14:45 На педагогической конференции |
На
педагогической конференции Традиционная августовская конференция работников образования Чернышевского
района состоялась 29 августа в актовом зале районной администрации. В ней
приняли участие более ста человек. Среди почётных гостей мероприятия были глава
муниципального района И.А.Лесков, член правительства РФ К.В.Сурков, генеральный
директор прииска Усть-Кара В.П.Котельников, председатель Комитета по финансам
А.В.Суханов и руководитель администрации городского поселения «Чернышевское»
Е.И.Шилова. Прошла педагогическая конференция по несколько иному сценарию,
нежели раньше. Неизменными остались выступления начальника Учреждения
Управления образованием и представителей коллективов дошкольных и школьных
образовательных учреждений, в которых каждый обозначил наиболее актуальные
проблемы и предложил пути решения больных вопросов. А вот нововведением стала
работа различных секций, принимая участие в которых педагоги имели возможность
узнать больше той информации, которая необходима им в дальнейшей работе. Ведущие мероприятия – старшеклассник М.Бундаев и педагог школы №78
И.А.Забелина открыли официальную часть. С приближающимся новым учебным годом
педагогов поздравили И.А.Лесков, В.П.Котельников, Н.Л.Вологдина, а секретарь
Чернышевского Отделения ВПП «Единая Россия» Т.В.Дисс вручила директорам
сельских школ оргтехнику для укрепления материальной базы образовательных
учреждений. Праздничное
настроение присутствующим подарили учащиеся школ райцентра, выступив с
танцевальными номерами, исполнив песни и прочитав стихи. В своём докладе
начальник МУУО Н.Л.Вологдина говорила о проблемах муниципальной системы
образования и задачах, которые предстоит решать в условиях реализации
Федерального Закона «Об образовании»: - Основные цели
муниципальной системы образования – это повышение качества, эффективности и доступности
образования, а также сохранение жизни и здоровья детей, - говорила Наталья
Леонидовна. - Среди приоритетных задач развития муниципального образования: *доступность
дошкольного образования и развитие его инфраструктуры; *повышение
заработной платы педагогическим работникам до средней по экономике региона; *сокращение
количества школ, находящихся в сложных социально-экономических условиях; *повышение
кадрового муниципального образования, привлечение и закрепление молодых
педагогов в образовательных учреждениях района; *создание
современных условий обучения для всех категорий обучающихся, в том числе для
детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня
муниципальная система образования Чернышевского района представлена 23 школами,
16 детскими садами, а также двумя учреждениями дополнительного образования.
Развитие муниципальной системы образования определяется федеральными и краевыми
программами, в соответствии с которыми разработаны муниципальные целевые
программы. Например, такие как «Наша новая школа», «Развитие системы
дошкольного образования», «Организация каникулярного отдыха, оздоровления,
занятости детей и подростков Чернышевского района». На реализацию требуются значительные
средства, но, несмотря на то, что большая часть средств из муниципального
бюджета направлена на образование, финансирование не достаточно и не покрывает
всех необходимых расходов. - Таким образом, я
обозначу первую проблему муниципальной системы образования – недостаточное финансирование,
- говорила Н.Л.Вологдина. В соответствии с
новым федеральным законом об образовании в РФ в сфере дошкольного образования
произойдут значительные изменения. - Во-первых,
вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования и, соответственно, дошкольное образование становится первой
ступенью общего образования, - пояснила начальник МУУО. – Второе значительное
изменение - финансирование дошкольного образования с 1 января 2014г будет производиться
из краевого бюджета. Исключением станут расходы на ремонт зданий и оплату коммунальных
услуг. В своём докладе
Наталья Леонидовна коснулась проблемы очередей в детские сады: - Задача
обеспечения детей дошкольного возраста детскими садами в районе - одна из
наиважнейших, но трудно решаемых в условиях крайней недостаточности бюджетных
средств. На 1 августа очереди в ДОУ в районе ждёт 691 ребенок, из них в возрасте от 3 до 7 лет
- 360 детей. Пока мы не смогли ликвидировать дефицит мест в детских садах
даже на 50%. В 2012 году было
создано 103 дополнительных места, в основном за счёт открытия предшкольных
групп на базе общеобразовательных учреждений. В текущем году планируется
создать 65 дополнительных мест в
детсадах, в том числе: в МДОУ д/с «Полянка» п.Жирекен - 25 мест (за счёт
