Главная » 2014 » Июль » 19 » Людей неинтересных в мире нет
13:36
Людей неинтересных в мире нет

Людей  неинтересных в  мире  нет

 

Людей неинтересных в мире нет,

 Их судьбы – как истории планет

 У каждой все особое, свое

  И нет планет, похожих на нее.

 Е. Евтушенко

Тема учительства всегда будет актуальна и важна. У каждого из нас есть в жизни самый главный, самый дорогой и любимый учитель. Да и почти в каждой семье есть кто-то из родственников,  посвятивших свою жизнь делу просвещения. Вот и в нашей семье свято чтут память самого дорогого для нас учителя – отличника народного образования РСФСР, отличника образования СССР, заслуженного учителя РСФСР Литвинцевой Валентины Ивановны. Будучи скромным человеком, она никогда не носила свои награды, так они и хранятся в коробочках. Свою жизнь Валентина Ивановна посвятила народному образованию, отдав себя всецело работе, она не завела своей семьи, все свои силы, знания, творческие способности, были отданы любимому делу. В нашей семье так часто вспоминают Валентину Ивановну, что я решил как можно больше узнать о ее жизни. Еще живут и работают люди, которые знали, работали вместе с ней, сохранились письма, живут сестры и племянники, из их воспоминаний я и составил свое исследование.

Валентина Ивановна Литвинцева родилась в 1937 году в поселке Оловянная в семье рабочего. Детство выпало на тяжелые военные годы. Отец на фронте, мать осталась одна с тремя детьми, даже не смогла отправить Валю в школу. Не было одежды, не было тетрадей, учебников. Когда отец вернулся с фронта в декабре 1945 года, Валентина упросила отдать ее в школу, где в 1 классе училась старшая сестра Галина. Учительница согласилась: “Пусть посидит, надоест – сама бросит”. Но Валя быстро догнала сверстников. В школе она училась ровно по всем предметам, но особенно любила литературу. В небольшом поселке не было никаких развлечений кроме кино, да и на него не всегда были деньги, хоть и стоил билет 10 копеек. Поэтому единственным занятием было чтение книг, благо их можно было брать в библиотеке. Она рано приобщилась к русской и зарубежной классике. Еще в детстве она овладела вязанием крючком и, как любое дело, довела его до совершенства, вывязывая очень сложные узоры. Отец рано умер, семье жилось трудно, о поступлении в институт нечего было и мечтать. Валентина Ивановна поступила в Петровское педагогическое училище. Училась только на пятерки и получила в 1957 году диплом с отличием.

Учителей в ту пору не хватало, и молодого специалиста направили в одно из дальних сел Оловяннинского района. Автобусы тогда в села не ходили, добираться приходилось попутным транспортом, в кузовах грузовых машин и летом, и зимой, в сильные  морозы, но она не роптала, да и не принято это было - куда направили, там и работай. Учителем Валентина Ивановна оказалась строгим, требовательным, но справедливым. И когда ее четвероклашки пошли в 5-ый класс, они показали очень высокий уровень знаний.

В 1959 году она поступила в Читинский педагогический институт заочно на отделение русского языка и литературы. С третьего курса она стала преподавать русский язык и литературу в Арбагарской школе.

Сама человек увлеченный, она любила театр, оперу, балет, классическую музыку, старалась и детям привить любовь к прекрасному. Возила в Улан-Удэ в театр оперы и балета, проводила классные часы, на которых рассказывала детям о художниках, музыкантах. Все годы она выписывала журналы ”Музыкальная жизнь”, “Советский балет”, собирала книги по искусству и литературе. У нее была большая библиотека, много подписных изданий, собрано немало книг о Пушкине.

В 1965 году она переехала в Чернышевск, где жила ее сестра, моя бабушка,  Наделяева Тамара Ивановна. Начала работать в школе №2. И ученики, и коллеги  вспоминают о ней как о требовательном и знающем педагоге. Сама она работала с полной отдачей и того же требовала от учеников. На уроках стояла тишина, ребята боялись пропустить хоть одно слово, настолько интересно она рассказывала. Я видел книги с ее закладками, пометками. Видно, как тщательно готовилась она к урокам. А какие классные часы и факультативы проводила Валентина Ивановна!

Вот как вспоминает об этом  бывшая ученица Зимина О.И.:

«От Валентины Ивановны мы впервые узнавали имена художников и композиторов. Помню, на одном из факультативов она рассказывала о художнике Куинджи, я впервые услышала эту фамилию, о его необыкновенных красках, и все это под пронзительную музыку Венявского. Неизгладимое впечатление, такое остается в памяти на всю жизнь».

