Главная » 2012 » Март » 12 » БЕЛЫЙ МЕСЯЦ
13:39
БЕЛЫЙ МЕСЯЦ
 
С древних времен народы Центральной, Южной и Восточной Азии  пользовались лунным календарем. Традиция празднования Нового года по лунному календарю широко распространена в Китае, Японии, Вьетнаме, Корее и в других странах. Их времяисчисление не совпадает с общепринятым современным европейским календарем. День Нового года по лунному календарю приходится  на разные числа, поэтому дату Нового года ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам. С глубины времен этот период года у скотоводов связан с завершением годового хозяйственного цикла. Когда уже миновали зимние холода, начинается потепление и пробуждение природы. Это время связано с массовым принятием потомства у животных и началом изобилия молочной пищи. Белая молочная пища – зачин большого праздника, а главным торжеством в году считается приход «Сагаалгана» - праздника белой молочной пищи, почитания старших, обновления, чистоты помыслов и на-дежды. Существует несколько толкований происхождения названия «Белого месяца». Одно из них гласит, что на-звание праздника произошло от слов «сагаан», что означает «белый», или выражения «сагаан сар» - то есть бе-лый, светлый месяц. Белый цвет в символике цветов у монголо-язычных народов связан с понятиями добра, счастья, благополучия, честности, чистоты. Отсюда и название - счастливый праздничный месяц. Первоначально этот праздник отмечался осенью, перед началом зимовки. Но после распространения и утверждения буддизма среди монголоязычных народов празднование «Сагаалгана» было перенесено с осени на самый конец зимы, примерно на февраль.

В 20-30-х годах этот праздник был запрещен, а кто его праздновал, преследовались. В послевоенные годы традиции празднования «Сагаалгана» вновь ожили и восстановились, приобретя новое содержание и формы. Верно отмечено, что истинно народные традиции и праздники, несмотря ни на какие запреты, не исчезают и не отмирают. 

Существуют две формы празднования: официальный дацанский и народный бытовой. Культовая сторона праздника начинается в дацанах. Там в течение пятнадцати дней читаются особые молитвы, священные книги, для  счастливого и благополучного Нового года  всем живущим на земле, в эти дни совершаются ритуальные действия. Только после окончания утреннего молебна в первый день праздника люди начинали поздравлять друг друга с приходом Белого месяца. В праздновании Сагаалгана выделяют три основные фазы: канун, первый день Нового года и остальные дни праздника. Сутки перед Новым годом по лунному календарю по-бурятски называют «бутуу удэр» - закрытый, глухой или тёмный. И действительно, в эту ночь очень темно. Только тоненький серп молодого месяца сияет ослепительно и празднично. Отмечено, что такое особое сияние месяца можно увидеть лишь перед Новым годом по лунному календарю. 

«Сагаалган» – один из популярных традиционных праздников, уходящий кор-нями в глубину веков. Его празд-нование имеет важное значение в укреплении связи поколений и семейно-быто-вых отношений. В 1990 году подпи-сан указ о прида-нии националь-ному празднику «Сагаалган» статуса народного праздника в Бурятии. Бурятский народ не так богат праздниками. Один из наибо-лее известных - большой празд-ник «Белый месяц». Приготовления к его празднованию велись порой за несколько месяцев до начала. Наводили порядок в доме и ограде, все торжественно украшали, проводили обряды очищения, доставали лучшие наряды, готовили подарки, спешили рассчитаться с долгами. Важно было также помириться, если случился разлад или ссора. Особое внимание в дни «Сагаалгана» уделялось угощению. Новогодней пище прида-валось магичес-кое значение – способность содействовать процветанию и долголетию. Готовится праздничная пища в большом количестве и включает блюда довольно редкие для повседневной жизни. Особые требования были к внешнему виду угощений и посуде. Необходимым ритуалом в «Сагаалган» считался  обмен подарками, главное чтобы это был материальный предмет. В дни Белого месяца люди желают друг другу здоровья, благополучия, долголетия,  в доме счастья и добра. Еще в те далекие времена праздничные гуляния проходили на больших открытых просторах, там пели песни, устраивались состязания и игры, сюда приходили в своих лучших костюмах. Потому народный костюм декоративен и издали был виден очень хорошо.

Следует отметить, что и архитектура зданий отличается яркостью красок, своеобразием строений, особенно крыш, резьбой и росписью стен. В расписывании узоров национального орнамента в основном применяются минеральные краски всех цветов. Наиболее любимые цвета:  синий – символ постоянства, зелёный – символ вечной жизни, белый – благородства мыслей и чувств, красный – радости, жёлтый – любви.  Различные стяги, ленты, кисти наилучшим образом создают  праздничную обстановку «Сагаалгана». В дни Нового года  совершается обряд запуска «коней ветра удачи». Белый флажок с изображением «крылатого коня» помещали на дереве или крыше дома таким образом, чтобы тот развевался на ветру. Он – символ здоровья, счастья, достатка, а также защита от несчастий и болезней. Приведенные далее строки как нельзя лучше характеризуют большой национальный  праздник.  «…А тем временем где-то далеко, под жарким солнцем Юго-восточной Азии взлетает в небо сказочный конь и только в конце февраля появляется над нашими просторами, над холодными землями бурятской степи… Это значит, что домчался до нашей степи новый год…».                                                   

Ольга Казакова

Просмотров: 734 | Добавил: chernyshevsk | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]