Главная » 2016 » Апрель » 25 » Чернышевск – наш посёлок родной
16:10
Чернышевск – наш посёлок родной

Чернышевск –

наш  посёлок  родной

Чернышевский район образован в 1926 году Постановлением Президиума ВЦИК от (4 января 1926 года). В 1963 году ликвидирован (Указ Президиума ВС РСФСР от 01 февраля 1963 года), вновь образован в 1965 году (Указ Президиума ВС РСФСР от 12 января 1965 года).

Численность населения в районе: в 1987 году – 51,3 тысячи человек, в 1997 году – 50,2 тысячи человек, в 2002 году – 38,1 тысяча человек. Но 01.01.2016 г. численность населения Чернышевского района составляет 33 424 человека. В Чернышевске проживает 13 020 человек.

Городское поселение «Чернышевское» является административным центром района. Посёлок находится в 300 км от краевого центра – города Читы.

На востоке Чернышевск граничит с сельским поселением «Алеурское», на западе – сельским поселением «Гаурское», на севере – с сельским поселением «Утанское».

Интересна история Чернышевского района.

Строительство вторых путей на Забайкальской железной дороге стало мощным стимулом в развитии экономики района. С увеличением пропускной способности дороги возникла необходимость иметь большие запасы угля, поэтому в 1932 году была построена железнодорожная ветка Чернышевск-Букачача. Значительно возросла и добыча угля на шахте Букачача. Уголь теперь возили не гужевым транспортом в Бушулей, а железнодорожным на станцию Пашенная (Чернышевск), создаются леспромхозы, дороге нужны шпалы, необходимы строительные материалы.

Станция Пашенная становится железнодорожным узлом, где строятся паровозное, вагонное депо, электростанция, вокзал, который и сегодня считается одним из красивейших на Забайкальской железной дороге, школа, узловая железнодорожная больница, детский сад и многие другие объекты. Растёт численность населения, поэтому строится жильё. В Чернышевске появляются двух- и одноэтажные многоквартирные дома по улице Чернышевская, Калинина, Пушкина, Центральная, Первомайская, Карла-Маркса. Дома были деревянные, крыши из дранья (тонких небольших дощечек). Этот микрорайон в народе стали называть соцгородок (социалистический городок). Двухэтажный дом был построен и на улице Железнодорожной сразу за восточным переездом. Справедливости ради необходимо отметить, что все социальные объекты, а также жильё (в частности - “соцгородок”), да и вторые пути строили заключенные - «бамлаговцы». Решением райисполкома в 1932 году за селом Алеур выделялась земля для размещения полка НКВД, охранявшего заключенных. На шахте Букачача тоже работали заключенные.

Во время посещения станции Пашенной в 1936 году министр путей сообщения Л.М.Каганович, увидев землянки, в которых жили железнодорожники, из окна вагона, дал указание убрать их. Местные власти выполнили указание и стали выделять земельные участки под индивидуальное строительство в западной части посёлка. Впоследствии этот микрорайон назовут “Сахалином”. Почему именно “Сахалин”? Дело в том, что во время сильных наводнений река Алеур, выходя из берегов в районе улицы Садовой, затапливала всё правобережную часть посёлка, включая и центр, и только лишь западная часть посёлка от переулка, идущего от «Зари» к реке Алеур, всегда оставалась сухой, в то время как кругом была вода. Поэтому и назвали этот микрорайон посёлка “Сахалином”.

Наиболее сильные наводнения отмечались в 1948 и 1958 годах. В 1948 году сильно пострадал от наводнения поселковый сад. Районный исполнительный комитет принял решение о восстановлении сада и вскоре он был восстановлен. Кстати сказать, за содержание сада отвечал его директор, в штате сада были рабочие, сторожа. В Чернышевском банке имелся счёт поселкового сада.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 ноября 1938 года село Чернышевское получает статус рабочего посёлка с новым названием – Каганович, а станция - имени Кагановича.      

26 мая 1951 года в посёлке случился пожар. Сгорели семнадцать многоквартирных домов “Соцгородка”, расположенных по улицам Первомайской, Карла Маркса и Центральной, этому способствовал сильный ветер и сухая погода, а также то, что крыши домов были из дранья, горящие куски которого уносились ветром на большие расстояния, поджигая другие дома. 15 июня 1951 года комиссией в составе семи человек, возглавлял которую председатель поселкового совета Сокович, был составлен акт о том, что «26 мая 1951 года на территории поселкового совета, а именно - на территории соцгородка, где проживают железнодорожники узла станции им.Кагановича, разразилось стихийное бедствие – пожар, где сгорело дотла 17 жилых домов, в том числе и дом товарища Похилько Ивана Северьяновича - заместителя начальника основного депо станции имени Кагановича со всем имуществом. В момент возникновения пожара Похилько находился при исполнении служебных обязанностей». Этот акт сохранился у дочери Похилько И.С. – Зензиной Делисы Ивановны. В то время все железнодорожники имели подсобное хозяйство, поэтому в пожаре погибли домашние животные и сельскохозяйственные постройки.

С середины 50-х годов прошлого века впервые начали строить благоустроенное жильё. Был построен целый квартал двухэтажных кирпичных благоустроенных домов. Посередине квартала стояла котельная. Этот квартал получил название «Бездымный». Сегодня уже никто так не называет этот квартал, исчезло из обихода и название «соцгородок».