капитального ремонта), в МДОУ д/с «Ёлочка» - 15 мест (реконструкция); в МДОУ д/с «Зернышко» с.Алеур - 25 мест
(реконструкция). Дополнительных 11 мест вводится в детском саде «Огонёк»
с.Гаур. В результате мы получим 76 дополнительных мест, но и они, к сожалению,
не решат проблему дефицита мест в сады. Таким образом,
вторая важная проблема - высокий процент очерёдности в дошкольные учреждения. Наталья Леонидовна
обратила внимание на медленные темпы развития инновационного образовательного
пространства и затруднения в организации дистанционного обучения: - Сетевого
взаимодействия на муниципальном и краевом уровнях не осуществляется. А
дистанционное обучение представлено единичными случаями как работа с детьми в
рамках индивидуального надомного обучения, - говорила Наталья Леонидовна. В составе
подсистемы общего школьного образования 23 общеобразовательных учреждения, в
числе которых: 3 начальные общеобразовательные школы; 6 основных
общеобразовательных школ; 13 средних общеобразовательных и 1 вечерняя
общеобразовательная школа. Контингент учащихся дневных школ на конец 2012-2013г
составил 4813 человек. По сравнению с 2011-2012гг наблюдается снижение на 94
человека. За последний год в школы района прибыло 124 человека, выбыло - 167.
Высокий процент выбывших в школах п.Жирекен, №78 и №2. Контингент учащихся
вечерней школы заметно снижается (со 123 в 2011г до 99 в 2013г). - Развитие
вариативности образования является одной из важнейших условий повышения доступности
дифференцированного образования как учащихся в целом, так и способных, одаренных
детей, детей с особыми образовательными потребностями с учётом их психического
и физического здоровья, - отметила Н.Л.Вологдина. - Сеть образовательных
учреждений района предлагает спектр предоставляемых образовательных услуг с
целью удовлетворения образовательных потребностей населения в различных формах
получения образования: индивидуальное обучение на дому, профильные классы,
обучение в вечерней школе. Удовлетворению образовательных потребностей одаренных
детей и развитию одаренности каждого ребенка способствуют и учреждения
дополнительного образования: детско-юношеская спортивная школа и дом детского
творчества. Учреждения дополнительного образования посещают более двух тысяч
детей. Одной из
актуальных задач современной модели образования является профильное обучение,
предполагающее не жесткий набор специализации, а возможность построения
школьником индивидуальных образовательных траекторий. В 2012-2013
учебном году в муниципальной образовательной сети действовали 3 модели
организации профильного обучения, в результате из 349 учащихся 10-11 классов по программам
обучения обучались 341. - Двадцать
образовательных учреждений нашего района имеют лицензии на реализацию программ
коррекционно-развивающего обучения (7 – 8 виды). Всего же обучаются 387 детей с
особыми образовательными потребностями (по программам 7, 8 вида, по программам
с осложнённой формой психического недоразвития и др.). Сегодня в нашем
районе в школах обучаются 67 детей-инвалидов, обучаются на индивидуальном
обучении – 75 ребят, по медицинским показаниям не обучаются 6 человек. 8
процентов учащихся – дети с ограниченными возможностями здоровья (глухие – 1
человек, слабовидящие – 2, слепые – 1, с нарушениями ОПА – 21, с соматическими
заболеваниями – 12, имеющие психические недостатки – 30). Причём число детей с
ОВЗ с каждым годом увеличивается. - В связи с этим
становится острой ещё одна проблема – нехватка квалифицированных кадров по
работе с детьми с ОВЗ и отсутствие условий в образовательных учреждениях для
работы с детьми с ОЗ, - отметила докладчик. Сложностей много,
но несмотря на них, мы должны работать эффективно и сообща находить пути
решения проблем. По 4 проблемам (кроме первой) успех работы заложен в кадровом
потенциале работников системы образования района, грамотной работы
административного корпуса ОУ, слаженной, как часы, работы МУУО. Цена слишком
высока: судьба более 4 тысяч детей. Кто сегодня
работает в школах и садах, сколько человек обучают и воспитывают наших детей? - В Чернышевском
районе работают 594 педагогических работника, 365 учителей. Педагоги ДОУ, в
основном, со средне-специальным образованием и всего 48% с высшим. Педагоги
образовательных учреждений (62% - с высшим образованием, 38% имеют
средне-специальное). Средняя заработная плата педагога образовательных
учреждений - 22650 рублей, а зарплата работника ДОУ -13600 рублей. В то же
время средняя заработная плата педагогических работников по региону гораздо
выше, чем по району (26 тысяч в среднем – зарплата педагогов, 18 – воспитателей).
