Главная » 2015 » Октябрь » 3 » Дети-заложники
05:36
Дети-заложники

Дети-заложники

В рейд по неблагополучным и многодетным семьям сёл Комсомольское, Старый Олов и Багульное в минувшую среду отправился десант сотрудников органов профилактики: ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Э.П.Карелова, старший инспектор ПДН полиции Т.Е.Высоцкая, социальный педагог реабилитационного центра «Дружба» Ж.П.Шипицына, специалист Отдела опеки и попечительства А.С.Кожина. В этот день удалось посетить десять семей.

 

Дал Бог ребёнка, даст и на ребёнка

 

В истинность этой пословицы, судя по всему, свято верит семья И., в которой воспитываются девять детей. Старшему в этом году исполнилось 18, младшему – три месяца. 33-летняя хранительница домашнего очага не работает – занимается воспитанием детей. Содержит семью муж, который зарабатывает случайными колымами.

В однокомнатном домишке большой семье тесновато. Обстановка скромная, но всё необходимое имеется. Мы застали хозяйку за приготовлением обеда – она стряпала лепёшки, а её трёхлетняя дочка помогала маме.

Пришедшие интересовались, какими  льготами пользуется многодетная семья. Женщина рассказала, что все виды помощи, на которые имеют право, получают. Недавно по «социальному контракту» купили корову, зимой должна отелиться. Общий доход семьи в месяц 18 тысяч рублей - на эту сумму живут одиннадцать человек.

- Дети – это прекрасно, это наша обеспеченная старость, - говорит Ж.П.Шипицына. – Но ведь родить – этого мало, надо же их ещё вырастить, дать образование. Сегодня цены растут как на дрожжах.

Э.П.Карелова посоветовала женщине похлопотать об официальном трудоустройстве мужа, чтобы семья имела постоянный доход, а не от случая к случаю.

- Жить по принципу: «Сегодня пусто, завтра густо» нельзя, Вы ведь не одна, у Вас дети, - прощается с хозяйкой дома Эльвира Петровна. – Мы будем к Вам приезжать, а если возникнут какие-то трудности, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью.

 

Материнская «любовь»

 

У Людмилы Б. двое несовершеннолетних детей. Женщина не замужем, родила, как она говорит, «для себя». И в последнее время органам опеки и реабилитационному центру приходилось с ней встречаться часто. На некоторое время детей Людмилы помещали в реабилитационный центр. Давали женщине возможность найти работу, привести в порядок дом, заняться огородом - государство оказывает такой вид поддержки семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Но пока дочка и сынок были в государственном учреждении, она устраивала свою личную жизнь, а не занималась поиском работы. В Чернышевске познакомилась с вдовцом Л., у которого также на воспитании двое несовершеннолетних детей, и даже переехала в его однокомнатную благоустроенную квартиру. Но счастье было недолгим. Бой-френд, узнав, что у подруги двое малолетних детей, прервал их романтические отношения. Воспитывать чужих детей и делить свою «однушку» на шестерых он был не готов. К сентябрю Людмила забрала детей из реабилитационного центра и вернулась в родную деревню. С головой окунувшись в «амурные дела», не успела посадить огород, и теперь вынуждена покупать даже картошку.

Домик Людмилы на окраине. На фоне крепких соседских домов её жилище выглядит убого. Забор низко наклонился к земле, двери дома болтаются на петлях, окна затянуты целлофаном – стёкол нет. Громким лаем нас встречают две собаки – взъерошенные, тощие. Лай переходит в хрип, но хозяйка не выходит к непрошенным гостям. Лишь после того, как мы начинаем «брать штурмом» ограду, а собаки, испугавшись шокера, обращаются в бегство, Людмиле приходится выйти к нам.

- Закрутилась за домашними делами, вот и не слышала, - оправдывается женщина. Войдя в дом, никаких дел, которыми занималась женщина, мы не заметили, а здесь их невпроворот – генеральная уборка требуется уже очень давно. Первое, что бросилось в глаза – обилие мух. Сотни насекомых кружатся над нашими головами, они облепили стены и потолок, мебель... В квартире грязно и холодно. Пятилетний сынишка Людмилы притих в углу, обращаем внимание, что ребёнок босой. После замечания сотрудника реабилитационного центра женщина сгребает чумазого мальчонку в охапку и, достав из шкафа вещи, одевает кроху, не вынимая дымящуюся сигарету изо рта.

