Главная » 2016 » Май » 25 » Мастер и Валентина Горе-горькое по свету шлялося
17:57
Мастер и Валентина Горе-горькое по свету шлялося

Мастер  и  Валентина

Горе-горькое

по свету шлялося

 

30-ые годы прошлого столетия. Страшная беда обрушилась на деревни, сёла, города Воронежской области. Не обошла она стороной и село Волчье Трубитчинского района. Голодомор выкосил подчистую несколько семей. Стон и вой по умершим стоял в Волчьем. Куда бежать, куда ехать с пустым карманом да с оравой ребятишек? Эх, жизнь! Злую шутку ты сыграла с народом, послав на его голову старуху с косой, которая, не разбирая, косила и старого, и малого. Есть от чего закручиниться, опустить руки от бессилия перед страшной напастью. Тут-то и объявились в селе вербовщики, приехавшие из далека-далёка, из-за Байкала, приглашавшие селян поехать в Забайкалье.

- Есть работа на железной дороге, обеспечим жильем, выдадим подъемные.  Наш край богат лесными дарами, речной рыбой, зверьём. Не пропадете, народ в Забайкалье добрый, отзывчивый..

- Терять нам нечего. Поедем, Вера, в Забайкалье. Оставаться в Волчьем – верная гибель, - уговаривал жену Захар Васильевич.

- Так ведь, Захар, на чужой стороне неизвестно, что нас ожидает. Да и Ванюшка совсем мал. Как он вынесет дальнюю дорогу? – плакала Вера Дмитриевна.

- О детях ты, Вера, подумала? Угробим их, если не поедем, - выкинул главный козырь глава семейства.

Собираться долго не пришлось. Всё нажитое имущество Веры Дмитриевны и Захара Васильевича Труновых поместилось в нескольких узлах. На ближней станции  завербованных ожидал состав с теплушками. Прощаясь с родными местами, Вера и Захар до земли поклонились им. Вернутся ли они когда- нибудь сюда?

Конечно, историю появления семьи Труновых в Забайкалье, в Чернышевском районе Иван Захарович Трунов знает со слов очевидцев событий – своих родителей Веры Дмитриевны и Захара Васильевича. В тот год, когда их семья решилась уехать в неизвестные края, Ване исполнилось десять месяцев.

Вместе с  Труновыми в дальний путь отправились родители Веры Дмитриевны - Дмитрий Фёдорович и Дарья Семёновна Кузнецовы, семьи  Колобовниковых, Шаховых, Ветровых…

Велика ты, Россия-матушка! Счёт дням и ночам потеряли вербованные. Только через четыре месяца добрались они до Забайкалья.

 

Чуть светится огонёк

 

Достигнув границы Читинской области, всё чаще стал останавливаться на длительную стоянку состав с вербован-ными. Разнарядка на количество работающих выполнялась неукоснительно, при этом желание приехавших не учитывалось. На данной станции, разъезде, перегоне требуется столько-то рабочих. Назывались фамилии прибывших, и они сходили там, где нужны были рабочие руки.

Дмитрия Фёдоровича и Дарью Семёновну Кузнецовых – дедушку и бабушку Ивана Захаровича отправили в Борзю. Из Читы эшелон устремился дальше на восток.

…Дёрнулся поезд и остановился. Кто-то застучал в дверь теплушки, где ехали Труновы: «Выходите!». Вышли, ни зги не видно. Кромешная темнота, и только чуть светится в одной казарме огонёк. Там жил дорожный мастер дистанции пути. Четыре семьи, приехавшие по вербовке, поселили в одну квартиру. Мужчины пошли работать  «в путь» в Шивье, Укурее, Шапке…

- Приехали в 1937 году, - рассказывает Иван Захарович. – Жили одной дружной семьёй. Все праздники встречали в Красном уголке. Отец работал путевым обходчиком. Мы, дети, помогали ему: траву пололи, в пучки её собирали. Учился я в неполной средней школе на станции Укурей, жил в интернате. Семилетку окончил в Укурее. В 8-ой класс поехал учиться в Куэнгу, жил на квартире. Полтора месяца проучился и приехал домой.

Родители ругать Ивана не стали, хотя очень хотели, чтобы старший из сыновей выбился «в люди». Учёба-то ему давалась легко.

- Наберётся ума-разума, а там и решит, чем ему заняться, - решил Захар Васильевич. - Выберет путейскую работу – тоже неплохо.

 

«Мне всегда нравился бригадир или мастер, идущий с шаблоном»

 

Иван пошёл работать монтёром пути. С выбором профессии в Шивье, где жили Труновы, было бедновато: «железка» да колхоз, но, замечу, выбор юноша сделал сознательно. Не случайно фразу, сказанную Иваном Захаровичем, я вынесла в подзаголовок: «Мне всегда нравился бригадир или мастер, идущий с шаблоном».

