технократической направленности их профессиональной деятельности. Таким образом, понимание «качества» образования часто бывает противоречивым. Различают качество образования как процесса и качество образования как его результат. Рассмотрим, как изменилось а нашей школе качество образования как процесса в этом учебном году в рамках проекта «КдШ». Во-первых, произошел приток новой техники, стали доступны коммуникационные технологии. В настоящее время в состав информационно-технической базы школы входят: *710 нетбуков для школьников (количество учащихся в школе 645); *38 ноутбуков для учителей; *12 компьютеров в кабинете информатики; *периферийные устройства: 2 сканера, 2 принтера; *16 мультимедийных проекторов; *отдельные компьютеры: секретаря, работников администрации (заместителей директора по УВР, BP); *в школе создана локальная сеть с выходом в Интернет. Во-вторых, стало ясно, что информатика является весьма важным и необходимым предметом школьного образования, своеобразной "точкой роста” и одним из условий успешной информатизации ОУ. В школе преподавание предмета «Информатика и ИКТ» в 2011-2012 уч. году велось с 5-го по 11 классы (2010/2011 учебный год - 8-11 кл). Педагоги-предметники отмечают, что произошел качественный скачок в уровне подготовки детей, они не только владеют основным набором необходимых навыков, но и активно используют компьютеры и Интернет для подготовки домашних заданий, внеклассных мероприятий. В третьих, выросло число педагогов, окончивших курсы по ИКТ и курсы повышения квалификации. В нашей школе все педагоги и администрация обучались на курсах пользователей; 2 учителя-предметника прошли курсы по программе «Реализация курсов дистанционного обучения средствами LMS MOODLE» и ещё 8 учителей, которые получили ознакомительный курс по данной программе в г. Чите; 3 педагогов прошли курсы по программе «использование ЭОР в процессе обучения в основной школе». В четвертых, в школе разрабатываются и ведутся уроки по разным предметам с использованием ИКТ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Школа использует в образовательном процессе на 2-ой и 3-ей ступени образования протестированные цифровые учебно-методические ресурсы (ЦОР) программы по предметам: математика, русский язык, литература, химия, биология, физика, история, обществознание, право. В результате внедрения модели «1 ученик - 1 компьютер» учителю значительно легче осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. Можно организовать систему разноуровневых заданий, где учитываются особенности учащихся (высокий, средний, низкий уровень подготовки). На этапе повторения используются задания с учётом индивидуальных пробелов и ошибок. На этапе закрепления - тесты и задания на «3» , «4», «5». Творческие задания в компьютерном варианте легко корректируются вместе с учителем. Учитель проверяет деятельность учащегося на любом этапе, может ему помочь. На уроках возможно использование огромных ресурсов: портреты, фотографии, картины; заочные экскурсии; фильмы, спектакли; музыка, звучащая речь; презентации, репортажи; таблицы, схемы; фрагменты текстов; выделение нужных мест, фраз, слов; словарь терминов; опыты и лабораторные и т.д. Возможности Интернета в этом направлении безграничны: от доступности любого текста до подключения к разным словарям и справочникам. БАЗОВОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: *операционные системы: Windows 7 Professional; *офисные пакеты: Office 2010, Office 2003; *сетевая система для построения единого информационного пространства: 1С: Образования 4.1, Школа 2.0; *антивирусное программное обеспечение Касперский Workstation 6.0. Всё программное обеспечение —лицензионное. В пятых, в последние годы нарастающими темпами идет компьютеризация общества, что является еще одним фактором, способствующим развитию информатизации. В школе многие учащиеся (75 %) имеют дома компьютер, все педагоги имеют домашний компьютер. В шестых, сознание детей подготовлено к восприятию информационного мира, они легко понимают законы информационного мышления. Дети гораздо более легко обучаемы, чем взрослые, поэтому могут опережать взрослых в изучении компьютерных технологий как на начальном этапе, так и в отдельных областях. В седьмых, обеспечено практическое использование информационной системы «электронный дневник». Дневники и журналы в электронном виде с открытым доступом (естественно, без возможности что-либо исправлять) усилят контроль со стороны классного руководителя, администрации и родителей, помогут самим учащимся видеть свои результаты. Все эти условия созданы для того, чтобы улучшить качество образования как результат. ДОСТИЖЕНИЯ Проектная деятельность: районные олимпиады, областная олимпиада по МХК, областной конкурс ТРИЗ, заочные конкурсы КИТ, КЕНГУРУ, МЕДВЕЖОНОК, ЗОЛОТОЕ РУНО, БУЛЬДОГ, ЗЕМЛЯ и ЧЕЛОВЕК, конкурс исследовательских работ учащихся. Учебная деятельность: непрерывный курс информатики 2-11 кл; Открытые уроки с использованием компьютеров для школьников при открытии различных проектов. Внеурочная деятельность: школьный конкурс пользователей персонального компьютера «Компьютерный рисунок».Краевой конкурс учебных проектов программы Intel «Обучение для будущего» (2 место, участник И.В.Ёлгина). X региональный конкурс культурно образовательных инициатив с программой КдШ (школа получила статус РИП). Всероссийский конкурс «Экологический фольклор народов России» (заочный конкурс рисунков «Природа народов России», участвовали 4 учащихся - Мухина Анна, Фесенко Людмила, Коноваленкова Мария, Нестерова Яна - 2 диплома 1-й степени, 1 диплом 2-й степени, сертификат участника). Конкурс инновационных проектов, представленных в рамках VI Международной выставки «Global education - Образование без границ 2012» (Москва, ЦВК «Экспоцентр», 17-19 апреля 2012г.) (представлен проект Информационный образовательный ресурс школы как инструмент повышения стартовых возможностей выпускников в условиях рабочего поселка).Участие в экологическом образовательном лагере «Байкал» (8 учащихся и руководитель Е.В.Скажутина). Документооборот: Ведение базы данных по ученикам и учителям. Электронная почта. Продолжается формирование нормативной базы, имеется типовая документация в электронном виде. Ведение документации зам.директоров по УВР, BP, ВПВ, соцпедагога в электронном виде. Имеющиеся перспективы и возможности: *дальнейшее повышение ИКТ-компетенции учителей; *расширение применения ИКТ в урочной деятельности учителей-предметников, разработка и проведение интегрированных уроков; *переход на электронную форму отчетности учителей-предметников классных руководителей; *вовлечение родителей в информационное пространство школы. Критерии успешности проекта *Чёткая, продуманная до мелочей техническая организация процесса. *Искреннее желание администрации, учителей, родителей и детей участвовать в данном эксперименте, не жалея сил, времени и средств. *Ни на секунду не забывать о целях образовательного процесса, с достижениях тех стандартов, которые определены государством. *Максимальное использование возможностей персональных мобильных компьютеров. Наличие центра, который будет координировать деятельность проекта, проводить мониторинг результатов и оказывать необходимую информационную поддержку. И.В.Ёлгина, заместитель директора по ИКТ МОУ СОШ п.Жирекен, |
|
Всего комментариев: 0 | |