Главная » 2013 » Март » 27 » Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников
12:46
Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Для реализации этой задачи каждое управление образованием должно создать систему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, основанную на приобщении к культурным ценностям родного края. Разработать программы, продумать виды и формы деятельности учащихся. Возможны проекты «Наше наследие», «Духовные святыни Забайкалья». Необходимо сотрудничество с учреждениями культуры, музеями, библиотеками.

На межрегиональной конференции «Актуальные проблемы современного детства» (г.Чита, февраль 2013г.) поднимался вопрос о духовно-нравственном воспитании учащихся. Доктор педагогических наук, профессор ЗабГУ Антонина Викторовна Рогова начала свое выступление с неутешительной статистики: Забайкалье занимает одно из первых мест по уровню подростковой преступности в России. Почему? Что случилось с российским обществом, образованием? Откуда такое количество изуродованных детских душ? Годы бесконечных государственных реформ не прошли даром: они исказили систему образования до неузнаваемости. Достижения советской педагогики были разрушены, а модернизация системы образования не дала пока положительных результатов. Внедрение ФГОС 2010г вселяет надежду на возрождение российской педагогики.

Антонина Викторовна говорила, что на учителя возложена важная миссия - воспитать духовно-нравственную личность (особенно, если речь идет о неблагополучной семье). Так как без духовной основы  даже успешный ученик - несостоявшаяся личность. Великий педагог В.А.Сухомлинский утверждал: «Нравственность без духовности - уродец без головы». Акцент был сделан на понятии «ценности». Потому что в сознании россиян произошла трансформация понятия. Концепция духовно-нравственного воспитания личности называет национальные базовые ценности: патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, семья, традиционные российские религии, наука, искусство и литература, труд и творчество, природа. А каковы ценности современного общества? Деньги, власть, авторитет. Преподаватель привела пример: студентам требовалось поразмышлять о скромности. Одна девушка так сформулировала определение «скромный человек» - это «бедный, плохо одетый человек». То есть учителю иногда надо восстанавливать разрушенную шкалу ценностей. Личность учащегося надо приблизить к идеалу. А национальный воспитательный идеал - «это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Родителям необходимо помнить: духовное воспитание начинается задолго до рождения ребенка. И в одночасье хорошим или плохим он не становится.

Философ И.А.Ильин в книге «Путь духовного обновления» (глава «О духовно здоровой семье») так формулирует смысл воспитания: «...Воспитать ребенка, значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания. Родители, которые приняли эту задачу и творчески разрешили ее, подарили своему народу и своей родине новый духовный очаг; они осуществили свое духовное призвание, оправдали свою взаимную любовь и укрепили, обогатили жизнь своего народа на земле…».          

Александра Туркина

Категория: Вести из школ | Просмотров: 497 | Добавил: chernyshevsk | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]