В детстве, проходя по коридору коммунальной квартиры, где они жили, Ваня всегда трогал шаблон (шаблон – прибор, измеряющий железнодорожную колею, её уровень – прим.автора), оставленный после рабочего дня дорожным мастером, семья которого жила здесь же, и представлял себе, как он станет взрослым, устроится на работу в дистанцию пути, выучится, станет мастером. Уже тогда, в отроческом возрасте, он определился с будущей профессией.

До призыва в армию Иван Трунов, как и мечтал, работал монтёром пути. Служба его проходила в железнодорожных войсках в порту Ванино. Командование получило не просто солдата, а специалиста 4 разряда. Вместе с Иваном служил его тёзка – Иван Фоменко. У него был 5 разряд, но когда встал вопрос, кого назначить бригадиром, мнение командиров совпало: «Рядового Трунова. Дисциплинированный. Аккуратный. Требовательный не только к другим, но прежде всего к себе».

Отслужив, Иван Трунов вернулся на работу в родную дистанцию.

 

Что может быть лучше плохой погоды?

 

И тут, прежде чем продолжить повествование о дальнейшей трудовой деятельности моего героя, расскажу о встрече, которая стала в его судьбе знаковой. Валя Бутырина устроилась с подружкой в ПЧ-7 на летний период на разгрузку балласта. Посадят девчонок на платформу, оттуда и разгружают щебень. Работа нравилась, хотя в первые дни с непривычки сильно уставали, но молодость брала своё. Вот в один из таких дней и заприметил Иван хрупкую девушку с красивым русским именем Валентина. Лето 1958 года запомнилось проливными дождями. Случилось большое наводнение. Но что может быть лучше плохой погоды, если сердце заполнено любовью? Какое значение имеет ненастье, слякоть и круглосуточный дождь? Шестого июля 1958 года Иван пригласил Валю к себе на день рождения. Она согласилась, не подозревая о замыслах юноши. А он возьми да и объяви всем собравшимся, что он женится на Вале. Чем объяснить скоропалительное решение Ивана? Может быть, во всём виноваты метеопогодные условия? На долгие ухаживания времени нет. Известно ведь, что путейцам в ненастье хватает работы:  не ровен час, прозеваешь, и путь размоет, а это значит, что остановятся поезда. А вот этого никак нельзя допустить. Раньше по прибытии поезда часы сверяли.

 

27-ой километр

 

Поселились молодые в казарме. Маленькая комната, кухня – целые хоромы. Валентина устроилась на работу в Шилкинский отдел рабочего снабжения. Заведовала дорожным магазином в Шивье. Иван поехал учиться на курсы дорожных мастеров. После их окончания его перевели на 27-ой километр бригадиром пути. Потом освободилось место дорожного мастера на станции Ареда. Кого поставить на его место начальство гадать не стало:

- Ивана Трунова. Справится.

Валентина Григорьевна смеётся:

- Куда переводят – корове верёвочку на рога и ведём её к новому месту жительства.

Кстати, ранее высокое железнодорожное начальство заботилось, чтобы у всех путевых рабочих на личном подворье обязательно была корова. В тяжёлые 30-ые годы всем прибывшим с западных областей давали корову. Происходило это так: останавливался товарняк на каком-нибудь перегоне, разъезде, линейной станции – выводят нужное количество животных, вручают жителям. Руководство железной дороги понимало, что улучшение благосостояния железнодорожников благотворно скажется на результатах их труда.

 

Куда иголка, туда и нитка

 

… В народе говорят: «Куда иголка, туда и нитка». При переводе мужа на новый участок работы Валентина Григорьевна, не задавая лишних вопросов, быстро собирала вещи, ребятишек и следовала за ним. Как истинная хранительница домашнего очага каждый раз создавала уют. В этом и заключается прямое назначение женщины: дом должен быть чист и уютен, еще он должен быть тёплым, чтобы укрываться от житейских бурь и невзгод. Искусством ведения домашнего хозяйства Валентина Григорьевна владеет отлично. Добавлю, что никогда она не пребывала в статусе домохозяйки. Всегда работала, успевая и домашнее хозяйство вести, и воспитанием сыновей заниматься, и превосходно выглядеть. Последнее в работающих женщинах ценю очень высоко. Быть ухоженной и элегантной – это огромный труд. Честь и хвала представительницам прекрасного пола, кто умеет правильно организовать свою жизнь. Время, кажется, не тронуло Валентину Григорьевну. По-прежнему она отлично выглядит, всегда хорошо и со вкусом одета.

 

Новый поворот

 

…Наступил 1968 год. Однажды Ивана Захаровича вызвали к начальнику дистанции. Разговор был короткий:

- Готовьтесь к переезду в Чернышевск, Иван Захарович. Назначаем Вас дорожным мастером 9 околотка. Возражения не принимаются.

В феврале семья Труновых справляла новоселье в новом доме.

