Главная » 2012 » Август » 29 » Дистанционное обучение с применением современных электронных информационных ресурсов
14:17
Дистанционное обучение с применением современных электронных информационных ресурсов

Дистанционное обучение с применением современных электронных информационных ресурсов

Новая педагогическая парадигма «учитель - персональный компьютер - ученик» наиболее востребована при дистанционном образовании учащихся. В процессе такой работы учащиеся общеобразовательных учреждений приобретают навыки самостоятельного обучения и если у них есть мотивация (получить досрочно оценку по предмету, а высвободившееся время, например, посвятить проектной работе или подготовке к ЕГЭ), то эффективность такого дистанционного обучения возрастает многократно.

 

В рамках реализации программы приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы в регионах Российской Федерации активно внедряется система дистанционного обучения школьников. Дистанционное обучение - это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии, без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.

Учащиеся образовательного учреждения сконцентрированы в компактном районе проживания вблизи образовательного учреждения и географическая разобщенность, удаленность перестает быть фактором, влияющим на эффективность образовательного процесса.

На  необходимость применения ДО влияют иные факторы:

1.Организация дистанционного обучения учащихся малокомплектных школ.

2.Организация дополнительных элективных курсов по подготовке к ЕГЭ. Существенным плюсом подобной системы является то, что она не замыкается на рамки конкретного образовательного учреждения, а может служить результатом интегрального взаимодействия образовательных учреждений всего района, повышения качества сдачи экзаменов. В результате подобного взаимодействия объединяются усилия всех педагогов образовательных учреждений, расширяется спектр предлагаемых курсов, а также у ученика появляется возможность выбора преподавателя для конкретного курса.

3.Отсутствие образовательных учреждений специального типа для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Даже при компактном проживании детей с ОВЗ многие из них либо не имеют возможности, либо имеют очень ограниченную возможность посещения образовательного учреждения. Обучение на дому делает их оторванными от мира общения со сверстниками и ограничивает образовательные возможности личным общением с учителем.

4.Появляются тенденции использования дистанционных технологий обучения для такой формы обучения как экстернат.

Не секрет, что во многих, особенно удаленных учреждениях общего образования, отсутствуют преподаватели по некоторым видам предметов (иностранный язык, биология, химия, география и пр.) Технологии дистанционного обучения позволят восполнить этот пробел.

5.Организация профильного обучения для удаленных муниципальных образований.

Однако проблема нехватки кадров не позволяет реализовать программу профильного обучения в полной мере на отдаленных территориях РФ. Одним из решений вопроса может быть методика ДО.

6.Дистанционные уроки для пропускающих школьные занятия детей по причинам болезней и эпидемий, сильных холодов, стихийных бедствий и т. д.

Следует отметить, что в результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью ДО в течение всей жизни.

В нашей школе существует модель дистанционного обучения, охватывающая всех участников образовательного процесса. Для каждой группы разработаны свои приоритеты, направленные на решение нескольких задач.

 

Обучение школьников

 

Появилась возможность решить главную проблему сельских школ - нехватку кадров. В сентябре 2011г школы сёл Курлыч, Кадая, Мильгидун, Новоильинск, Икшица не были укомплектованы педагогами, в ноября проблема кадров осталась только в школе села Курлыч. С директором этой школы Евгенией Анатольевной мы выбрали одно направление - английский язык. Учащиеся этой школы прошли начальный курс обучения.

В нашей школе созданы для этого все условия: установлены 32 компьютера, из них 28 работают в локальной сети и подключены к сети Internet. Администрация школы села Курлыч приложила много усилий, чтобы начать наше сотрудничество.

Большая проблема усвоения знаний и выполнения программ встаёт перед нами в период эпидемий, холодов, других непредвиденных обстоятельств. Тяжело и учителю, и ребятам работать на уроке, если какая-то часть класса не владеет материалом, а если материалом не владеет один ребёнок, тогда тяжело ему.

Особо важную роль дистанционное обучение играет при оказании помощи в подготовке к единому государственному экзамену. Учащиеся школы зарегистрированы на сайтах онлайн-подготовки к ЕГЭ.

Во всех странах и любой группе общества есть дети-инвалиды, их число продолжает увеличиваться. Проводимая в настоящее время политика в отношении инвалидов - результат развития мирового сообщества в течение последнего столетия. Она прошла путь от идеи полноценного ухода за инвалидами в соответствующих учреждениях до получения равных возможностей в образовании. В рамках реализации программы приоритетного национального проекта "Образование” на 2009-2012 годы - "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов” в школе ведется дистанционное обучение по некоторым предметам с детьми-инвалидами.

В настоящее время использование дистанционных технологий позволяет не только обеспечить ребёнка-инвалида качественным образованием, но и дать ему общение со сверстниками, столь необходимое для социализации, реабилитации и адаптации. Так как дистанционное обучение невозможно без знания компьютера и использования современных информационных технологий, ребенок-инвалид уже фактически получает профессиональные навыки, которые в дальнейшем могут обеспечить ему работу и независимую жизнь. В Чите создан центр ДО детей-инвалидов, который активно финансируется Министерством, детям предоставляется специальное оборудование для обучения и доступ на разработанные курсы.

Обучение педагогов

 

Педагоги присоединяются к изучению тех или иных программ, они видят нереализованные возможности усовершенствования некоторых моментов урока.

Преподаватели нашей школы постоянно повышают свой профессиональный уровень, участвуя в очных и дистанционных курсах повышения квалификации:

*«Система Moodle» (учитель английского языка О.В.Блохина).

