07:07 Ещё не осень |
Ещё
не осень Эмоции свои редко выплескивает наружу. Считает, ни к чему знать другим, какие бури бывают в душе. Сдержанна в суждениях. Отличный специалист и знаток своего дела. Прекрасная хозяйка. Любящая мать и верная жена. Такой мы знаем Анастасию Федоровну Стадухину. Выйдя на пенсию, вручила свое дело в надежные руки, подготовив достойную смену. Много лет назад она и не думала о профессии железнодорожника, тем более экономиста. Мечтала быть агрономом, но мама, которая воспитывала Настю одна, посоветовала поступать в лесотехнический техникум: ближе к дому. Что ж, садить и выращивать леса - это тоже прекрасно. Увидев перед собой небольшого роста черноглазую девчушку, лет-то по документам было всего 14, мужчина из приемной комиссии в сердцах воскликнул: «Черт знает, что такое, шла бы в дошкольный, а нам нужны ребята. Ты подумала, девочка, что, когда закончишь техникум и выйдешь на работу, придется неделями пропадать в лесу? Да уж больно маленькая ты какая-то», - то ли пожалел, то ли возмутился он. Насте показалось обидным столь неуважительное отношение к себе. В свидетельстве четвёрки да пятёрки, дома - первая помощница матери. Приходилось и подрабатывать. Жизнь не баловала её. Мать работала техничкой, жили скромно. - Отдайте мои документы. Не хотите брать, поступлю в другой техникум! - Ого, с характером! Да чего уж там, к экзаменам допустим, сдашь - поступишь, - начали её успокаивать. ...Настя документы забрала и решила их отнести в железнодорожный техникум. Не будем ругать девчонку за непостоянство, учитывая возраст, а давайте послушаем, что скажет сама героиня: - Пришли с подругой в железнодорожный техникум. Осмотрелись. Красиво, хорошо, а главное - преподаватели внимательные, добрые. Так вот и оказалась Настя Пляскина (это позже она стала Стадухиной) на отделении «Эксплуатация железных дорог». Учиться нравилось. Преподаватели и товарищи к Насте относились уважительно. Видя её серьезность и деловитость, избрали вскоре старостой общежития, а в заместители ей назначили парня, отслужившего в армии. Впрочем, никто этому не воспротивился. Общежитие блистало чистотой, общественная работа была на высоте. ...Все когда-то заканчивается. Закончились и студенческие годы, счастливые, быстролетные. Анастасия получила назначение на станцию Шапка Забайкальской дороги. На работу ей предстояло выйти 4 августа в качестве дежурной по станции, а 18 лет исполнялось 10 августа. «Вот и прибудешь, когда исполнится 18», - сказали ей. 10-го она и приехала к месту своего назначения. Через полгода, видя, что работу свою она знает, стали молодую дежурную по станции «сватать» в начальники станции. - Боялась, что не справлюсь, отказывалась. Пугало, что в моём подчинении будут люди намного старше меня, но пришлось согласиться, - рассказывает моя собеседница, - убедили, да и атмосфера была дружелюбная, товарищеская. Понимаю её волнение и переживания, смятение чувств, как понимаю и то, что девушка гордилась, что именно ей доверили возглавить коллектив движенцев. Что запомнилось особенно из тех лет? На станции в ту пору не было электрического освещения. Для того, чтобы осветить семафор, несли на коромысле фонари. Надо было иметь особую сноровку, чтоб поднять и навешать их. Как-то Настя, прибежав к семафору, с ужасом обнаружила, что фитиль обледенел (дело было зимой) и потух. - Керосин оказался плохой. Кое-как очистила фитиль, снова подожгла. Подняла и навешала фонарь. Когда через какое-то время прогромыхал мимо поезд, дежурившая в ночь молодой начальник станции с облегчением вздохнула: почему-то ждала подвоха она от студеной и вьюжной ночи. Но все получилось как нельзя лучше - и фитиль зажгла, и фонарь подвешала с первого раза, хотя ветер дул сильный, и она боялась, что фонарь может погаснуть, а линзы сломаться. Ту далекую вьюжную зимнюю ночь и то дежурство она помнит до сих пор, словно это было вчера. Помнит она и первый комиссионный осмотр пути. Она возглавляла комиссию, в