- Дров пока  нет, - тараторит Людмила. – Папка обещал привезти, но загулял.

- А почему стёкол на окнах нет? – спрашиваем.

- Выбили деревенские малолетки. А вставлять я, что ли, буду??? – возмущается Людмила. – Те, кто выбивал, пусть идут и вставляют, а я не умею!

- Так зима на носу!!! Как же Вы с детьми будете здесь зимовать?

Людмила молчит. 

- Почему столько мух в доме?

- Мне сказали, их убивать нельзя, - смеётся Людмила. – Богатства не будет.

- Скоро дочка со школы придёт, чем её кормить будете?

Людмила поднимает стоящую на грязном полу закоптившуюся кастрюлю:

- Вот, супом, - показывает она. – Гороховый, утром сварила.

Картина ясна. Выходим на улицу, где гораздо теплее, чем в доме. Сотрудник реабилитационного центра предупреждает Людмилу – если она не запасётся дровами, если не застеклит окна, детей придётся поместить в государственное учреждение - в такой обстановке они находятся в серьёзной опасности. Женщина, услышав о таком варианте развития событий, начинает плакать, кричать о своей любви к детям, заканчивая свой монолог словами:

- Я лучше их зарежу, но вам не отдам!!! Не получите!!! 

Сотрудники опеки обещают скоро вернуться и проверить, как Б. подготовилась к зиме. Мы уходим, а вслед нам тоскливо смотрит сынишка Людмилы – отодвинув целлофан, он выглядывал из окна, пока «любящая» мать сыпала угрозами в адрес пришедших.

 

Душа поёт,

кардиограмма пляшет

 

Мама трёхлетней Ш. в прошлом году была осуждена за совершение кражи.  Женщину приговорили к лишению свободы сроком на два года. Девочка осталась с отцом, который  в последнее время всё чаще прилаживается к бутылке. Вот и во время нашего визита хозяин дома был пьян, да настолько, что даже не смог подняться с пола, чтобы встретить гостей. Его малолетняя дочка во время загулов отца живёт с родной бабушкой, как и сейчас. Но мужчина был не один. Компанию ему составили: двое друзей, которые курили на крылечке, женщина лет 35 в футболке с шутливой надписью «Душа поёт, кардиограмма пляшет» и её четырёхлетний сын. На кровати в спальне, убаюканная алкоголем,  мирно посапывала ещё одна гостья. 

Сотрудник опеки узнала женщину в яркой футболке – ею оказалась жительница района Ирина Ч. Пару месяцев назад её бывший муж обратился в органы опеки с намерением ограничить бывшую супругу в родительских правах в отношении двоих несовершеннолетних детей, ссылаясь на асоциальный образ жизни женщины. Но опека встала на защиту матери, которая тогда официально работала, по месту проживания характеризовалась положительно. Эта случайная встреча будет иметь негативные последствия для Ирины. Тот факт, что она находилась в алкогольном опьянении в гостях у пьяных односельчан с малолетним ребёнком, сыграет против неё. С этого дня органы опеки будут регулярно проверять женщину, и если её заметят в подобном хотя бы раз, поддержат в суде желание бывшего супруга Ч. Услышав об этом Ирина, крепко взяв мальчонку за руку, удаляется из гостеприимного дома. Но вот только уходила она в противоположную от своего жилища сторону. 

Предполагаем, что этот уход разыгран специально для нас. На столе у Ш. ещё оставалась недопитая бутылка «китайской» водки и, скорее всего, когда наша «Газель» тронется в путь, Ирина вернётся сюда снова. Видимо песни, исполняемые её душой, заглушают голос разума.

 

“Проспали”  1  сентября

 

Глава большого семейства З. Александр работает вахтой. Деньги получат для деревни немалые. И когда приезжает на выходные домой, на радостях уходит в загул. На этот раз к супругу присоединилась и его благоверная. Гуляли так, что «проспали»                1 сентября и трое их ребятишек пропустили праздничную линейку. Сейчас дети посещают занятия, но нет гарантии, что ситуация не повторится.

Во время нашего прихода супруга Александра стирала. Молодая женщина рассказала, что уже «завязала», а вот муж никак не может. Даже на работу не поехал – всё пьёт.

