Главная » 2012 » Октябрь » 3 » О результатах деятельности муниципальной сети образования в условиях модернизации в 2011-2012 учебном году
15:14
О результатах деятельности муниципальной сети образования в условиях модернизации в 2011-2012 учебном году

О результатах деятельности муниципальной сети образования в условиях модернизации в 2011-2012 учебном году и задачах

на 2012-2013 учебный год

 

1. Муниципальная образовательная сеть.

               Экономика образования.

На 01 августа 2012г. в муниципальной сети образования в стадии реорганизации находятся 2 учреждения - это МОУ ООШ с.Курлыч - в форме преобразования в начальную школу и МДОУ д/с «Дюймовочка» с.Новый Олов - в форме присоединения к МОУ ООШ с.Новый Олов.

Учебный год начнется в составе 13 СОШ, 3 НОШ, 6 ООШ и 16 детских садов.

Сетевые изменения происходят в плановом порядке и в рамках утвержденного плана по оптимизации расходов на 2012 год.

Ожидаемый экономический эффект от реорганизации МОУ ООШ с.Курлыч на 4 месяца 2012г. составит 599,53 тыс. руб., а в год 1798,6 тыс. руб.; от реорганизации д/с «Дюймовочка» - в размере 62,8 тыс. руб. за 4 месяца, а в размере 188,4 тыс. руб. в год.

Для функционирования учреждений созданы необходимые нормативно- правовые акты. Все учреждения являются бюджетными. Со всеми руководителями заключены трудовые договоры. Финансирование деятельности  происходит в соответствии с планами финансово-хозяйственной деятельности, рассчитанными по факту кассовых расходов 2011 года. Утверждены и доведены до каждого учреждения муниципальные задания.

Первое полугодие показало, что утвержденные расходные обязательства фактически не покрывают всех затрат и потребностей и в них не предусмотрены механизмы и источники финансирования образовавшейся просроченной кредиторской задолженности в 2009-2011 гг.

Консолидированные расходы на образование в бюджете 2012 года утверждены в сумме 390776683,46 руб., в том числе на дошкольное образование 71713745,42 руб.; 17.1 млн. руб. на воспитание и обучение детей- сирот, 275,0 тыс.руб. целевая программа «Развитие дошкольного образования»; на общее образование 294978620,66 руб., из них 51,042 млн. руб. на накопительные взносы, услуги связи, коммунальные услуги и прочие услуги; ДДТ и ДЮСШ 12,4 млн. руб.; 8,4 млн. руб. на модернизацию образования; 7,9 млн. руб. на вознаграждение за выполнение функций классного руководителя, 1,3 млн. руб. на выплату 25 % увеличения оплаты труда в поселках городского типа кроме педработников; субвенция на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в размере 209451300 рублей, из которых 3,78 млн. руб. на питание детей из малообеспеченных семей, 300,0 тыс. руб. на комплексную безопасность по краевой ЦП, 375,0 тыс. руб. на реализацию районной ЦП «Наша новая школа», на ЛTO учащихся 3021500 руб., из них 2971500 на питание и 50,0 тыс. руб. на ЦП «Лето-2012г.»; на другие вопросы образования 21,6 млн.руб., из них на содержание АУ 2,61 млн.руб., из них ФОТ 2,362 млн.руб., 43,53 услуги связи, прочие расходы 204,55 тыс.руб.; на содержание отдела опеки и попечительства 2,627 млн. руб.; на содействие занятости населения 434341,51 руб.; расходы, связанные с борьбой с беспризорностью, опекой и попечительством 17589400 руб., в том числе 1,0 млн.руб. на приобретение жилья, 3439300 компенсация части родительской платы за содержание детей в ДОУ, 503,7 тыс.руб. оплата труда приемных родителей, 12211700 руб. выплаты приемным семьям на содержание подопечных детей; 64,2 тыс.руб. на воспитание и обучение детей-сирот.

В общей сумме расходов расходы на оплату труда и социальные выплаты составляют 75 %.

