12:29 Истина дороже | |
Истина дороже Вышла в свет книга
О.А.Малаховой «Сохатая река». В этой книге автор рассказывает об истории
Чернышевска и Чернышевского района. Я не берусь судить о её литературных
достоинствах, но что касается истории, особенно Чернышевска, то укажу на
серьёзные недоработки, так как Ольга Анатольевна в своих исследованиях
использовала материалы авторов, ранее писавших о Чернышевске, и не учла вновь
открывшиеся факты. Это, конечно, существенно снизило значимость книги. Впрочем,
всё по порядку. Так, на странице 37 Ольга Анатольевна
пишет: «При строительстве Амурской железной дороги в 1908 году появился разъезд
Пашенный, который жители окрестностей Чернышевска неформально называли
Чернышево или Алеурской заимкой». Это, конечно, не так. В 1908-1910гг было
всего два населённых пункта на месте нынешнего Чернышевска: казачий посёлок
Поповский и разъезд Пашенный. Понятие «Алеурская заимка» ввёл в оборот
Ю.С.Орлов. Посмотрите книгу об истории Чернышевска под редакцией В.С.Чухачёва,
а ещё ранее – Черепанова, там об Алеурской заимке нет ни слова. История с
инженером Чернышовым и его лагерем, о которой написано в предыдущих книгах, не
нашла своего архивного подтверждения. Попытки найти инженера Чернышова
предпринимались, но были безуспешными – об этом есть материал в Чернышевском
музее. Кроме того, в музее есть географическая карта 1915 года, где показаны и
посёлок Поповский, и разъезд Пашенный, а между ними только лишь сенокосы. Да и
надо представлять себе, что такое разъезд – это участок железной дороги, где
могут разъехаться встречные поезда, так как дорога была однопутная, значит, на
разъезде было 2-3 пути и всё. Вместе с тем вдоль всей дороги на небольшом
расстоянии друг от друга строились казармы, в которых жили путейцы. Так от
разъезда Пашенный до Кундуя было 4 казармы, первая уже в районе нынешнего
ПМС-11, вторая – за «узким местом» и так далее. Неверно истолковывается в книге и момент
переименования села (замечу – не посёлка, а села) в Чернышевск. К этому времени
Курлыча не была уже «центральной административной единицей» для села
Поповского, так как Курлыча как село (а не как станица) входила в состав
Сретенского уезда, в то время как Поповская волость ходила в состав Нерчинского
уезда. В своё время заведующий муниципальным архивом В.Н.Чернова по моей
просьбе сделала запрос в Нерчинский архив, чтобы найти документы, которые могли
бы пролить свет на эти события. Нам повезло. Такой документ нашёлся. Это была выписка из протокола №45
Нерчинского Уездного Управления от 24 мая 1922 года. Вот его сокращённое
содержание: «…Слушали протокол Поповского волостного Собрания Уполномоченных от
14.05. сего года за №6 параграф 3 «О переименовании Поповской волости в
Чернышевскую (замечу – не Чернышовскую). Постановили: Уездное Управление
постановило просить Областное Управление переименовать Поповскую волость в
Чернышевскую». Как говорит этот документ, который
размещён на стенде в районном музее Чернышевска, посвящённом истории района,
схода граждан в 1921 году не было, а было собрание уполномоченных в 1922 году,
которых, естественно, уполномочивали сельские советы Утана, Алеура и Поповского.
Есть в книге «Сохатая река» О.А.Малаховой
и ещё неточности. Так, на ст.53 написано: «В христианской Руси верующие люди
прекрасно разбирались во всех церковных различиях: дьяк, поп, монах и так
далее». Но официально в церковной иерархии нет
звания поп. Людям можно было и не разбираться в церковных званиях, так как
попами звали всех священнослужителей, но только за глаза. И ещё – ни отец
Максим, ни отец Гермоген не были причислены к лику святых, поэтому они не были
святыми, как о них говорится в «Сохатой реке». Имеются в книге и другие неверные
положения, но они уже существенно не искажают представление об истории района.
Так, например, в книге утверждается, что ясак эвенки платили казакам, но на
самом деле ясак выплачивали в царскую казну, а казаки могли лишь содействовать
сбору ясака (ясак – это налог, выплачиваемый мехами или другими вещами,
деньгами). Что касается истории экспоната музея –
окаменевшего дерева, о котором также упоминает автор, то он был доставлен не в
школу №78, а в здание районной библиотеки, и не сотрудниками ЗАО «Труд», а
администрацией посёлка Чернышевск. Конечно, историю района надо изучать, надо
писать о ней книги, но делать это очень осторожно, чтобы история района
отображалась именно такой, какая она была, а это очень тяжёлый труд. Используя
источники, касающиеся истории района, надо критически относиться к информации,
указанной в них. Приношу извинения автору книги «Сохатая
река» О.А.Малаховой за критику, но истина дороже. В.С.Бураменский | |
|
Всего комментариев: 0 | |