- Наталья, у Вас трое маленьких детей, а Вы за рюмку берётесь, да ещё и с мужем на пару, - возмущена Э.П.Карелова.

 

 

 

 

-  Поругались мы с ним крепко, вот я и сорвалась, - краснеет Наталья. – Больше такое не повторится.

Словам женщины хочется верить. Видно, что в этой семье не всё так плохо. В квартире добротная мебель, дома порядок, на плите дымится обед – скоро с уроков должны прийти дети. Ответственный секретарь предупреждает женщину о последствиях совместных с мужем гулянок:

- Три протокола об административном правонарушении, и Вы можете быть лишены родительских прав, - говорит Э.П.Карелова. – Задумайтесь, Наталья, стоит ли рюмка водки расставания с детьми.

Незавидное будущее

 

Светлана С. недавно поменяла место жительства. Вместе с четырьмя несовершеннолетними детьми она съехала из квартиры сожителя, который частенько поколачивал свою подругу, и теперь живёт в небольшом зимовье своих друзей. Толчком к переезду стала очередная ссора - сейчас лицо женщины обезображено синяком и ссадинами, но обращаться в отдел полиции с заявлением на домашнего тирана она не хочет. Причиной визита к женщине стали не семейные разборки, а нежелание учиться её старшего сына. А заодно приехавшие проверили, в каких условиях теперь живёт многодетная семья.

Сын Светланы несколько раз оставался на второй год,                   17-летний юноша крепко «застрял» в 8-ом классе. Одноклассники смеются над ним, дразнят. Ходить в школу стыдно. Уговоры, убеждения и просьбы пришедших ни к чему не привели – юноша стоял на своём: «В школу не пойду! Учиться не буду». Мать поддерживает старшенького.

- Окончить 9 классов должен каждый ребёнок. Если прогулы будут и впредь, составим протокол о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей на твою маму! - предупреждает Т.Е.Высоцкая.

Через месяц юноше исполнится 18 лет, и с этого момента органы  профилактики не будут иметь на него влияния. Скорее всего, юноша так и не получит аттестат об образовании, а это значит, что он не сможет поступить в техникум, в вуз, не призовут его и в армию. В наше время человеку без образования очень трудно получить достойную работу. Будущее деревенского паренька кажется незавидным. Но он этого пока не понимает, а мать, увлечённая разборками с “любимым”, не старается этого объяснить.

 

Дети-заложники

 

Возвращаемся домой с невесёлыми мыслями. Никак не выходят из головы глаза сына Людмилы, полные тоски. Было досадно за сына Светланы, с молчаливого согласия матери губящего свою жизнь. Жалко ребёнка Ирины, который в свои четыре года вынужден бродить с пьяной матерью по домам сельских пьяниц…

К сожалению, в последние годы число социально неблагополучных семей в районе увеличивается. Растёт число матерей, для которых рождение детей – это не величайшее счастье, а лишь способ стабильного заработка.

Вспомнился рассказ сотрудника одной сельской администрации, которая поведала о многодетной маме Н. Женщина не работает, она не замужем. Живёт на «детские» и пособие матери-одиночки. Когда её малыш подрастает, чтобы получать деньги, она рожает ещё одного. Потом – ещё и ещё… В отношении нескольких детей она уже лишена родительских прав. Но мамаша упорно продолжает улучшать демографию в стране.

Каким будет будущее этих детей, детей-заложников? Заложников нищеты, пьянства родителей, заложников той среды, жить в которой обрекают их мама и папа. Детей, которые едят из грязной посуды, ложатся спать в груду тряпья и вынуждены засыпать под пьяные разговоры «друзей» семьи. Детей - объектов насмешек чистых и ухоженных одноклассников, которые краснеют из-за своей мятой одежды с чужого плеча, порой – не по сезону, за свой неопрятный внешний вид. Стыдятся, а потом… озлобляются. На весь мир, на своих родителей, на себя…

Ребёнок – это зеркало родителей. К сожалению, жизнь доказывает: дети-заложники вырастают и очень часто сами становятся родителями детей-заложников.

Надежда Дёмина, фото автор

Категория: Актуально! | Просмотров: 596 | Добавил: chernyshevsk | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]