Старый патефон - 22 Мая 2013 - Блог - Наше время портал Чернышевского района
Низким поклоном, добрым словом приветствуем Вас, дорогие друзья, на главной странице  портала  Чернышевского района "Чернышевск Наше время " ! Если Вы стали очевидцем происшествия , мероприятия и у Вас под рукой оказался фотоаппарат , видеокамера, в кадр вашего мобильного телефона  попало что-то интересное, при этом хотите поделиться своей информацией с нами, то присылайте свои фотографии (фоторепортажи) или видеоролики, на vla633722382009@yandex.ru  , не забудьте  Ваш комментарий. Ваши фотографии и ролики будут размещены на информационном портале Чернышевского района «Наше Время»
 
Вниз
Навигация
Рубрики
Статистика

web hit counter
Наши гости
Карта посещений
Наши гости
Статистика
Яндекс.Метрика
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни
портал о здоровом образе жизни

Чернышевский краеведческий музей –официальный сайт
официальный сайт 
Чернышевского  краеведческого музея
Главная » 2013 » Май » 22 » Старый патефон
12:29
Старый патефон

Старый патефон

«Занесло судьбою в третий батальон

Старенький коломенский усталый патефон.

Пел нам на привалах у чужих дорог

Трогательный девичий печальный голосок»

 

Это строки из одной песни военных лет. Именно с этим временем в большей степени напрямую связан своей интереснейшей судьбой этот забытый механический аппарат, ведь он как старый боец, прошедший трудными дорогами войны и воевавший на фронтах, который с победой дошёл со всеми фронтовиками до самого конца войны, внеся добрую лепту в историю тех лет.

Человек всегда хотел изобрести нечто, что бы воспроизводило всевозможные звуки. Отзвуки музыки или красивого голоса всегда завораживали воображение людей. Так  ещё  в Древней Греции в 4-11 веках до нашей эры  появились первые театры с самодвижущимися фигурками, которые механически перемещались под звуки, сливающиеся в своеобразные мелодии. В эпоху Возрождения люди научились делать разные музыкальные инструменты: шарманки, музыкальные шкатулки, табакерки. А уже в Средние века на центральных башнях на улицах появляются куранты и компактные ручные часы с музыкальным механизмом. Но людям, все же, хотелось услышать именно  звуки живой речи.

Так в 1877 году выдающийся американский изобретатель и предприниматель Томас Алва Эдисон сконструировал прибор для механической записи и воспроизводства звука - фонограф. Фонографами пользовались наши деды вплоть до 30-х годов.  А в 1888 году немец – Э. Берлинер изобрел чудо века – граммофон, и началась эпоха массовой культуры. Именно граммофон стал прародителем патефона.  Служащий французской фирмы «Патэ» - Гильон Кеммлер, в 1901 году  усовершенствовал  граммофон.  Сделав рупор (большая внешняя труба аппарата)  граммофона маленьким, он встроил его внутрь корпуса патефона, сконструировав новый аппарат  компактным, малогабаритным и переносным. Слово патефон объединило в себе два слова. «Пате» - это известная французская фирма по производству патефонов, и слово «фон», что в переводе на русский язык – означает «звук». Считается, что патефон – это неправильное название граммофона, которое прижилось только в СССР и даже не известно по каким причинам. Патефон является для нас частью советской культуры. Широко известно, что даже «Граммофон» - это тоже запатентованное название звуковоспроизводящих аппаратов. Так, например, в Америке не было никаких граммофонов, а были графофоны, фонографы, говорящие машины и другие тому подобные аппараты. Нам известные патефоны были запатентованы братьями Пате, и были названы именно в их честь. Они отличались от других аппаратов не только внешним видом, а, в первую очередь, методом записи, посредством адаптера. 