Давайте послушаем Ивана Захаровича, что он сам рассказывает об этом периоде в своей жизни:

- 9 околоток – один из самых сложных. 50 человек работающих числилось по штатному расписанию. Приняли меня очень хорошо. До меня работал Пётр Николаевич Кузовлёв. Заболел он, и временно его обязанности исполнял другой мастер, а потом назначили меня. В наследство достался большой объем работы: 114 стрелочных  переводов, 17 путей. Руководство дистанции отправ-ляло мне на исправление провинившихся. Вскоре они понимали, что снисхождения к их «шалостям» не будет и работали хорошо. Освоившись, принял решение изменить технологический процесс, создать укрупнённую бригаду по капитальным работам.

Когда я начинал работать, бригаду               1-го отделения возглавлял Николай Васильевич Коптяев, 2-го отделения – Михаил Иванович Комаричев. Когда перевели бригадира 3-ей бригады Василия Зариповича Гарипова на другой участок работы, вместо него назначил Афанасия Михайловича Кибирева. Позже вместо Комаричева поставили Петра Тихоновича Федько, опытнейшего путейца, дисциплинированного, некурящего, непьющего.

Все документы хранил с первого дня назначения дорожным мастером 9-го околотка. Около 300 человек работало за всё время у меня на околотке. Летом на временные работы набирали по 40 – 50 человек. Новички попадали под опеку старшего монтера пути Геннадия Сергеевича Молева, монтёра пути Валентины Михайловны Ушаковой.

В связи с произошедшими изменени-ями на производстве 9-ый околоток переименуют в 8-ой, но объем работы останется прежним. В свое время внештатный корреспондент районной газеты «Путь Ленина» А.Долгов в своей статье «Правофланговые пятилетки», опубликованной в № 92 1 августа 1981 года, рассказывая о высоких производственных показателях, отмечал: «Иван Захарович Трунов много времени отдаёт работе с молодёжью, закреплению её в коллективе, заботится о её жизненно- бытовых условиях. Он ведёт также  большую общественную работу: является членом партийного бюро дистанции, инспектором безопасности движения поездов, членом народной дружины».

 

Иван Захарович – замечательный наставник!

 

А теперь выслушаем мнение ветерана труда Чернышевской дистанции пути Галины Владимировны Почепцовой, много лет возглавлявшей профсоюзную организацию предприятия:

- В начале семидесятых я, Валя Пинюгина (Почепцова) и Вера Сартакова (Власевская) приехали на практику. Нас определили к Ивану Захаровичу Трунову. Одно дело теория, совсем другое – работа на производстве. Мы «засыпали» вопросами нашего наставника. Никогда он не выразил недовольства тем, что оторвали его от более важных дел. Доходчиво и по нескольку раз объяснял нам непонятное. В нас он видел не «зелёных» практиканток, а будущих коллег по работе. После окончания техникума мы с большим желанием все трое приехали работать в Чернышевскую дистанцию пути. Немаловажную роль сыграл в нашем решении Иван Захарович Трунов. Спасибо ему великое за то, что не отпугнул нас от дела, которое любил сам, заставил нас поверить, что профессия путейца – лучшая на железнодорожном транспорте. Никого из нас троих, проходивших практику у Мастера, выбранная в юности профессия не разочаровала.

Лучше и не скажешь! Важно, чтобы в самом начале жизненного пути встретился такой наставник, как Иван Захарович Трунов, который бы помог увидеть красоту и поэзию путейского  труда. Говоря официальным языком, за многолетний безупречный труд дорожный мастер И.З.Трунов награждён министром путей сообщения именными часами, за высокие показатели в работе, профессионализм, преданность профессии Иван Захарович награждён орденом Трудовой Славы III степени. В его трудовой книжке 102 записи о поощрениях. В 1988 году ему присвоена высшая отраслевая награда – знак «Почётный железнодорожник».

 

Жизнь продолжается

 

Какую жизненную дорогу выбрали сыновья Ивана Захаровича и Валентины Григорьевны? И Сергей, и Владимир окончили железнодорожный институт. Работают по профессии.

Другое поле деятельности избрали внуки – тоже Сергей и Владимир. Сергей – сын младшего сына Труновых Владимира - работает юристом в крупной фирме Ростова-на-Дону. Второй внук Ивана Захаровича и Валентины Григорьевны – Володя - окончив железнодорожный институт, в профессии не остался. Его привлекла работа в правоохранительных органах, с ней прекрасно справляется капитан  полиции Владимир Сергеевич Трунов. Внучка Олеся, окончив институт, работает по избранной специальности. Не подвели Ивана Захаровича и Валентину Григорьевну их сыновья и внуки.

Шестого июля этого года глава семейства будет отмечать своё восьмидесятилетие, а заодно супруги Труновы отметят и 58-летие совместной жизни. На их пути встречались не только розы, но и шипы. Но любые трудности легче преодолеть вдвоём. Валентина Григорьевна всегда была вровень с мужем, разделяла его взгляды, поддерживала, создавала крепкий домашний тыл.

…Вы, уважаемые читатели, не против, что свою публикацию я назвала «Мастер и Валентина?».

Любовь Шемелина  

Просмотров: 580 | Добавил: chernyshevsk | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]