Главная » 2012 » Сентябрь » 26 » ЭФФЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
14:08
ЭФФЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

ЭФФЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

В стране происходят структурные социокультурные изменения. Государство нуждается в информированной и компетентной личности. ФГОС второго поколения задаёт планку более высоких результатов, предъявляет систему требований, меняет приоритет целей образования.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

 

Они призваны сыграть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Школе предстоит сформировать у учащихся систему умений учиться и способность к организации своей деятельности, а также умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

В нашем районе работа по внедрению и апробации ФГОС началась с 2009 года.

Творческий потенциал педагогических коллективов школ посёлка, их профессиональная компетентность, личностные качества педагогических работников, стремление к самосовершенствованию, интерес к творчеству и инновационной деятельности позволили педагогам школ №2,№78,№63 начать в 2009-2010 учебном году внедрение ФГОС начального общего образования в пилотном режиме. Они первыми приступили к реализации принципиально нового подхода в образовании, заложенного в стандартах и нацеленного на получение новых образовательных результатов.

1. Учителя           первых классов начали свою работу с составления рабочих программ по учебным предметам в соответствии с требованиями Стандарта и организации занятий внеурочной деятельности.

2. Была организована широкая разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах Стандарта, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их родителей.

3.Организована диагностическая работа. Проведение входных диагностик в 1-м классе.

4. В экспериментальных школах состоялись практические и теоретические семинары на школьном и районном уровнях, где педагоги школ делились опытом работы, помогая своим коллегам понять, что одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том. чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.

5. Рабочими группами был проведён анализ новой Модели основной образовательной программы, обсуждались варианты Базисного плана I ступени образования, требования к результатам.

6. Для более эффективного методического сопровождения введения ФГОС определены муниципальный координатор и тьютер. Были изданы соответствующие приказы, разработаны необходимые локальные акты, разработан муниципальный координационный план мероприятий по переходу на ФГОС, план по организационно-методическому сопровождению введения стандартов.

7. На      каждого учащегося с первых дней в школе заведены портфолио. Совместно с родителями портфолио заполнялись творческими работами учащихся, грамотами, проводимыми тестовыми работами, мониторингами и др.

В 2010 году ещё 7 образовательных учреждений стали экспериментальными площадками района по апробации новых стандартов (всего 10 школ). Учитывая опыт экспериментальных школ продолжилась работа по апробации новых стандартов.

В каждой школе был разработан план методической работы, обеспечивающий подготовку учителя, сопровождение его в условиях ФГОС, внесены коррективы в рабочие программы, так как новый стандарт нацелен не только на предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.). но и провозглашает важность метапредметных результатов (способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных, ситуациях), а также личностных результатов (системы ценностных ориентаций, интересов, мотивации и т.п.).

Определены учебно-методические комплекты «Школа 2100». «Гармония», «Перспективная» .Так как данные системы, так же как и новый Стандарт, нацелены на смену образовательной парадигмы: вместо передачи суммы знаний - развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности.

В часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса, также входит внеурочная деятельность. Рабочими группами школ в соответствии с требованиями ФГОС были разработаны программы внеурочной деятельности, которые является комплексной по содержанию и ориентирована на достижение результатов трех уровней. В программе обозначены аудиторные и внеаудиторные занятия, прописаны формы организации внеурочной деятельности, отражена модель взаимодействия с учреждениями дополнительного образования. У обучающихся было право выбора направлений внеурочной деятельности в соответствии с интересами и потребностями. Для этого учителями начальных классов совместно с администрацией проводилось анкетирование родителей первоклассников по анкетам, разработанным творческой группой в ходе проведения родительских собраний.

Эксперимент по внесению ФГОС начального общего образования выявил некоторые проблемы кадрового характера:               

-упрощенное понимание отдельными педагогическими работниками сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;

-сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы;

-отсутствие опыта разработки отдельных разделов основной образовательной программы начального образования (отдельных учебных предметов, курсов).

В связи с этим на уровне школ :

Была оказана методическая поддержка педагогическим работникам для адаптации в условиях введения Стандарта нового поколения. Она представляет собой заранее спланированную и систематически осуществляемую систему действий: посещение и анализ уроков и занятий. индивидуальные консультации. подготовка сообщений на школьных методических объединениях, проведение открытых у роков, педсоветов.

