Главная » 2016 » Март » 6 » Награду вручал Борис Громов
15:10
Награду вручал Борис Громов

Награду  вручал Борис  Громов

На следующий день после выхода в свет номера газеты с моей публикацией об Евгении Кондратьеве «Что-то ты расщедрилась, кукушка» мне позвонили:

- Спасибо вам от всех нас, афганцев, за то, что написали о Женьке. Напишите ещё о Сереге Кузнецове. Он, кажется, работает на КЕ. Серёга был в самом пекле.

- Кто вы?

- Неважно. Службу проходил в Афганистане, - незнакомец положил трубку.

Второй раз слышу о Кузнецове и о пекле. Впервые о нем услышала от вдовы Евгения Кондратьева, Татьяны. Как-то в разговоре муж ей сказал: «Серега Кузнецов был в самом пекле, чудом остался жив».

Меня заинтересовала эта история. Я позвонила на центральную котельную. Мне ответили: «Да, у нас работает Сергей Александрович Кузнецов. Сейчас он на участке. Вашу просьбу перезвонить – передадим».

С Кузнецовым мы договорились встретиться в редакции. Пришел он на другой день. Высокий, седовласый. Глядя на него, подумала, где я раньше могла его видеть. Словно угадав мои мысли, Сергей сказал: «На одной улице жили».

Вспомнила его родителей – Александра Ивановича и Зинаиду Николаевну, старшую сестру Ольгу и брата Петра. Отец Сергея работал слесарем в автоматном цехе локомотивного депо станции Чернышевск-Забайкальский. Мать – экспедитором в отделе рабочего снабжения. Семья Кузнецовых – обычная семья, где жили, никому не завидуя, честно и открыто.

Окончив восемь классов в средней школе № 63, Сергей объявил о своем решении родителям:

- Поеду поступать в Свободный, в железнодорожный техникум.

Учился на отделении «тепловозное хозяйство», мечтая в будущем водить тепловозы. Собирался продолжать учёбу в институте. Он успешно окончил техникум, получив отсрочку от армии. Приехал домой с дипломом. В армию призывался чернышевским райвоенкоматом. На сборном пункте ребята в ожидании «покупателей» жили девять суток. На десятые все решилось.

…С Читы до Алма-Аты летели самолетом, в Алма-Ате – пересадка. Дальше до Ташкента. Сергей и его сослуживцы попали в учебный пункт, расположенный в Чирчике под Ташкентом. С утра до вечера занятия. Военная наука Сергею давалась легко. Парень он был выносливый, физически подготовленный. Учёба закончилась через несколько месяцев. Однажды в 5 утра их подняли, построили на плацу:

- Вы направляетесь в республику Афганистан для оказания интернациональной помощи. Кто не может, три шага вперед.

Из восьмисот человек вперед шагнули трое.

Сергей попал служить в третью разведывательную десантную роту танкового батальона. Назначили его командиром взвода. 36 солдат находилось у него в подчинении. Служба проходила в городе Шинданде одноименной провинции. С Забайкалья вместе с Сергеем служили 25 человек.

- Командиром танкового батальона войсковой части № 83260 был майор Довыбаран. Нормальный мужик. Нас он называл «попрыгунчиками».

Спрашиваю Сергея, были ли у них неуставные отношения, слышала, что некоторые, не выдержав каждодневного ада, кончали жизнь самоубийством.

- У нас были нормальные человеческие отношения. Какая дедовщина, если завтра нас вместе могли отправить в разведку?!

Близким другом, братом стал для Сергея его однополчанин Андрей Тюменцев из Могочи. Бесстрашный, решительный.  Андрей после службы работал помощником машиниста.

 - Там в Афгане выжил, здесь свои прикончили, - сказал Сергей.

Андрей отказался выполнить просьбу перевезти небольшой пакет с запрещенным содержимым. Когда возвращался с поездки, подонки убили его, затянув горло металлической струной.

- С двоими-троими Андрюха бы справился, видно, шакалы знали на кого идут.

Вспомнил Сергей еще одного сослуживца – Баира Дашиевича Ванданова.

- Баиркой мы его называли, или Борисом по-русски.

- Те, кто проходил службу в Афганистане, говорят, что больше погибают в первые месяцы и последние. К войне привыкаешь? – спрашиваю Сергея.