12 сентября 1957 года вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О переименовании рабочего посёлка им.Кагановича Чернышевского района Читинской области». Переименовать рабочий посёлок им.Кагановича в рабочий посёлок Чернышевск, а 6 декабря 1957 года в соответствии с Распоряжением Совета Министров СССР переименована и станция им.Кагановича в станцию Чернышевск-Забайкальский. С начала 1960 годов стали строить в посёлке четырёх, а затем и пятиэтажные дома, которые народ назвал «пятаками». Пятиэтажные дома построены на месте, где раньше были овраги и где жители брали глину. Мне не удалось найти документа, когда наш рабочий посёлок стал посёлком городского типа, но в 1965 году, когда был восстановлен наш район (его ликвидировали в 1963 году) центром Чернышевского района значился  посёлок городского типа Чернышевск. В микрорайоне пятиэтажных домов были построены школа №78, детский сад «Ёлочка», а затем и детский сад «Теремок», спортзал «Мехико», магазины «Забайкалье» и «Юность». В 1988 году при строительстве дома по улице Транспортная, 5  сделана пристройка для ком-бината бытового обслуживания (сейчас здесь находится транспортная полиция), начато строительство район-ной поликлиники. Все эти объекты строились силами строительно-монтажного поезда № 177, длительное время руководил которым, вплоть до его расформирования, Кутафин Алексей Павлович.   

В 80-ых годах прошлого века появился микрорайон ГРП. Необходимо отметить, что строилось жильё в посёлке и хозспособом – это когда предприятия строили дома за свой счёт. В 1988 году хозспособом был построен автомобильный мост через реку Алеур за Сахалином. Проезжая по этому мосту, невольно вспоминаешь Ерохина Александра Ивановича – бывшего начальника восстановительного поезда ст.Чернышевск-Забайкальский, Соловьёва Виталия Александровича, и, конечно, председателя райисполкома Белова Владимира Ивановича, при котором были построены ещё два моста: пешеходный мост из железнодорожного виадука и капитальный автомобильный мост вместо старого деревянного моста, который был разрушен наводнением 1988 года.

Многие жители района старшего возраста ещё помнят «китайские огороды», которые располагались сразу за Чернышевском, примерно в районе, где сейчас автозаправка. Это была большая территория, огороженная жердями. Здесь выращивали овощи: капусту, свеклу, морковь. Учащиеся Чернышевских школ работали на этом огороде, занимаясь прополкой. Почему их называли «китайскими»? Да потому, что раньше на огороде работали китайцы. Было у нас и водяное колесо, предназначенное для подачи воды на огороды, находилось оно недалеко от первого сливания реки Алеур с Куэнгой.

Во время реформы местного самоуправления согласно 131 федеральному закону от 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» все населённые пункты района были разделены на городские и сельские поселения. Отныне наш посёлок стал называться «городское поселение «Чернышевское». Городскими поселениями стали также посёлки Букачача, Зилово, Жирекен.

В 1934 году в составе Чернышевского района было 26 сельских советов. Учитывая, что многих из них сейчас уже нет, думаю есть смысл перечислить их всех: Укурейский сельсовет, Мильгидунский, Посельский, Старооловский, Утанский, Букачачинский, Бородинский, Бушулейский, Такшинский, Бериинский, Шивия-наделяевский, Кумакандинский, Улейский, Новооловский, Гаурский, Чернышевский, Озёрнинский, Новоильинский, Усть-ундургинский, Кадаинский, Икшицкий, Ушмунский, Курулинский, Алеурский, Зиловский, Соктойский.

Определённый интерес представляет и структура райисполкома. Многих отделов сегодня уже нет, а другие выполняют уже несколько другие функции. Нет и райисполкома, его функции выполняет администрация района.

Численность сотрудников отделов райисполкома по состоянию на 1939 год: райлесхоз -14 человек, райздравотдел -11 человек (всего с медперсоналом - 87), отдел сельского хозяйства-30 человек (ветврачи, агрономы), райфинотдел - 41 человек (с налоговым столом – примечание автора), райсобес-2 чело-века, работников комитета заготовок - 10 человек, районо - 7 человек, райкомзем - 4 человека, райкомхоз - 8 человек, общий отдел - 12 человек.

В Чернышевском архиве имеется много интересных документов, касающихся истории района. Одним из таких документов является и План восстановления и развития народного хозяйства на 1948 год, в котором прописано, сколько каждый цех промкомбината должен изготовить различных изделий, например пимокатному цеху было дано задание изготовить 3000 пар валенок, 7000кг войлока. Кожевенный цех должен был подготовить 2000 кг сыромятины, сапожный цех – пошить 2000 пар обуви, а отремонтировать – 2075 пар. Задания были определены и для столярного цеха, пошивочного и других.

Вот такая интересная у нас история. В небольшой статье невозможно осветить все события, происходящие в нашем районе за 90 лет, это дело не одного дня, да, наверное, и года. Я думаю, нашим краеведам есть ещё над чем работать и можно найти много интересной информации, касающейся истории нашего района.

Владимир Бураменский,

 директор Чернышевского районного краеведческого музея с 2008 по 2012гг.

На фото: железнодорожная больница, 1956г   , фото из архива Районного краеведческого музея.

Просмотров: 340 | Добавил: chernyshevsk | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]