На муниципальном уровне:

Организовано методическое сопровождение введения ФГОС, которое осуществлялось через организацию теоретических, практических семинаров, ориентированных для разных категорий слушателей: работу творческих групп по основным направлениям ФГОС: подготовку методических рекомендаций по разным аспектам введения стандартов.

В соответствии с Планом работы были организованы различные формы обучения и повышения квалификации:

Это прохождение курсовой подготовки на базе института повышения квалификации для управленческих кадров по теме « Современный образовательный менеджмент», педагоги прослушали курс лекций базе района «Организация введения ФГОС: содержание, технологии перехода». Методистами ЗабКИПКРО на базе района для педагогических и руководящих работников проведены проектные семинары «Организация профессиональной деятельности в условиях перехода на новый ФГОС».

Большую методическую помощь оказали представители издательства «Академкнига» г. Москвы, проведя семинар на базе нашего района по теме «Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО». В работе которого приняли участие 90 педагогов.

91% педагогов, работающих по новым Стандартам, прошли курсы повышения квалификации или в рамках курсов приняли участие в проектировании по теме «Основы профессиональной деятельности педагога в условиях перехода на новые ФГОС», « Реализация системно-деятельностного подхода при проведении учебного занятия».

Одним из важных направлений научно-методического сопровождения является мониторинг. В октябре 2009 года в процессе апробации ФГОС была проведена стартовая диагностика определения уровня готовности учащихся первых классов к обучению. При анализе представленных данных выяснилось, что 27% первоклассников справились с заданиями на высоком уровне, 42% на среднем, 31% на низком. Эти показатели свидетельствовали о недостаточной подготовке детей к школьному обучению по ФГОС. Для решения данной проблемы были запланированы мероприятия по организации преемственности между дошкольным и начальным образованием.

В октябре 2010 года первоклассники показали 27% - высокий уровень готовности, 48%-средний, 25%-низкий. В мае была проведена итоговая комплексная- проверочная работа выпускников I классов, участвующих в эксперименте. Данные диагностического исследования показали достаточно высокий уровень усвоения программного материала. 87 % справились с заданиями на высоком и среднем уровне, что указывает на качественную работу учителей нач. школы по освоению нового стандарта.

Материально-техническое обеспечение - одно из важнейших условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

В процессе апробации Стандарта нового поколения обозначились следующие проблемы по обеспечению материально-технических условий для реализации основной образовательной программы начальной школы:

-неполное соответствие материально-технической базы кабинетов начальных классов требованиям ФГОС:

-недостаточнее количество средств на приобретение угебной литературы, экранно-звуковых пособий (в том числе в цифровом виде), интерактивных досок, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования, натуральных объектов.

Накануне штатного вхождения во ФГОС данные проблемы решались. Результаты таковы. Приобретено 10 кабинетов по нач. школе. 27 ноутбуков для организации групповой работы. 18 учебных кабинетов оснащены интерактивными досками, установлено 30 компьютеров. Рабочее место учителя организовано на 80%.

Целенаправленная работа по апробации ФГОС в школах района позволила провести эффективную подготовку школ к реализации требований нового образовательного стандарта.

В этом учебном году все школы района перешли на новые стандарты. Это 31 класс-комплект, всего 546 первоклассников.

В  ОУ реализуется система развивающего обучения: «Школа 2100)», «Перспективная», «Гармония», «Школа России».

Первые классы по основным предметам обеспечены учебниками полностью. Закуплены учебники для 2 класса. Заказаны учебники для 1,3,5, частично для 4 класса по новым Стандартам.

Для обобщения опыта и взаимодействия в реализации ФГОС начального общего образования на базе школ с.Утан. с.Укурей с.Алеур, с.Байгул. с.Гаур. с.Икшицы, COШ №70               п.А-Зиловское, СОШ №78 п.Чернышевск прошли кустовые семинары, а школы №2, №63 показали свои достижения на районном уровне.

Школа №63 п.Чернышевск является стажировочной площадкой Агинского института повышения квалификации по введению ФГОС. Педагоги этой школы провели обучающий семинар для учителей сельских школ «ФГОС общего образования: условия и механизмы реализации».

Нач.классы - это особый самоценный этап жизни ребёнка, в течение которого закладываются основы не только учения в средних и старших классах, но и всей последующей деятельности человека.         

Учителями начальных классов, администрацией школ. Управлением образования сделано многое для успешного внедрения стандартов второго поколения и теперь предстоит сделать ещё больше.

Просмотров: 1929 | Добавил: chernyshevsk | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]