С древних времен народы
Центральной, Южной и Восточной Азии пользовались
лунным календарем. Традиция празднования Нового года по лунному календарю
широко распространена в Китае, Японии, Вьетнаме, Корее и в других странах. Их
времяисчисление не совпадает с общепринятым современным европейским календарем.
День Нового года по лунному календарю приходится на
разные числа, поэтому дату Нового года ежегодно высчитывают по астрологическим
таблицам. С глубины времен этот период года у скотоводов связан с завершением
годового хозяйственного цикла. Когда уже миновали зимние холода, начинается
потепление и пробуждение природы. Это время связано с массовым принятием
потомства у животных и началом изобилия молочной пищи. Белая молочная пища –
зачин большого праздника, а главным торжеством в году считается приход
«Сагаалгана» - праздника белой молочной пищи, почитания старших, обновления,
чистоты помыслов и на-дежды. Существует несколько толкований происхождения
названия «Белого месяца». Одно из них гласит, что на-звание праздника произошло
от слов «сагаан», что означает «белый», или выражения «сагаан сар» - то есть
бе-лый, светлый месяц. Белый цвет в символике цветов у монголо-язычных народов
связан с понятиями добра, счастья, благополучия, честности, чистоты. Отсюда и название
- счастливый праздничный месяц. Первоначально этот праздник отмечался осенью,
перед началом зимовки. Но после распространения и утверждения буддизма среди
монголоязычных народов празднование «Сагаалгана» было перенесено с осени на
самый конец зимы, примерно на февраль.В
20-30-х годах этот праздник был запрещен, а кто его праздновал, преследовались.
В послевоенные годы традиции празднования «Сагаалгана» вновь ожили и
восстановились, приобретя новое содержание и формы. Верно отмечено, что истинно
народные традиции и праздники, несмотря ни на какие запреты, не исчезают и не
отмирают. Существуют
две формы празднования: официальный дацанский и народный бытовой. Культовая
сторона праздника начинается в дацанах. Там в течение пятнадцати дней читаются
особые молитвы, священные книги, для счастливого
и благополучного Нового года всем
живущим на земле, в эти дни совершаются ритуальные действия. Только после
окончания утреннего молебна в первый день праздника люди начинали поздравлять
друг друга с приходом Белого месяца. В праздновании Сагаалгана выделяют три
основные фазы: канун, первый день Нового года и остальные дни праздника. Сутки
перед Новым годом по лунному календарю по-бурятски называют «бутуу удэр» -
закрытый, глухой или тёмный. И действительно, в эту ночь очень темно. Только
тоненький серп молодого месяца сияет ослепительно и празднично. Отмечено, что
такое особое сияние месяца можно увидеть лишь перед Новым годом по лунному
календарю. «Сагаалган»
– один из популярных традиционных праздников, уходящий кор-нями в глубину
веков. Его празд-нование имеет важное значение в укреплении связи поколений и
семейно-быто-вых отношений. В 1990 году подпи-сан указ о прида-нии
националь-ному празднику «Сагаалган» статуса народного праздника в Бурятии.
Бурятский народ не так богат праздниками. Один из наибо-лее известных - большой
празд-ник «Белый месяц». Приготовления к его празднованию велись порой за
несколько месяцев до начала. Наводили порядок в доме и ограде, все торжественно
украшали, проводили обряды очищения, доставали лучшие наряды, готовили подарки,
спешили рассчитаться с долгами. Важно было также помириться, если случился
разлад или ссора. Особое внимание в дни «Сагаалгана» уделялось угощению.
Новогодней пище прида-валось магичес-кое значение – способность содействовать
процветанию и долголетию. Готовится праздничная пища в большом количестве и
включает блюда довольно редкие для повседневной жизни. Особые требования были к
внешнему виду угощений и посуде. Необходимым ритуалом в «Сагаалган»
считался обмен подарками,
главное чтобы это был материальный предмет. В дни Белого месяца люди желают
друг другу здоровья, благополучия, долголетия, в доме счастья и добра. Еще в те
далекие времена праздничные гуляния проходили на больших открытых просторах,
там пели песни, устраивались состязания и игры, сюда приходили в своих лучших
костюмах. Потому народный костюм декоративен и издали был виден очень хорошо. Следует
отметить, что и архитектура зданий отличается яркостью красок, своеобразием
строений, особенно крыш, резьбой и росписью стен. В расписывании узоров
национального орнамента в основном применяются минеральные краски всех цветов.
Наиболее любимые цвета: синий
– символ постоянства, зелёный – символ вечной жизни, белый – благородства
мыслей и чувств, красный – радости, жёлтый – любви. Различные стяги, ленты, кисти
наилучшим образом создают праздничную
обстановку «Сагаалгана». В дни Нового года совершается обряд запуска «коней ветра
удачи». Белый флажок с изображением «крылатого коня» помещали на дереве или крыше
дома таким образом, чтобы тот развевался на ветру. Он – символ здоровья,
счастья, достатка, а также защита от несчастий и болезней. Приведенные далее
строки как нельзя лучше характеризуют большой национальный праздник. «…А тем временем где-то далеко, под
жарким солнцем Юго-восточной Азии взлетает в небо сказочный конь и только в
конце февраля появляется над нашими просторами, над холодными землями бурятской
степи… Это значит, что домчался до нашей степи новый
год…». Ольга
Казакова |