На сегодняшний день экономическую основу

деятельности образовательных учреждений составляют: особо ценное движимое и недвижимое имущество, субсидии и субвенции, выделяемые на выполнение муниципального задания из бюджетов края, муниципалитета и федерации, а также доходы, от оказания платных услуг - это, в основном, плата за содержание детей в ДОУ.

В условиях реализации № 83-Ф3 образовательные учреждения еще не заявляют об оказании платных услуг, без которых будущее школы будущего представляется не совсем полноценным. Поэтому особенно городским школам следует раскрепощаться и продумать о содержательной стороне платных услуг. Образование, трансформируясь в услугу, стало рыночной категорией и мы должны стремиться к созданию конкурентной среды, тем более, что требования к расходам по выполнению муниципального задания будут ужесточены.

Совсем скоро будет принят новый закон об образовании, в котором будут закреплены полномочия государства, органов МСУ и ОУ в части предоставления общедоступного образования. Возможно, не все предметы, преподаваемые сегодня, станут общеобязательными для бесплатного образования. Пока это догадки. А точную картину покажет ближайшее время.

На 1 января 2012г. кредиторская задолженность составила 6 999 566,73 рублей. В течение I полугодия она выросла на 1,878 млн. рублей вследствие того, что нет финансирования для расчета за автоуслуги по подвозу угля согласно муниципальному контракту в объеме 430,0 тыс. руб., растут командировочные и связанные с ними расходы за проезд, проживание и суточные. Они составляют плюсом в размере 446409,49 рублей. Это обязательные, но не обеспеченные доходами расходы, так как все связано с курсовой подготовкой или обучением.

Заложенных ресурсов также не хватает на подвоз воды на технические нужды (котельные, уборка помещений, полив растений) и нужды по организации питания и мытью посуды. Задолженность за подвоз воды на 01.07.2012 г. составляет 115 778,89 рублей.

Невозможно содержание туалетов без уборки. За отчетный период долги составляют 26 332,49 рублей.

В поселковых учреждениях образования за услуги по благоустройству (вывоз ТБО, откачка жидких отходов) долги составляют 90 742 рубля.

Во избежание штрафных санкций и приостановления деятельности учреждений и для приведения в соответствие с лицензионными требованиями приходилось АПС поддерживать в рабочем состоянии, что наложило финансовое бремя на сумму 178 730 рублей.

С марта месяца АПС не обслуживался никем, однако перед приемкой учреждений к новому учебному году договорились с подрядной организацией о ремонте систем, с условием, что ежемесячно мы выполним взятые на себя обязательства по реструктуризации долга.

Несмотря на то, что задолженность по продуктам питания формально не будет погашена из бюджета муниципального района, тем не менее, она за 6 месяцев 2012 года возросла на 12 269,82 рублей и составила 471 522,73 рубля.

По данным фактам приняты соответствующие меры, в том числе дисциплинарного плана.

Ужесточены требования и к 31 декабря образовавшаяся задолженность, не покрытая ресурсным обеспечением, будет ликвидирована за счет только родительской  платы, хотя, мы понимаем, что даже в условиях такого роста (львиная доля приходится на д/с «Полянка») стоимость питания на одного ребенка в день составляет 67-68 рублей, что на 33 рубля меньше, чем должно быть по СанПиН.

Потери учреждений от недопоступлений родительской платы от многодетных в год составляет 200тыс.рублей. На протяжении 3 последних лет муниципалитет эту разницу не компенсирует, что также уменьшает кассовые расходы на питание.

Если в поселковых детских садах на питание одного ребенка направляется 61-63 рубля в день, то в сельских - 38 - 42.      

Несмотря на ужесточение требований к увеличению детодней, заметного роста не происходит, так как полгода не работал детский сад № 28 после ЧС, в некоторых учреждениях вследствие эпидемии вводились ограничения и режим карантина, в таких поселениях, как Новый Олов, Комсомольское, частично Укурей, работники детских садов не смогли должным образом убедить родителей о необходимости направлять детей в садик.