Патефоны той поры были механическими и приводились в действие посредством пружины. Одного завода хватало на прослушивание одной стороны пластинки. Этот аппарат не требовал подключения к электросети. Под него танцевали в 30-х годах на площадках в парках, ведь его звук был достаточно громким. Уровень громкости не регулировался. В ту пору выпускалось несколько видов таких патефонов. И если граммофоны были стационарной установки, то главным достоинством новых аппаратов было то, что его можно было брать с собой и даже держать в руках, когда хочется насладиться очень громким его звучанием, ведь всё его устройство помещалось в легкий небольшой чемоданчик.

Звук с пластинки снимался посредством сапфировой иглы. Такая игла была рассчитана на многократное использование в отличие от граммофонной стальной иголки, которую меняли после 3-4 минут, что соответствовало прослушиванию только одной стороны грампластинки.  Есть и еще один нюанс – все патефонные пластинки играют от центра к краю, а граммофонные от края к центру, и на патефоне невозможно прослушать граммофонную пластинку, как и наоборот. В чемоданчике патефона предусмотрен выдвижной отсек для хранения игл, которые можно было покупать на вес. Они были дешевыми.

Первая в мире граммофонная пластинка была изготовлена из целлулоида и хранится сейчас в Национальном музее США в Вашингтоне. Первые патефонные пластинки назывались «рекордами». «Рекорд», это английское слово и означает оно – «запись». Эти пластинки были толстые, с шероховатым краем и весили почти 0,5 кг! В центре их делалось два отверстия.  Запись обычно занимала только одну сторону, а двухсторонние «рекорды» появились лишь в 1903 году. Хочется добавить, что самая первая граммофонная  запись на русском языке была сделана в 1897 году в Ганновере. Но из чего только не делали первые пластинки! Они были и из воска, из целлулоида, каучука, металла, шпата и сажи. Но самые редкостные и забавные были изготовлены, не поверите, но из самого, что не на есть настоящего шоколада! Такие «сладкие» пластинки предлагали сразу же съесть, если они не понравились слушателю. Самые практичные и долгосрочные пластинки оказались из материала под названием – шеллак. «Что это такое?» - спросит внимательный читатель или слушатель. В Индии водится малюсенький жучок, называемый лаковый червец. Из своей выделяемой смолы он делает себе скорлупу. Так нужную для пластинок смолу отрывали от коры дерева, обливая её горячей водой, затем промывали и процеживали, чтобы удалить кусочки коры. Скорлупа по-английски  произносится, как «шелл». Именно отсюда и произошло слово – шеллак. Эта смола хорошо плавится и смешивается с различными другими веществами. Когда она остывает, то становится твердой, но очень эластичной. Единственный  недостаток этого состава – заключается в том, что этот состав достаточно дорогой, ведь для того, чтобы изготовить всего лишь одну пластинку, нужна была скорлупа 4-х тысяч жучков.   Несмотря на дороговизну, до 1948 года мы закупали это сырье за границей  на золото и валюту.

Фирмы-изготовители прошлых лет хорошо понимали, что таким очень трудоёмким способом много пластинок не сделаешь, потому с 1908 года они стали скупать старые негодные и разбитые пластинки. Практичные предприниматели всюду стали писать объявления, что за старые грампластинки они выдадут одну новую такого же размера, но при условии покупки у них ещё одной дополнительной. Но в скором времени люди поняли, что возникла острая необходимость чем-то заменить дорогостоящую смолу. Вот так однажды на смену ей пришла пластмасса. К слову хочется добавить, что до сего времени человечество выпускает пластинки, правда, теперь они чрезвычайно прочные и с диаметром всего 12,5 сантиметров, которые весьма компактны. Отсюда и появилось название современных пластинок – «компакт-диски», и звук на этих пластинках сегодня записывается с помощью сложнейших электронных устройств. Но вернёмся к истории патефона.

Патефоны в СССР выпускались многими заводами. Среди них – ордена Ленина завод «Молот» в Вятских Полянах, Коломенский патефонный завод, Ленинградский завод «Грампласттреста», завод «Северный пресс» в Ленинграде и многие другие заводы среди которых и две марки, демонстрирующиеся  сегодня в нашем музее.

