12:46 Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников | |
Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является
первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой
важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится
ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Для
реализации этой задачи каждое управление образованием должно создать систему
духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, основанную на приобщении
к культурным ценностям родного края. Разработать программы, продумать виды и
формы деятельности учащихся. Возможны проекты «Наше наследие», «Духовные
святыни Забайкалья». Необходимо сотрудничество с учреждениями культуры,
музеями, библиотеками. На межрегиональной конференции «Актуальные
проблемы современного детства» (г.Чита, февраль 2013г.) поднимался вопрос о
духовно-нравственном воспитании учащихся. Доктор педагогических наук, профессор
ЗабГУ Антонина Викторовна Рогова начала свое выступление с неутешительной
статистики: Забайкалье занимает одно из первых мест по уровню подростковой
преступности в России. Почему? Что случилось с российским обществом,
образованием? Откуда такое количество изуродованных детских душ? Годы
бесконечных государственных реформ не прошли даром: они исказили систему
образования до неузнаваемости. Достижения советской педагогики были разрушены,
а модернизация системы образования не дала пока положительных результатов.
Внедрение ФГОС 2010г вселяет надежду на возрождение российской педагогики. Антонина Викторовна говорила, что на
учителя возложена важная миссия - воспитать духовно-нравственную личность
(особенно, если речь идет о неблагополучной семье). Так как без духовной
основы даже успешный ученик - несостоявшаяся
личность. Великий педагог В.А.Сухомлинский утверждал: «Нравственность без
духовности - уродец без головы». Акцент был сделан на понятии «ценности».
Потому что в сознании россиян произошла трансформация понятия. Концепция
духовно-нравственного воспитания личности называет национальные базовые
ценности: патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, семья,
традиционные российские религии, наука, искусство и литература, труд и
творчество, природа. А каковы ценности современного общества? Деньги, власть, авторитет.
Преподаватель привела пример: студентам требовалось поразмышлять о скромности.
Одна девушка так сформулировала определение «скромный человек» - это «бедный,
плохо одетый человек». То есть учителю иногда надо восстанавливать разрушенную
шкалу ценностей. Личность учащегося надо приблизить к идеалу. А национальный
воспитательный идеал - «это высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Родителям
необходимо помнить: духовное воспитание начинается задолго до рождения ребенка.
И в одночасье хорошим или плохим он не становится. Философ
И.А.Ильин в книге «Путь духовного обновления» (глава «О духовно здоровой
семье») так формулирует смысл воспитания: «...Воспитать ребенка, значит
заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности
самовоспитания. Родители, которые приняли эту задачу и творчески разрешили ее,
подарили своему народу и своей родине новый духовный очаг; они осуществили свое
духовное призвание, оправдали свою взаимную любовь и укрепили, обогатили жизнь
своего народа на земле…». Александра
Туркина | |
|
Всего комментариев: 0 | |