Для организации полноценного питания родительская   плата должна составить 2200 рублей.

С января по апрель включительно посещаемость по д/с № 63 составила 55 дней, по д/с № 28 - 55, по д/с «Теремок» - 51, по д/с «Северок» - 40 (здесь сказалась низкая температура в двух группах с января по конец марта), в настоящее время произведен ремонт теплосетей. Будем надеяться, что детский сад заработает в полную силу. Детский сад «Медвежонок» посетил один ребенок 63 дня. Введенный режим карантина и болезни сказались на посещаемости отрицательно.

Неплохо сработали д/с «Черемушки» с. Мильгидун (58 посещений), д/с «Зернышко» с.Алеур (51 посещение), д/с «Огонек» с.Гаур (62 посещения), д/с «Березка» с.Старый Олов (84 посещения), д/с «Полянка» п.Жирекен (78 посещений), д/с «Малыш» п.Букачача (79 посещений), д/с «Колобок» с.Утан (65 посещений).

Одной из причин низкой посещаемости - это отсутствие денег у родителей, проживающих в сельской местности, а также отсутствие мотивации на получение образования детьми вследствие непонимания актуальности образования.

Поэтому необходимо нам использовать до конца следующие, имеющиеся в нашем распоряжении ресурсы:

- развитие вариативных форм - это группы кратковременного пребывания, консультативные пункты, семейные группы, группы присмотра и оздоровления;

- реконструкция и ввод в эксплуатацию незадействованных помещений - это плавательный бассейн д/с № 63, здание бывшей школы № 72 п.Аксеново- Зиловское, помещение нуждающейся в капитальном ремонте группы д/с «Полянка».

Решение этих задач позволило бы снять напряженность в п.Чернышевск, а в поселках Жирекен и Аксеново-Зиловское почти полностью решить проблему;

- возврат зданий бывших детских садов, используемых не по назначению. Это здание д/с № 101 в п.Чернышевск и здание бывшего д/с в п.Жирекен.

Если вариативность - задача выполнимая, то по ремонту и возврату необходимо от декларирования переходить к конкретным делам, то есть нужны властная заинтересованность и обеспеченность финансами этих деклараций;

- открытие групп на базе общеобразовательных учреждений. Планируем открыть еще одну группу. На сей раз на базе МОУ СОШ с.Алеур. Возможно, будет открыта дошкольная группа и на базе МОУ НОШ п.Багульный;

- группы семейного воспитания.

Для снижения расходов финансоемкие муниципальные контракты заключаются с проведением аукционов. Это поставка угля, автоуслуги по доставке потребителям, проведение работ по капитальному ремонту.

Благодаря такому механизму, в бюджете района на поставку угля сэкономлено 652,0 тыс. рублей, на автоуслуги - 400,0 тыс. рублей, на проведение капитального ремонта школы № 63 п.Чернышевск - 2793,4 тыс. рублей.

По данной школе проведен второй аукцион и на вышеназванную сумму производятся дополнительные работы - замена теплосетей, ремонт штукатурки фасада, отделка части внутренних помещений.

В отопительном периоде 2012-2013гг. рассчитываем на заключение прямых договоров поставки и контракта с учетом самой низкой цены на уголь и практически на условиях прошлого года - на автоуслуги. С целью экономии расходов, без обременения муниципального бюджета, за счет физических лиц проводим обучение по ОТ и ТБ, повышение квалификации работников, СанПиН, готовим кадровый резерв в составе 25 человек, комплектуем группы для получения ВПО. Это позволяет сэкономить не один миллион рублей. Хотя, приходится нам нелегко. Народ знает свои права, но пока, слава богу, взаимопонимание находим.

В рамках мер по энергосбережению проведены работы по замене части ветхих окон по СОШ № 2.

Для полноценного энергосбережения необходимо провести полную инвентаризацию состояния объектов. Желающие есть, но денег на проведение внешнего аудита нет.