Мы ставим задачу: достигнуть уровня средней зарплаты по региону. Аттестация
педагогических работников. Как показывают данные, высокий процент работников не
имеет категорию. Объяснить это могу только нежеланием проходить аттестацию. Тревожит и
кадровый потенциал. Статистика утверждает, что более половины педагогических
работников имеют стаж более 20 лет, молодых специалистов практически нет. Обозначается ещё
одна серьезная проблема: старение кадров. Что же делается у
нас в районе для привлечения и закрепления молодых специалистов в школе?
Во-первых, доплата в размере 20% от должностного оклада. Во-вторых, выплата по
итогам работы стимулирующих доплат к зарплате. Но, как вы понимаете, этих мер
явно недостаточно. Как можно оценить
качество полученных знаний учащихся за прошедший учебный год? Наталья
Леонидовна подробно остановилась на этом вопросе: -Теперь, учитывая
все проблемы, проанализируем качество нашей работы, - предложила Н.Л.Вологдина.
- В течение трёх лет наблюдается стабильность в вопросе успеваемости и
успешности обучения. По итогам ЕГЭ в этом году наш район на 7 месте. По итогам
ГИА - на 20-ом. Рассмотрим результаты ЕГЭ по предметам: русский язык - 14 место
в крае, математика - 4 место, физика - 4, биология - 5, история - 10,
обществознание - 18 место. В число лучших школ по краю по математике вошли
школы №2, №63, №78. В худшие школы по сдаче русского языка и математики вошли
МОУ СОШ с.Алеур и с.Утан. По медалям и аттестатам особого образца тенденции
снижения не наблюдается. По участию в олимпиадах тенденция снижения ярко выражена
и по количеству участников, и по количеству победителей. К сильным сторонам
системы образования отношу две позиции: открытость системы образования и
формирование новой культуры управления в условиях кластерного подхода. А вот
среди слабых сторон выделяю несбалансированность системы создания
инновационного образовательного пространства, недостаточное качество
образования, недостаточный уровень обновления материально-технической базы, инфраструктура
системы образования, содержание, технологии обучения, низкая экономическая эффективность
системы образования. В качестве
приоритетных направлений для муниципалитета предлагаю следующие: *Обеспечение
подготовки организации и управления механизмом введения ФГОС основного общего
образования; *Отработка
каскадной модели повышения квалификации педагогов по подготовке к введению
ФГОС; *Совершенствование
муниципальной системы оценки качества образования; *Обеспечение
направлений «Наша новая школа»; *Развитие
инновационных воспитательных моделей. Об основных
моментах Федерального Закона «Об образовании» рассказала заместитель начальника
МУУО В.М.Ланкина. Валентина Михайловна коснулась основных изменений, которые
произойдут в сфере образования после вступления Закона «Об образовании» в силу: - 1 сентября 2013г
вступает в силу Закон «Об образовании в РФ». Коротко остановлюсь на некоторых
моментах. Раньше было три
ступени образования: начальное образование, среднее и полное, сейчас же
дошкольное образование – это первый уровень общего образования. Законом
устанавливаются следующие уровни: дошкольное образование, начальное (общее),
основное общее и среднее (общее) образование. В целом, Закон
сохраняет все права и гарантии, которые предоставлялись гражданам прежним
законом. Они сохранены и немного даже расширены. Одним из немногих исключений
можно считать регулирование вопроса
родительской платы за детский сад. Теперь руководство сада вправе устанавливать
плату в том размере, в котором считает нужным, а не так, как раньше, когда с
родителей не имели право брать более 20% от реальных затрат на ребёнка. По-новому законом
трактуются взаимоотношения образовательных учреждений и учреждений религиозных
организаций. Ранее Правительство РФ подчёркивало, что образование у нас
является сугубо светским. В новом Законе ст.87 предполагает, что централизованные
религиозные организации могут участвовать не только в вопросах теологического и
религиозного образования, но могут включаться в процесс изучения основ
духовно-нравственной культуры в рамках учебных предметов курса. Учащимся вводится
в обязанность добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный
учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным и индивидуальным
планом занятия, осуществлять самостоятельную подготовку и выполнять задания в
рамках образовательной программы. И в то же время Закон ответственность за
обучение детей возлагает на родителей. По старому
законодательству за два «неуда», полученных по итогам промежуточной аттестации,
по согласованию с родителями, школа имела право оставлять ребёнка на повторный
курс обучения. А теперь количество неудовлетворительных оценок новым законом не
ограничивается. Вводится понятие «академическая задолженность», когда ребёнка
условно переводят в следующий класс и он может исправить «неуды» за то время,
которое ему предоставят для этой цели (от 1 месяца до года). Ещё один принципиально новый пункт касается аттестации педагогов.