Появление патефона стало важным и общественным событием в жизни советского народа. Легкий мягкий шорох и трепетное шипение при проигрывании пластинок не мешало, а наоборот создавало особую теплую атмосферу дружеской компании. Немного колдовства над музыкальным аппаратом, посредством нескольких поворотов ручки патефона и вот уже льются чарующие сердце звуки музыки и голоса любимых исполнителей, что, конечно же, очень сближало слушателей.  Каждые пять минут нужно было заводить пружину специальной рукояткой, причём подкручивать пружину нужно было до конца, но не пережимать, чтобы она не лопнула. Из пакета очень осторожно вынимали пластинку, чтобы её не уронить, ведь они были очень хрупкими, затем смахивали с пластинки пыль и клали её на круг, подводя патефонную иглу. Любимыми пластинками военных лет… их и сегодня хорошо помнят наши деды. Это «Рио-Рита»,  «Брызги Шампанского»   и «На сопках Маньчжурии». Со старых пластинок слышались голоса известных певцов – Петра Лещенко, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина. До сих  пор с удовольствием люди, особенно старшего поколения, слушают и поют знаменитый «Синий платочек» Клавдии Шульженко. Помните?

«Синенький скромный платочек

Падал с опущенных плеч…

Как провожала и обещала

Синий платочек сберечь».

Или  прекрасные строки из песни фильма «Два бойца» в исполнении Марка Бернеса

«Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,

Как я хочу к ним прижаться сейчас губами.

Темная ночь разделяет, любимая, нас,

И холодная черная степь пролегла между нами.

Верю в тебя, дорогая подруга моя…»

И как тут не вспомнить, просто обожаемого всеми советскими людьми, Леонида Утесова с песней «Утомленное солнце» на музыку Петербурского на слова Заболцкого:

«Утомленное солнце

Нежно с морем прощалось

В этот час ты призналась,

Что нет любви».

И именно Л. Утесов пел когда-то в те далёкие военные годы в песне «Днём и ночью» о патефоне:

«…Где-то под Варшавой миной был сражён,

Замолчал коломенский бедняга-патефон».

О патефоне пели, как о бойце, его жалели и называли «усталым», «бродягой-патефоном». Патефон внёс свой определенный добрый вклад в большую Победу нашего народа над фашизмом. Люди военных лет часто вспоминают, о том, как собирались они вокруг патефона в лихие 40-е годы. Вспоминают всегда с большим теплом и приятной улыбкой на лицах. Рассказывают, как собравшись вокруг патефона,  они танцевали под его теплые и до боли родные пластинки, вслушиваясь в звуки и ритмы друга патефона. Патефон был целым миром для людей. Он вселил в себя всё то, о чем можно было мечтать, когда  из рупора лились нежные мелодии вальса или задорные песни Утесова. Чаще такая возможность могла появиться где-нибудь в госпиталях, когда сестрички выносили любимый  патефон и крутили по нескольку раз одни и те же пластинки, давая возможность в эти короткие счастливые часы вспомнить бойцам своих родных и поддержать дух людей в безоговорочную и скорую победу.

Очевидцы того времени вспоминают, как собирались они в домах, где был патефон, крутили и слушали полюбившуюся им музыку, и даже обменивали пластинки на хлеб. Музыка помогала перестать бояться врага и верить в будущее,  строить планы и мечтать о времени, когда кончится, наконец, ненавистная война.

Эпоха патефона прошла, но людская память сохранила о нем только тёплые и светлые воспоминания, «навевая легкой дымкой тоску о старом забытом патефоне».

Директор краеведческого музея – О.А. Малахова

Просмотров: 687 | Добавил: chernyshevsk | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *:
Наши гости
free counters
Время жизни
Форма входа

Каталог сайтов
Новости
Архив записей
Поиск
Нравится


Используются технологии uCoz
Информационный портал " Чернышевск Наше время" создан при информационной поддержке  районной газеты "Наше время" , сайта Чернышевского краеведческого музея
и портала о здоровом образе жизни "Наше здоровье"
"Чернышевск Наше время" информационный портал © портал о здоровом образе жизни "Наше здоровье"

Вверх