Главная » 2012 » Июнь » 4 » Готовимся к школе
21:30
Готовимся к школе

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. И в первую очередь это касается речи. Недаром говорят, что речь - это визитная карточка человека. Поэтому к  моменту поступления в школу речь ребёнка должна соответствовать определённому уровню. Если этого не происходит, то, к сожалению, у первоклассника в процессе учёбы возникают сложности.

Уважаемые родители!  Обратите ваше внимание на: понимание речи взрослого (открой шкаф, возьми на верхней полке книгу, принеси мне), грамматически правильное построение фразы, адекватное употребление предлогов (дети катаются на санках, девочка достала пенал из сумки и т.д.), чёткое проговаривание слов сложного звуко-слогового состава (электричество, милиционер), правильное произношение звуков речи, их дифференциация (Клара играла на рояле. Шишки на сосне. Шашки на столе), словарный запас, словообразование, словоизменение (компот из яблок яблочный, кораблик из бумаги бумажный. У меня - мячик. Я играю мячиком), развитие связной речи (составление рассказа по картине, серии картин, пересказ).

Особое внимание уделите развитию артикуляционного аппарата ребенка, так как  произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.  Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Обратите внимание на развитие мелкой моторики пальцев рук. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям и играм, различным заданиям на развитие общей и мелкой моторики, координации движений рук детей, решают сразу несколько задач.  Во-первых, положительно влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка; во-вторых, точное динамичное выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы совершенствуют движения артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти; в третьих, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Результаты исследований подтверждают тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи. Попросите ребенка отвести один пальчик в сторону за ним потянутся остальные. Проверьте подвижность губ, языка движения неловкие, нечеткие, и ребенок отказывается выполнять движения, потому что быстро устает. А подобные манипуляции шестилетний ребенок должен выполнять свободно.

Развитие мелкой моторики пальцев, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух основные методы формирования правильной речи ребёнка, как в детском саду, так и дома. Скованность движений пальцев у плохо говорящих детей свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике. Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Поэтому в повседневную работу с детьми целесообразно включать игры и задания для развития общей и специальной моторики с учётом индивидуальных способностей каждого ребёнка. Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку ребёнка к письму и рисованию, но и к самообслуживанию (застёгиванию пуговиц, завязыванию шнурков), одновременно стимулируем речевую активность, а значит, развиваем интеллектуальные способности ребёнка. "Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга” (И.П.Павлов).

Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики (то есть умения манипулировать пальчиками). Разучивание текстов с использованием "пальчиковой гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной, эмоциональной.

Так же немаловажное значение имеет то, как ваш ребенок умеет дышать. Казалось бы причем здесь дыхание? И, тем не менее,  установлена связь между способом дыхания и успехами в обучении. От того, правильно дышит ребенок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие.

На дефекты дыхания, к сожалению, родители не всегда обращают должного внимания. Отчасти это понятно: они не очень заметны в общем состоянии ребенка. Но даже незначительная «неисправность» носового дыхания вредно отражается на всем организме. Ведь в минуту ребенок делает более 20 вдохов и выдохов! Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине слов, предложений.

А сколько детей имеют фонематическое недоразвитие! И зачастую мы сами этому способствуем, когда начинаем сюсюкаться с ребенком, стараемся приблизить свою речь до детского лепета, считая, что так он  нас лучше поймет. Когда смешно выговаривает слова маленький ребенок, нас это не волнует, а даже умиляет. Когда же плохо говорит школьник это уже серьезная причина для беспокойства. Такие дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, боятся разговаривать, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению неуживчивого, тяжелого характера. Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма. В письменных работах появляется масса орфографических и специфических ошибок, относящихся к нарушениям письменной речи дисграфии. Поэтому с ребенком  нужно говорить, не сюсюкая, не искажая слова, не подражая детской речи. Как показали серьезные психо-лингвистические исследования, обращенная к ребенку неправильная речь малопонятна и вредна для его речевого развития.

И еще один очень важный момент стремительность речевого развития. Этот вариант нарушения нормального развития речи таит в себе опасность возникновения невроза.

Сколько гордости вызывает у родителей их говорящее чудо! Сначала такие возможности кажутся безграничными, с ним постоянно разговаривают, и почти круглосуточно говорит он сам. Его учат, много рассказывают, читают, показывают видеофильмы и т.д. И он все понимает, с интересом слушает. И казалось бы, все идет прекрасно. Но такой ребенок почему-то иногда плохо спит, плачет во сне, становится капризным и вялым. Это происходит потому, что еще слабая, неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации, свалившейся на его голову. Повышенная возбудимость, ночные страхи, капризы свидетельствуют о том, что нервная система ребенка утомлена, не справляется с информационной нагрузкой. Значит,  необходим отдых, свобода от лишних впечатлений, особенно речевых. Для того чтобы предотвратить развитие невроза, нужно больше гулять с ребенком, играть в простые детские игры, учить общаться со сверстниками и ни в коем случае не перегружать информацией.

Очень важны работы по дому, самообслуживание. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Пусть он сделает вкривь, вкось, но сам, своими руками. Многих родителей раздражает детское «Я сам!». А зря. Больше учите с ребенком наизусть, очень хорошо, когда он не стесняется декламировать стихи родителям, гостям, выступать на детских праздниках. Ведь это воспитывает в нем уверенность в себе.

Дорогие родители, чтобы воспользоваться тем или иным советом, нужно очень внимательно наблюдать за своим малышом, пытаться понять его интересы, знать его характер. А главное руководствоваться принципом «Не навреди». Впереди еще 3 месяца, поэтому помогите ребёнку преодолеть все имеющиеся недостатки, но только в ненавязчивой игровой форме. Могу предложить из методической копилки такие простые игры: 

Обогащение словарного запаса. Взрослый называет обобщающее слово, ребёнок перечисляет, что к этому понятию относится.

Мебель: стол, стул, шкаф, кресло, кровать…..

Взрослый и ребёнок по очереди называют слова к обобщающему слову: яблоко-груша-мандарин-банан…

Звукопроизношение. Упражняться в проговаривании чистоговорок, скороговорок на определённый звук.

Ра-ра-ра-начинается игра; ша-ша-ша-наша Маша хороша и т.д.

Фонематический слух. Выдели слово. Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

Какой звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Определить место заданного звука в слове. ( рак, коробка, мусор).

Формирование грамматически правильной речи. Поиграйте в «Жадину». Вариантов очень много. Например, «жадный дракончик» не любит ни с кем делиться. Что он ни увидит, обо всем говорит «мой», «моя», «мое» или «мои». «Мой мяч», «мои игрушки». Попросите ребенка побыть таким ужасным дракончиком. Вам понадобятся предметные картинки или какие-то игрушки, предметы. Имена существительные, обозначающие предметы, должны быть женского, мужского и среднего рода (кошка, стол, солнце).

«Спрячь игрушку» - формирует правильное употребление предлогов(в коробку, на…,под…,за…). «найди игрушку» - Мишка был под диваном. и т.д.

Развитие связной речи. Попросите ребенка описать  любой предмет или игрушку, которые находятся в комнате, не называя  их. Попробуйте угадать о чем (о каком предмете) рассказал  Ваш ребенок.

Составление предложений по картинке. Описание любимой игрушки, предмета:

-цвет, форма, размер, из чего сделана, части целого, для чего предназначена;

Пересказать любимую сказку (мультфильм);

Рассказать о событиях, которые происходили в течение дня.

Желаю всем чистой и правильной речи!

С.Ф.Брылева, логопед МДОУ ЦРР "Теремок

Просмотров: 743 | Добавил: chernyshevsk | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]