- Сначала все было интересно: чужая страна, люди, климат.

Пелена с глаз Сергея и его товарищей спала, когда увидели первых погибших. Еще утром боевой друг сидел рядом с тобой, курил, шутил и…нет его.

Переоценка жизненных ценностей у Сергея произошла после одной истории. Однажды вертушку, на которой летели разведчики, сбили моджахеды:

- Пока падал вниз, вся жизнь перед глазами пролетела. Хорошо, что не взорвались в воздухе.

Разведчики, лётчики остались целы. А вот штурману повезло меньше – оказался сломанным позвоночник.

В каких только переделках не побывал Сергей во время службы. Как-то преследуя на боевых машинах пехоты семерых конных моджахедов, не заметили, как пересекли пакистанскую границу, хотя и границей-то ее можно было назвать условно. Поражало наших ребят и отношение афганских мужчин к женщинам:

- Однажды мы приехали в Герат (второй по величине город после Кабула). По городу мы ездили только на броне. В пятницу у них базарный день, видим женщин в парандже, спешащих на базар. Тележку, запряженную ишаком, в ней мужик с бородой. Позади тележки с огромным узлом фруктов шагает его жена, к ее спине привязан ребенок. Нас возмутила подобная картина. Соскочили с брони, объясняем бородачу, что не годится так. А он трясет бородой, бормочет: «Нафамади..» - «не понимаю, дескать». Что тут поделаешь? Мужика ссадили с тележки, туда – женщину с ребенком. Отъехав метром 150, оглянулись: бородач – в тележке, женщина сзади бредет, в руках – узел, на спине – ребенок. Ну и порядки… Женщину за человека не считают.

- Служившие в Афганистане говорят, что тамошние пыльные бури и изматывающая жара пострашней сибирских морозов.

- Да, это так, - соглашается Сергей и приводит пример, когда командир предложил пробежать им с матрацем, свернутым трубочкой, 8-10 кругов.- Подумаешь – эка, невидаль, матрац легкий, не рюкзак, набитый камнями, когда на учениях бежишь с ним в гору. К концу 8 круга ноги сделались свинцовыми, хотелось упасть и больше не подниматься.

Что он помнит еще о войне? Всё: отвратительный запах испаряющейся на жаре человеческой крови, пугающе пустые кровати, недавние их хозяева «трехсотыми» - ранеными отправлялись в госпиталь, «ноль - двадцать первыми» - убитыми – на родину. Помнит песчаные полы в палатке, черепаху, неизвестно с какого времени жившую в армейском жилище, погибшего в ущелье парня из Новосибирска...

Сергей вспоминал первые недели службы в Афганистане, вокруг, куда ни посмотришь, песок и песок. Постоянно мучает жажда. Раскаленный шар солнца печет, не переставая.

Разве можно рассказать обо всем пережитом?! Нет таких слов.

Он никого не хает, ни на что не претендует. Он из тех, кто не гребёт под себя.

С особой гордостью Сергей рассказывал мне, как легендарный Борис Громов, выводивший советские войска из Афганистана в 1989 году, лично вручал ему медаль «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа» у мемориала погибшим афганцам в Шинданде.

Сергея Александровича Кузнецова  за мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1982 года наградили медалью «За боевые заслуги». Приказом министра обороны Российской Федерации № 900 он также награжден медалью “В память 25-летия окончания боевых действий в Афганистане”.

Как сложилась жизнь после возвращения? Женился, в семье двое взрослых сыновей – Александр и Иван. Сергей Александрович и его жена Татьяна Владимировна уже пять лет счастливые дедушка и бабушка.

Война его до сих пор не отпускает, в тяжелых снах он в тысячный раз падает вместе с вертушкой, хватаясь руками за воздух.

Последнее из воспоминаний. Импортный магнитофон, который он вез в подарок домой, приглянулся упитанному таможеннику. Нагло глядя в глаза Сергею, он сказал: «Запрещено к вывозу». «Нельзя, так нельзя, бери», - с легкостью согласился Серега.

Он и подумать не мог, сколько таких вот упитанных, наделенных маломальской властью встретится у него на пути, и как трудно будет привыкать к новой -  мирной жизни.

Любовь Шемелина

 

Просмотров: 750 | Добавил: chernyshevsk | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]