Но долго в школе проработать не пришлось, молодого педагога заметили и пригласили на должность инспектора РАЙОНО и, хотя ей не хотелось оставлять школу,  отказаться не могла, чувство долга не позволяло. Инспектором Валентина Ивановна проработала недолго, и вскоре была назначена заведующим Чернышевским РАЙОНО,  в этой должности и проработала 13 лет. И хотя административная работа ее не прельщала, но и тут с присущей ей старательностью, требовательностью, прежде всего к себе и к другим, она с головой ушла в работу. Проблем в народном образовании всегда много: не хватало учителей, старые школы требовали ремонта, необходимо было строить новые. При непосредственном участии Валентины Ивановны была построена школа № 2, школа в селе Байгул, школа и интернат в селе Комсомольское, учительские дома и многое другое. Но на первом месте всегда стояло обучение детей, а для этого необходимо было повышать квалификацию учителей: это бесконечные семинары, школы передового опыта, внедрение новых форм обучения. Не забывала и сама при этом учиться. Выездные совещания и обмен опытом в Чите, курсы повышения квалификации в Москве, там она не только училась, но и старалась  посетить театры, посмотреть свой любимый балет, послушать оперу.

Вот что вспоминает Вологдина Людмила Денисовна, которая являлась ведущим специалистом органа опеки МУУО:

«В 1976 году я была принята на работу в районо завучем очно-заочной вечерней школы, опыта никакого, за плечами три года работы в начальных классах. Проработав день-два, я пришла к Валентине Ивановне и объяснила, что не смогу. Она меня внимательно выслушала и успокоила, что я буду работать под ее руководством. И действительно, она учила молодых специалистов вести деловые разговоры с руководителями школ, глубоко вникать во все вопросы, которые нужно решать. Такого подхода к обучению новых специалистов  в дальнейшем у других руководителей я не встречала. Валентина Ивановна принимала самое активное участие в решении бытовых вопросов сотрудников, помогала устраивать детей в детские дошкольные учреждения, помогала и с получением квартир.

Администрация периодически проводила совещания с директорами школ, так называемый Совет РАЙОНО, на Совет выносились разные вопросы, я сидела, слушала и поражалась умению Валентины Ивановны рассматривать все вопросы глубоко, она умело анализировала ситуацию, находила новые подходы, Я поражалась ее кругозору, обширным знаниям, ее эрудиции, ее компетентности, ее красивой речи.

Коллеги по работе ее уважали, даже чуть побаивались, она была строга, требовательна, но  очень человечна, способна понять человека и оказать ему помощь, если он в ней нуждается.

Нам Валентина Ивановна запомнилась талантливым, эрудированным, требовательным руководителем, умеющим убедить в чём-либо, способным проводить любые организационные мероприятия на высоком уровне. Валентина Ивановна несла огромную нагрузку, возглавляя отдел образования с 1969 по 1981 год».

Из воспоминаний Марченко Юлии Ивановны, директора ВСОШ:

«Знакомство с В.И.Литвинцевой произошло, когда я устраивалась на работу в заочную школу методистом. Она в то время заведовала отделом народного образования в Чернышевском районе. Это был 1973 год. С Валентиной Ивановной я проработала 8 лет. За это время я прошла большую школу жизни, научилась у нее руководить коллективом учителей, став директором школы.

Валентина Ивановна была уважаемым руководителем не только в районе, но и в области. О ней говорили, что организаторские способности заложены в ней с рождения. Валентина Ивановна была умным, эрудированным, интеллигентным руководителем, у нее была красивая речь, каждое слово было отточено. Когда проводилось районная учительская конференция, мы, учителя, с замиранием слушали ее доклад, дающий заряд на целый учебный год работы.

Она очень умело подбирала руководителей школ, которых ценила и достойно награждала. Умела похвалить и пожурить работников школ. Наш район был в передовых рядах в деле обучения и воспитания подрастающего поколения. За работу Валентине Ивановне присвоено звание “Заслуженный учитель РФ”. Тяжелая болезнь рано оборвала жизнь Валентины Ивановны, но светлая память о ней останется у меня навсегда».

Из воспоминаний сестры - Наделяевой Тамары Ивановны:

«Валя для меня была не просто сестрой - это был самый близкий, родной человек. С детства Валя отличалась пытливым умом, необыкновенной честностью, повышенным чувством справедливости. Она и по жизни сохранила эти качества, никогда не заискивала перед начальством, смело отстаивала интересы своего дела и своего коллектива. И хотя в те времена это было не так просто, но она никогда, ни на йоту, не отступала от правды и истины, получая за свою неуступчивость немало “шишек”. Жизнь у нее была непростая, руководить коллективом высокообразованных людей, я имею в виду педагогов, не так-то просто. Несмотря на внешнюю строгость и порой неприступность – она тяжело переживала неудачи и поражения. Своей семьи у нее не было, так уж получилось, и наша семья была для нее самой родной. Моих сыновей, Игоря и Женю, она любила безгранично, так как могут любить только своих родных детей, затем всю свою любовь и нежность отдавала внукам. Очень жаль, что она так рано ушла от нас, как не хватает и моим внукам ее знаний».