Упорядочен расход угля и ГСМ.

Несмотря на полугодовой опыт функционирования в условиях реализации 83-ФЗ, большинство учреждений еще не совсем осознают важность самостоятельного хозяйствования.

Планирование кассовых расходов по уже утвержденным статьям по-прежнему осуществляется сверху, многие руководители боятся в рамках имеющихся полномочий и ресурсов производить стимулирующие и премиальные выплаты. Лучше ждать, что подскажут из управления образованием, чтобы исключить ошибки. Так мы никогда не научимся самостоятельности, несмотря на многократные и практические, и теоретические занятия и обучение.

Мы почти не оказываем платных услуг. Накладываются на бюджет образования расходы по содержанию реорганизованных объектов. Это здания МОУ СОШ № 3 п. Букачача, МОУ ООШ п.Жирекен, полздания МОУ СОШ с. Комсомольское и пришкольного интерната. На охрану этих объектов выделены сторожа. А это снижает оптимальное соотношение между педагогическими и другими работниками учреждений. Сюда относятся также кочегары, уборщики служебных помещений, водители автобусов, повара и их помощники. Все вышеперечисленное вызывает несвойственные расходы.

Если их передать соответствующим субъектам по полномочиям, то оптимальный баланс 65/35 будет достигнут, а пока этот показатель составляет 55/45.

Необходимо продумать варианты по эффективному использованию высвобождаемых помещений некоторых учреждений, хотя здесь у нас есть положительный опыт: в здании МОУ ООШ с.Новый Олов функционируют администрация сельского поселения и детский сад, МОУ ООШ с.Курлыч - школа и местная администрация. В ходе реорганизации 50 % отапливаемых помещений пока не востребованы. Либо заполняем, либо отсекаем теплосети.

В бюджете 2011 и 2012 гг. не предусматривались ресурсы на покрытие кредиторской задолженности. Больше того, взятые на себя финансовые обязательства не выполнялись в полном объеме. Это касается расходов по выполнению муниципальных контрактов в отопительных периодах 2010-2011гг. и 2011-2012 гг. Вследствие этого образовалась кредиторская задолженность на 01 июля 2012 года на сумму 1,56 млн. рублей. Не оплачены услуги по капитальному ремонту детского сада № 28 ООО «Мастер» в сумме 211 тыс. рублей.

Росту просроченной кредиторской задолженности способствовали:

- неоплата командировочных расходов, связанных с курсовым обучением и повышением квалификации работников;

- неоплата по книгоиздательской деятельности;

- неоплата услуг по подвозу воды на нужды жилищно-коммунального хозяйства, питания, уборки помещений;

- неоплата услуг по уборке туалетов;

- неоплата услуг по вывозу ТБО и откачке жидких отходов;

- неоплата услуг по погрузработам за уголь;

- неоплата услуг электролаборатории за замеры сопротивления по д/с № 28 после капитального ремонта;

- неоплата услуг по замене электропроводки по детскому саду  № 28 после капитального ремонта;

- неоплата налога на имущество;

- неоплата экологического налога за воздействие на окружающую среду;

- неоплата госпошлины;

- неоплата взятых на себя обязательств по реструктуризации кредиторской задолженности в феврале - мае 2012 года ООО «Строй - Гарант» и ООО «Электротехническая лаборатория».

Несмотря на это по решению суда за счет общих ассигнований на образование производились расчеты с истцами.

Признаю, что допущена недостаточная требовательность по сбору родительской платы в отношении некоторых детских садов. «Полянки», например, где вместо того чтобы работать над приведением расходов в соответствие с ожидаемыми доходами, наоборот, закупали продукты питания в долг, в результате чего допустили большую кредиторскую задолженность.

Данный пример характерен и для некоторых других, хотя, у них ситуацию легко можно исправить.

 

М.В.Чтчан, начальник  МУУО

администрации МР "Чернышевкий район”

(Продолжение  в следующем номере)

Просмотров: 630 | Добавил: chernyshevsk | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]