Теперь это будет обязательной, а не добровольной процедурой. В Законе много
нового. Поэтому заместитель руководителя администрации района С.М.Котов
высказал пожелание педагогам во избежание конфликтов, непонимания в начале
учебного года провести собрания, классные часы, на которых подробно объяснить и
родителям, и детям основные статьи Закона, новые обязанности и права. Следующей на
трибуну поднялась учитель математики МОУ СОШ №63 Н.В.Соловьёва. Она выступила с
докладом о «Проблемах и путях совершенствования математического образования». - Сегодня многие
ощущают проблему кадровой подготовки квалифицированных учителей математики Повышается
количество учащихся, реальные возможности которых (умственные, физиологические,
психологические) не позволяют им в полной мере осваивать программный минимум по
математике; недостаточное развитие пространственных геометрических и
вероятностных представлений; неумение интерпретировать количественную
информацию в форме таблиц, диаграмм, графиков. Преподавание математики в целом не отвечает текущим потребностям.
Уроки проводятся на репродуктивном уровне, поэтому задания, требующие активной
творческой деятельности, нестандартных подходов вызывают наибольшие затруднения
у учащихся. Практика показывает, что учителя реализуют не все структурные
компоненты учебной деятельности, отдельные компоненты учебной деятельности,
такие как мотивация, постановка учебной задачи, оценка и контроль слабо
выражены, поверхностны, не глубокие. 3адача повышения качества математического образования требует введения в
практику работы учителя современных образовательных технологий. Я считаю, что в
современном обществе каждый гражданин должен обладать необходимой
математической компетентностью, формирование которой - задача образования,
начиная с раннего, дошкольного возраста. Нет детей, не способных к математике -
обучение должно строиться на основе определения индивидуальных динамических зон
(«коридоров») ближайшего развития, поддержания уверенности в своих силах,
интереса к математике, приложению ее к реальным задачам. Мы должны для каждого
ребенка найти его математику. Нельзя упустить ни одного ребёнка ни в начальной
школе, ни в основной. Я уверена, что
необходима поддержка лидеров. Особую поддержку и свободу профессиональной
деятельности должны получить лидеры: среди школ профессиональной математики и
из числа общеобразовательных учреждений, а также отдельные выдающиеся педагоги.
Необходимы меры для повышения среднего и минимального уровня освоения
математики на каждой ступени общего образования. Те школы, которые потом и
кровью заслужили лидирующее положение, заслуживают отдельной и специальной, не
нормативно-подушевой поддержки. Важна профессионально-общественная
активность математиков, как и педагогов-математиков, осознание и реализация ими
своей общественной миссии и ответственности необходимы для развития
математического образования. Если мы хотим, чтобы общество было математически
грамотным, мы должны на это соответствующим образом влиять, нужно высказывать
свою профессиональную математическую позицию. Ну и, ключевой
вопрос - профессионализм педагогов. Проблема качества педагогов-математиков
должна получить системное решение, включающее: ориентацию и отбор школьников,
деятельностную подготовку (решение задач и работу с детьми) студентов, в том
числе склонных к педагогической работе из непедагогических вузов, аттестацию
учителей по достигаемому ими приращению математической компетентности учеников,
предложение альтернативной деятельности (например, занятия с отстающими,
математический кружок для младших классов) педагогам с пониженными результатами
аттестации. читайте продолжение |
|
Всего комментариев: 0 | |