Валентина Ивановна, устав от административной работы,  решила уйти в школу. В 1981 году переехала в город Краснокаменск, устроилась на работу в школу № 1- преподавать свои любимые предметы - русский язык и литературу. Но и тут ей не пришлось долго проработать, буквально через полгода её назначили зав. ГорОНО города Краснокаменска, где она  проработала до ухода на пенсию. Об этом периоде ее жизни и работы рассказывают письма, написанные сестре, их бережно хранит моя бабушка. В наше время писем никто не пишет, звонки, смс-переписка, но ведь это не сохранится в памяти, а по письмам историю можно изучать. В письмах много личного, но много и о том, что волновало, что интересовало тогда. Письма охватывают 80-ые годы: тут и перестройка, и другие реформы. Мне показались интересными ее рассуждения о жизни, о работе, о литературе. Каждое письмо интересно, но я выбрал только небольшую часть и привожу выдержки из этих писем. Вот что она писала о своей работе:

«Для работы в должности зав. ГорОНО мало быть умным, толковым, добросовестным. Нужны еще ум, свой аналитический, способный видеть рациональное новое в старом, суметь вовремя оценить это, увидеть перспективу, вообще, многое нужно руководителю, но смею надеяться, что кое-что у меня есть, иначе давно бы не работала в этой должности».

«Я уже тридцать лет тащу непосильный иному мужчине воз, ведь занимаюсь не только учебой, но и финансами, ремонтом, строительством, кадрами, реконструкцией, и во всем надо смыслить, разбираться, а главное решать все проблемы. А их в просвещении не счесть, даже самой страшно становится. Но я не жалею, что жизнь пошла по «просвещенской колее», хотя и оказалась особенно трудной».

«Сейчас занимаюсь в основном созданием базы для сна и отдыха шестилеток. Не завидую не им, не их родителям. Еще год детства отобрали у малышей. А чего ради - не понять. Лет через десять-пятнадцать, если не раньше, снова отменят, так и лихорадит эту бедную школу периодически. По реформе сейчас выжимают все соки из нас, а нам для реформы ничего: ни компьютеров, ни мебели, ни базы для производственного труда. Стараются на спине просвещенцев вывезти эту реформу».

Интересным мне показалось письмо, написанное в 1990 году, в котором Валентина Ивановна рассуждает о религии:

«Странный мы народ, не перестаю удивляться, как сейчас народ кинулся в церкви, в веру, не зная ни одной молитвы, мне это кажется нарочитым, неискренним, ненатуральным, фальшивым. Ведь чтобы верить, нужен определенный склад ума, строй души, а нам сейчас не до души, о хлебе насущном думать приходится. Лично я бы ходила в церковь, но не во всякую, ходила бы на певческие богослужения, Слушала бы литургии, всенощные, стихари, особенно Рахманинова, Чайковского и других композиторов. Вот,  может быть, только тогда и открылась во мне душа для веры, когда в ней осталось бы одна красота звуков, наполненных страданием, а все мелочное и ничтожное, или, как говорили, суетное, ушло бы из души и сердца. А в противном случае идти в церковь кощунство».

Валентина Ивановна не единожды избиралась депутатом во время работы в Чернышевске и Краснокаменске, и, как всегда, к любому порученному делу она относилась с ответственностью.

Я исследовал письма Валентины Ивановны и привел примеры только из  небольшой их части, думаю, когда буду постарше, еще раз вернусь к ним. Сейчас я, наверное, еще не все понимаю, но многие события уже стали историей, а то, о чем Валентина Ивановна писала, думала, переживала двадцать лет, назад уже изменилось.                   

Валентина Ивановна рано ушла из жизни, как раз в год моего рождения, мне было всего девять месяцев, естественно, я ее помнить не могу, но я так много узнал, что мне кажется, я знал ее лично.

 В заключение хочу привести письмо от ее коллег из Краснокаменска, письмо было написано, когда она серьезно болела.

 «Здравствуйте, дорогая наша Валентина Ивановна! В день нашего профессионального праздника мы, краснокаменской делегацией, шлем Вам сердечный привет и поздравления. Мы хотим сказать, что помним Вас  как замечательного человека, умного наставника, опытного руководителя. Все, что Вы сделали, живет в г.Краснокаменске и сейчас. Начиная новое дело, всегда вспоминаем Вас: как бы посмотрели на него, что бы сказали?…

Здоровья Вам, всего самого доброго и хорошего. Радуйтесь каждому вновь пришедшему дню, яркому солнцу, утренней росе, свежему ветерку. Передаем привет от тысячного коллектива учителей. С огромным уважением и признательностью, зав. ГорОНО  - Чипизубова Валентина Митрофановна».

Уходят люди, их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

От этой невозвратности кричать.

                          Е.Евтушенко

Наделяев Дмитрий,

ученик МОУ СОШ № 2,

научный руководитель О.Н.Сидоркина

Просмотров: 717 | Добавил: Vladimir | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]