*Технология дистанционного обучения в образовательном процессе школы (учитель географии К.А.Чибизова).

*Подготовка экспертов к ЕГЭ по информатике (учитель информатики Т.А.Суханова).

*Всероссийский фестиваль «Открытый урок» и т.д.

Принимают участие в семинарах регионального и всероссийского уровня «Инновационная образовательная программа школы: разработка и реализация», «Организация открытого образования школьников в условиях введения ФГОС второго поколения», «Подготовка школьников к ЕГЭ по информатике и ИКТ: уровень С».

Наши учителя являются участниками различных сетевых сообществ. Такое общение даёт возможность ориентироваться в новинках педагогической и методической работы, переписываться с коллегами по всей России, делиться опытом, использовать опыт других педагогов, обсуждать проблемы, организовывать совместные мероприятия.

Дистанционное обучение — это демократичная и свободная система обучения. При всем при этом, предложенная в свое время образовательная система, не лишена изъянов и недостатков. Как и у всякого сравнительно нового метода обучения, у ДО также есть свои сторонники и противники.

Существует немало проблем и препятствий на пути к развитию дистанционного обучения в школах:

1. Недостаточное финансирование учебных заведений (не все могут позволить себе оплатить услуги провайдеров, повысить скорость интернета, закупить необходимое оборудование).

СДО Забайкалья и администрация образования помогли повысить скорость в нашей школе. Но провайдеров у нас не выбирают - Ростелеком остается единственным поставщиком услуги связи, и проблемы тянутся из года в год (нестабильность связи, падение скорости, реакция на заявки только через администрацию и прокуратуру).

2.Не во всех школах района есть дополнительные кабинеты с выходом в Интернет для свободного посещения.

3.Недостаточная техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения. Устаревшее оборудование в школах - старые системные блоки, маленькая оперативная память, нет вэб- и видеокамер для качественной съёмки и передачи видеосигнала через Интернет;

4.Отсутствие компаний для сопровождения и технического обслуживания парка компьютерной техники в школах. Сегодня эта обязанность лежит на учителях информатики, компетентность которых в этой области недостаточна.

5.Недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного обучения, многие преподаватели и учащиеся ещё не готовы к такому методу преподавания, отдавая предпочтение классическому. Скорее всего, и директора школ не верят в качество обучения через Интернет.

6.Высокая трудоёмкость разработки курсов дистанционного обучения. Создание 1 часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов. Один из путей решения этой проблемы - это поиск и использование существующих видео и аудиофайлов, использование методов постепенного усложнения дистанционных курсов.

7.Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много. В Забайкалье на сегодняшний день не создано ни одного обучающего курса, только пробные, 90% которых не проходят экспертизу.

8.Проблема поиска специалистов. Требуется высокая квалификация разработчиков. Для создания качественных мультимедийных курсов нужна команда из специалистов предметной области (сетевых учителей), программиста и т.д. Учителя с высокой квалификацией, как правило, задействованы в подготовке к ГИА и ЕГЭ, поэтому им не до курсов ДО (о трудоёмкости которых уже сказано выше). Грамотные учителя информатики работают над сайтами школ, заполняют электронные дневники, ведут электронный мониторинг, проверяют и обеспечивают обратную связь по электронной почте (не меньше 2 ящиков), устанавливают, ремонтируют и модернизируют компьютерную технику.

К сожалению, решение всех этих проблем на сегодняшний день «спущено» муниципальным управлениям образования и директорам школ. При министерстве образования создан отдел ДОТ, который решает проблемы краевых экспериментальных площадок, но к сожалению, мы к таковым не относимся. Требуется помощь специалистов управления образования, поддержка и желание включиться в эксперимент директоров школ и компетентных педагогов.

И, тем не менее, дистанционное обучение в районе имеет место не только быть, но и активно развиваться. Прежде всего, это должно касаться создания возможностей обучения учащихся, которые по каким-либо причинам не могут некоторое время посещать школу. Помочь не отстать от класса или помочь в изучении сложного материала - это и есть цель такого обучения. В связи с сокращением численности учащихся в некоторых школах, проблема малокомплектных школ заставляет переходить на дистанционное обучение.

В рамках 2011-12 учебного года

(подготовительный этап) реализовывапись:

*начата разработка нормативно-правовой базы на основании документов федерального, регионального и муниципального уровней;

*разработка модели использования технологии дистанционного обучения по английскому языку (начальный курс) - конференция через Skype, видеоурок;

*адаптация учебной программы по английскому языку;

*разработка тематического планирования с учетом использования технологий дистанционного обучения;

*повышение квалификации педагогического коллектива в области информационно-коммуникационных технологий и технологий дистанционного обучения (Т.А.Суханова, О.В.Блохина);

*подготовка материально-технической базы школ для проведения эксперимента (повысили скорость Интернета, установлена локальная сеть, закуплено оборудование - вэбкамеры, сервер, произведен ремонт компьютеров школы села Курлыч);

*начата работа по созданию базы электронных материалов (разработок уроков, презентаций, материалов контроля).

Завершая, хочу сделать вывод, что дистанционное образование необходимо как дополнение к очному школьному образованию, при этом они не исключают друг друга, а тесно взаимодействуют. Школа должна стать местом обмена интересной информацией, местом живого общения, дистанционное же обучение должно способствовать развитию ребенка и желанию приобретать знания. Одна из главных задач дистанционного обучения - НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ. А это главная идея стандартов второго поколения.

Т.А.Суханова заместитель директора по УBP

МОУ СОШ №78 п.Чернышевск, фото Н.Дёминой

 

Просмотров: 1409 | Добавил: chernyshevsk | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]