состав которой помимо нее входил механик ШЧ и дорожный мастер дистанции пути. Замечания, высказанные в ходе осмотра по содержанию пути молодым начальником станции, были по делу и потому, когда был представлен акт по месячному комиссионному осмотру, в котором были записаны все замечания, отступления от нормы в содержании путей, возражений со стороны руководителей предприятий не последовало. Постепенно, по мере того, как Анастасия вникала в работу, железнодорожная магистраль казалась ей живым организмом, ей нравилось приходить на работу задолго до начала смены, видеть вечно спешащие поезда, людей, с которыми она работала и которые уважительно относились к ней, ценя в ней принципиальность, честность и порядочность. Откуда в ней, 19-летней девчонке, была эта внутренняя глубокая убежденность: ценить в человеке прежде всего его отношение к труду, к людям, скромность. Увы, нынче эти понятия для многих стали отвлечёнными. В этом мы убеждаемся сегодня на каждом шагу. ... Давайте, уважаемые читатели, вместе со мной перелистаем старую подшивку "Забайкальской магистрали”. Что же писала наша дорожная газета в заметке "Награда передовикам”. В честь Дня железнодорожника, - сообщал автор, большая группа рабочих, инженерно-технических работников и служащих Могочинского отделения Забайкальской железной дороги удостоены наград и поощрений. Среди фамилий награжденных значится А.Ф.Пляскина - начальник станции Шапка. Не только работой жила девушка. Были праздники. Да какие! Все станционное население Шапки собиралось в клу-бе. Песни и танцы, веселье, шутки - ни брани, ни пьянки. А воскресники! Станционное обустройство блестело, в помещении станции все сверкало и сняло. Уютно, чисто, цветы кругом. А однажды... Однажды случилось то, что рано или поздно случается со всеми молодыми людьми, с теми, кому миновал 20-ый год. Так вот однажды в городе Шилка состоялось совещание передовиков производства и ударников коммунистического труда. В это же время по работе, уже на другое совещание, собрали начальников линейных станций. Два эти мероприятия совпали по месту и времени. На совещание начальников станции приехала Анастасия Пляскина, а молодой машинист Владимир Стадухин приехал как ударник коммунистического труда на свое совещание. В Шилке они познакомились ближе. Анастасия и раньше видела Владимира, но значения этим встречам не придавала. Хороший парень, товарищ - не более. Они стали встречаться. Остается благодарить судьбу этим замечательным людям, что столько лет они вместе, и все эти года в любви и согласии... Быстрокрылыми птицами промчались годы. Выросли сын и дочь. Виктор закончил вместе со своей женой Татьяной железнодорожный институт, Оксана - музыкальное училище по классу фортепьяно. - Говорят, счастливая семейная жизнь, любящий муж дают женщине внутреннюю уверенность, чувство защищенности? - спросила Анастасию Федоровну. - Да, это так. Всегда и во всем с первого дня Володя был моей опорой. И даже когда он служил три с половиной года, а я с маленьким сыном ждала его, я чувствовала и на расстоянии его отношение к нам. Его чувство согревало и помогало жить, когда было трудно. В некоторых семьях борются за лидерство. Оглянулся назад, а позади одни пепелища да разрушенная постоянной междоусобицей семья. Здесь все крепко, прочно. Все вместе, все дружно. Они были всегда «вровень». Анастасия Федоровна - лучший экономист на Могочинском отделении, Владимир Михайлович - один из лучших машинистов локомотивного депо станции Чернышевск-Забайкальский. ... Еще не осень. Жизнь продолжается. Анастасия Фёдоровна и Владимир Михайлович верят, что наступят времена стабильности, уверенности в завтрашнем дне. Будущее детей, внуков, как, впрочем, и всех нас, их волнует. - Настанет время, - сказала как-то Анастасия Фёдоровна, - когда людей будут ценить по уму, образованности, отношению к делу, а не по тому, как он сумел устроиться в жизни. Материалы подготовила Любовь Шемелина |
|
Всего комментариев: 0 | |